Interested Article - Чичерин, Александр Васильевич

Александр Васильевич Чичерин ( 1793 17 августа 1813 ) — поручик 9-й роты Лейб-гвардейского Семёновского полка 5-го пехотного корпуса 1-й Западной армии, участник Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода , автор дневника. Погиб в сражении под Кульмом .

Биография

Происходил из русского дворянского рода Чичериных. Сын корпусного командира, генерала Василия Николаевича Чичерина , внук Санкт-Петербургского генерал-полицеймейстера, генерал-аншефа , сенатора Чичерина Николая Ивановича . Мать Екатерина Александровна Салтыкова была одной из двух дочерей переводчика Александра Михайловича Салтыкова и его жены Марии Сергеевны. Обе сестры — Екатерина и Мария — учились вместе в Смольном институте и окончили его в 1785 году. В родословных книгах и других источниках указывается, что женой отца Чичерина, была Екатерина, однако единственное дошедшее до нас письмо матери Чичерина подписано «М. Чичерина». Его младшая сестра, жившая вместе с матерью в имении под Могилевом после смерти матери в августе 1813 года переехала в Петербург к своей опекунше Роксандре Стурдзе . В 1816 году Мария вышла замуж за известного дипломата, религиозного философа и публициста Стурдза Александра Скарлатовича и в марте 1817 года умерла от родов. В детстве Чичерин и Стурдза виделись постоянно, так как имение родителей Стурдзы близ Могилева находилось рядом с имением бабушки Чичерина. Чичерин приходился дальним родственником Голицыной Наталье Петровне , состоял в дружеских отношениях с её дочерью Строгановой Софьей Владимировной , сыновьями , Борисом , Дмитрием и внуками: Александром и Владимиром. В доме у Голицыной он познакомился с губернатором Тамбовской губернии Державиным , русским поэтом Жуковским , и Карамзиным . По отцовской линии он приходился дальним родственником Почётного члена Петербургской Академии наук Чичерина . Двоюродный брат Чичерина, генерал от кавалерии Чичерин, Пётр Александрович во время Отечественной войны 1812 года был командиром Драгунского полка. Воспитателем Чичерина был Малерб — довольно известный в Москве преподаватель. Он обучал и декабриста Лунина — и Лунин впоследствии назвал Малерба в числе людей, наиболее сильно на него повлиявших; затем Малерб был гувернёром внука Голицыной Владимира Апраксина и, по настоянию бабушки, сопровождал его в действующей армии. Живя в Петербурге, Чичерин часто посещал дом Строганова , пользовался расположением всего семейства Строгановых, был в дружбе с его сыном Александром. В дневнике и письмах Чичерина с уважением и любовью часто упоминаются и П. А. Строганов. Во время войны Чичерин, как отмечается в его дневнике, встречался с П. А. Строгановым. Последний также упоминает об этих встречах в письмах к своей жене. До поступления в Пажеский корпус, Чичерин жил в доме своего деда (ныне исторически-архитектурный памятник Санкт-Петербурга), находившемся на углу Невского проспекта (дом 15) и реки Мойки (дом 59), у Зелёного моста.

Дом, в котором жил Чичерин.

Пажеский корпус

Александр Васильевич Чичерин поступил в Пажеский корпус . Состоял при царском дворе в службе пажом с 3 марта 1806 года; с 4 апреля 1808 года он — камер-паж;

Внешние изображения

в январе 1809 года состоял камер-пажем при Короле Фридрихе Вильгельме III , во время пребывания того в России. В 1809 году Чичерин окончил Пажеский корпус .

Начало войны 1812 года

В том же 1809 году, 19 января, А. В. Чичерин был произведён в подпоручики Лейб-Гвардейского Семёновского полка . 5 октября 1811 года — поручик, офицер 9-й роты под командованием Павла Пущина , друга Пушкина . 9 марта 1812 года вместе с Семёновским полком он выступил из Санкт-Петербурга в поход. В марте 1812 года получил вызов на дуэль. Николай Муравьёв, с которым предстояло стреляться, описывал причину вызова так: «Когда была моя очередь вести колонновожатых на ученье, был приведен Семеновского полка батальон, в котором находился прапорщик Чичерин. Огня в камине не было, и Чичерин сказал при всех, что если колонновожатых водят на учение, то надобно заставить их таскать дрова в камин. Услышав сию насмешку, я написал ему письмо с предложением выбрать к следующему дню оружие и место для поединка». Муравьёв был настроен решительно и даже просил товарищей в случае его смерти стреляться с обидчиком по очереди. Товарищи с радостью согласились. Однако дуэль не состоялась .Участвовал в Бородинском сражении . 27 марта 1812 года в среду, после ухода Пущина в отпуск на 5 дней, Чичерин временно был назначен командиром 9-й роты. 6 октября Чичерин стоял вместе с полком в резерве при Тарутине . 11—12 октября — в резерве под городом Малоярославцем .

Из воспоминаний Чичерина:

Подходя к Малому Ярославцу, мы услышали сильную канонаду и провели остаток дня и всю ночь в версте от города. <…> Французы двумя корпусами пытались его взять. В полночь канонада ещё продолжалась. Наконец ночью, потеряв от 7 до 8 тыс. человек, они отступили вправо, а мы, понеся почти такие же потери, отошли на семь вёрст влево. Нами захвачено одиннадцать пушек, четыреста пленных; двенадцать человек утонуло, убито много лошадей. Сегодня вечером мы продолжаем преследовать неприятеля. .

Вместе с ним в полку служили сыновья французского эмигранта де Броглио-Ревель , окончившие кадетский корпус и вступившие в Семёновский полк раньше Чичерина. Поручик Карл-Франциск-Владислав был убит в сражении при Кульме; его брат — штабс-капитан Альфонс-Гавриил-Октав участвовал в кампании 1812 г. и заграничном походе 1813—1814 гг. В 1816 г. он вышел в отставку, в 1826 г. привлекался по делу декабристов, но был оправдан. В сентябре 1812 г. в лагере под Подольском Чичерин в последний раз встретился со своим отцом. В лагере под Малоярославецком в палатке Чичерина ночевал Кутузов . Из воспоминаний Чичерина:

Прощайте, покой и сибаритское существование; усталый, грязный, полуголодный, без постели, я всё-таки готов благословлять небо, лишь бы успехи наши продолжались. Теперь у меня нет даже палатки. Сегодня утром светлейший (Кутузов — прим. Авт.) в весьма учтивых выражениях попросил её у меня, а я не так дурно воспитан, чтобы отказать. И вот я перебрался к Вадковскому , где очень неудобно; а в моей палатке укрыты судьбы Европы

Чичерин принимал участие в Малоярославецком сражении ; затем участвовал в преследовании неприятельских войск на протяжении всего пути отступления французской армии: от Малоярославца до границ Российской империи; далее, он участвовал в военных действиях на территории Саксонии .

Смерть

16 августа 1813 года 3-й батальон получил задание: очистить от неприятеля занятую им вершину первой горы в проходе Богемских гор. Батальон выполнил эту задачу. Версты две от местности, где 3-й батальон встретился с неприятелем, находилась деревня, лежащая параллельно дороге, ведущей от Мирны к Теплицу, занятая неприятелем, обстреливавшим дорогу. Трём ротам 2-го батальона приказано было занять эту деревню деревня была занята батальоном. В это время прискакал казак и сказал, что большая дорога занята неприятелем. Полку пришлось отступать горами. Чичерин был смертельно ранен пулей в правый бок. 17 августа скончался в Праге от ран, полученных в сражении при Кульме , — где, в продолжение всего сражения, находился впереди храбрейших войнов, поддерживая в них дух храбрости и мужества и сохранял совершенный порядок в рядах их примером собственной неустрашимости.

Из воспоминаний Н. Н. Муравьёва :

Ермолов приказал 2-му батальону Лейб-гвардии Семёновского полка идти на защиту орудий. Никогда не видал я, что-либо подобного тому, как батальон этот пошёл на неприятеля. Небольшая колонна эта хладнокровно двинулась скорым шагом и в ногу. На лице каждого выражалось желание скорее столкнуться с французами. Они отбили орудия, перекололи французов, но лишились всех своих офицеров, кроме одного <…> Якушкина , который остался батальонным командиром…

Далее Муравьёв пишет о поведении Чичерина во время этой атаки:

…Поручик Чичерин примером своим ободрял солдат: он влез на пень, надел коротенький плащ свой на конец шпаги и, махая оной, созывал людей своих к бою, как смертоносная пуля поразила его сзади под лопатку плеча; лекаря не могли её вынуть, и он через несколько недель умер в ужасных страданиях. Чичерин к наружной красоте присоединил отличные качества души .

Когда Чичерин умирал, он попросил своего родственника генерала-майора Пашкова, отвезти в полк 500 рублей, с тем чтобы проценты этого капитала ежегодно выдавались одному из рядовых, тяжело раненому при Кульме.

Когда же таковых в полку останется не более пяти человек, то разделить весь капитал между ними, как последними свидетелями его, Чичерина, службы.

Из письма декабриста Якушкина Ивана Дмитриевич графу Толстому Ивану Николаевичу : «Ты не поверишь, как известия о Чичерине нас огорчили всех» .

Воспоминания современников

Из воспоминаний Муравьёва-Карсского :

Дежурные смотрители водили колонновожатых учиться фронтовой службе в экзерциргауз, где их ставили во фронт для командования войсками. Это делалось по окончании экзаменов до объявления Высочайшим приказом производства в офицеры. Однажды, когда была моя очередь вести колонновожатых на ученье, был приведен Семёновского полка батальон, в котором находился прапорщик Чичерин, прекрасный собою и образованный молодой человек. Это случилось зимою, когда в камине экзерциргауза разводят огонь <…> На это время огня в камине не было <…> Чичерин сказал при всех, что если колонновожатых водят на учение, то надобно бы по крайней мере заставить их таскать дрова в камин. Услышав сию насмешку, я смешался <…>, но по возвращении домой, написал ему письмо, в котором напомнил дерзкие слова его и просил удовлетворения с предложением выбрать ему к следующему дню оружие и место для поединка. Между тем я пошёл к некоторым из представленных в офицеры колонновожатых и рассказав им о случившимся предложил, чтобы они в случае смерти моей, по очереди дрались бы после меня с Чичериным, пока его не убьют. Товарищи благодарили меня и с удовольствием приняли моё предложение. Но вскоре я получил от Чичерина ответ, которым он извинялся на трёх страницах в сказанных им словах <…> После сего я иногда видался с Чичериным и короче познакомился с ним" .

Память

Внешние изображения

Память о Чичерине осталась на мемориальных досках в Пажеском корпусе; в Праге на памятнике, посвящённом русским войнам, погибшим в Первую Отечественную войну. Памятник первоначально воздвигнут был на военном кладбище в пражском предместье Карлине у подножья Жижковой горы; ныне он находится на Ольшанском протестантском кладбище, куда был перенесён, вместе с останками русских воинов, в 1906 году, когда Карлинское кладбище было уничтожено. С двух сторон памятника на русском и немецком языках сделана следующая надпись: «Памятник храбрым русским офицерам, которые от полученных ими ран в сражениях под Дрезденом и Кульмом в августе месяце 1813 года в городе Праге померли. Да пребудет священ ваш прах сей Земле, незабвенными останетесь Вы своему Отечеству». На других двух сторонах, на чёрных мраморных досках (тоже по-русски и по-немецки) высечен список имён погребённых под памятником офицеров." Двенадцатым в списке из 45 имён названо имя поручика Лейб-гвардии Семёновского полка А. В. Чичерина.

Дневник Чичерина

Александр Васильевич Чичерин оставил дневник на французском языке, который в настоящее время хранится в отделе редких книг Исторической библиотеки России . Начат «Дневник» 6 сентября 1812 года в лагере под Подольском , последняя запись в нём относится к 13 августа 1813 года и сделана она в Саксонии, в лагере Гроссе Котте, незадолго до битвы под Кульмом, в которой 20-летний Чичерин был смертельно ранен.

Дневник Александра Чичерина (1812—1813).

В предисловии к «Дневнику», Чичерин упоминает о том, что были ещё две тетради дневниковых записей, относящихся к 1812 году (хронологически они охватывали события с января по сентябрь 1812, включая выход русских войск из Петербурга в поход к границам России в марте; последующее отступление русской армии до Москвы; Бородинское сражение). Эти тетради были утеряны при отступлении из Москвы. Внешне «Дневник» [6 сент. 1812 — 13 авг. 1813 г.] представляют собой небольшую тетрадь (приблизительно размером 20х25 см, объёмом в 278 страниц) в твёрдом коричневом переплёте, украшенном узкой рамкой из мелких золотых листиков (бумага английского производства 1808 года с водяными знаками). Написан дневник по-французски, красивым мелким убористым почерком, разными чернилами, без помарок и исправлений. Местами текст не поддаётся прочтению, вероятно ввиду того, что автор «Дневника» порой часто разбавлял чернила, а возможно, из-за плохого (рыхлого) качества бумаги.
Записи в «Дневнике» делались во время привалов, в перерывах между военными действиями. Текст «Дневника» содержит непосредственные впечатления от войны; каждая запись сопровождается датой и, часто, названием населённого пункта, где она сделана. Особый интерес вызывают рассуждения на разные темы (военные, философские и др.). Зачастую, автор даёт им названия: «Размышления о военной кампании», «Советы рассудка», «Искусство и природа», «Религия» и т. д. Чичерин на каждой странице оставляет место для примечаний и, порой, возвращается к предыдущим событиям и комментирует их. Впервые дневник был опубликован издательством «Наука» в 1966 году. Предисловие к нему написал советский военный историк Любомир Григорьевич Бескровный .

Труды

  • от 12 августа 2012 на Wayback Machine
  • Чичерин А. В. Письма // Старина и новизна. М.,1914. Кн. 17, С. 361—373.

Примечания

  1. . Дата обращения: 9 октября 2012. 4 марта 2016 года.
  2. Дневник Чичерина
  3. Муравьёв, Николай Назарович. Русский архив. Кн. 3, С. 29.
  4. Муравьев-Карсский Н. Н. Воспоминания // Русский Архив 1885. Кн. 3. С. 29—30.
  5. Дата обращения: 17 января 2012. 14 января 2014 года.

Литература

  • Фрейман, Отто Рудольфович (1849). Пажи за 185 лет: биографии и портреты бывших пажей с 1711 по 1896 г. / собрал и издал О. фон Фрейман. — Фридрихсгамн : Тип. Акц. о-ва, 1894—1897. — [8], IV, 952 с. : ил. ; 30 см. — Изд. вышло в 10 вып. На тит. л.: Вып. 1; общ. загл.: Пажи за 183 года (1711—1894). Биографии бывших пажей.
  • Россияне в Восточной Пруссии: биографический словарь.
  • Орлик О. В. Гроза двенадцатого года. — Наука, 1987—189 с.
  • Жилин П. А. Отечественная война 1812 года / Рец. И. И. Ростунов , . — 3-е изд. — АН СССР ; Отделение истории . — М. : Наука , 1988. — 494 с. — ISBN 5-02-008448-4 .
  • К чести России: из частной переписки 1812 года. — Современник, 1988
  • Федосов И. А.: «Русское общество 30-х годов XIX в: Люди и идеи : Мемуары современников Изд-во Московского университета», 1989. — 445 с.
  • Записки Русской академической группы в США, Объёмы 10—12, С. 66
  • Первый декабрист: повесть о необыкновенной жизни и посмертной судьбе Владимира Раевского. Изд-во политической литературы, 1990. — 398 с.
  • Экшут С. А. На службе российскому левиафану"; 1998. — 324 с.
  • Экшут С. А. Александр I, его сподвижники, декабристы: в поиске исторической альтернативы. — Изд-во «ЛОГОС», 2004. — 238 с.
  • Арсеньев Н. С. Александр Чичерин, 1793—1813. — 9 с.
  • Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века).

Литература на иностранных языках

  • от 21 октября 2018 на Wayback Machine . — p. 60.
  • ; n 3 ; vol. 21, pp. 295–320.
  • Donald D. Horward Napoleonic military history: a bibliography.
  • от 21 октября 2018 на Wayback Machine . — P. 261.

Ссылки

Источник —

Same as Чичерин, Александр Васильевич