Interested Article - Великая красота

« Великая красота » ( итал. La grande bellezza ) — эпическая кино сатира на современное общество от режиссёра Паоло Соррентино , представляющая собой «портрет утопающего в декадентской неге современного Рима » . В прессе именовалась своеобразным переосмыслением, вольным ремейком знаковой драмы Федерико Феллини « Сладкая жизнь » .

Вошла в основную конкурсную программу 66-го Каннского кинофестиваля , была удостоена четырёх призов Европейской киноакадемии , в том числе за лучший фильм года. Отмечена « Оскаром », « Золотым глобусом » и BAFTA в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Подавляющей частью иностранной кинопрессы «Великая красота» признана одним из лучших фильмов 2013 года.

Сюжет

«Путешествовать — полезно, это заставляет работать воображение. Все остальное — разочарование и усталость. Наше путешествие целиком выдумано. В этом его сила» (вступительные кадры, цитата Луи-Фердинанда Селина , « Путешествие на край ночи »).

Главный герой фильма — Джеп Гамбарделла ( Тони Сервилло ) — блестящий писатель, автор нашумевшего бестселлера «Человеческий аппарат». Ему только что исполнилось 65 лет и он бурно празднует юбилей на крыше в центре Рима . После бессонной ночи он гуляет по набережной и борется с нахлынувшей ностальгией по былым временам в Неаполе , из которого он в молодости перебрался в столицу Италии.

Гамбарделла столь же циничен, сколь талантлив и состоятелен: он владеет богемной двухэтажной квартирой с видом на Колизей , по ночам переходит от одной вечеринки к другой. В дневное время суток он подрабатывает колумнистом в местном модном журнале, поддерживает контакт с представителями итальянской арт-элиты.

Однажды Джепа навещает немолодой бородатый мужчина, сообщающий ему, что первая и фактически единственная любовь Гамбарделлы ушла из жизни. Сорок лет назад она рассталась с Джепом, не сообщив причины. После её смерти мужчина, оказавшийся супругом женщины, прочитал в её дневнике, что всю жизнь она любила и ждала только Джепа. С этого момента Джеп начинает задумываться о прожитых безвозвратных годах, задавать себе сакральные вопросы: «А не растратил ли я эту самую жизнь впустую?».

Лейтмотивом картины выступает обработанное композитором Арво Пяртом стихотворение Роберта Бёрнса «В горах моё сердце» ( англ. My heart's in the highlands ) , сопровождающее Гамбарделлу в самые тягостные моменты повествования.

Место действия

Действия фильма разворачиваются в Риме, причем популярные туристические места подаются с неожиданных ракурсов или в необычное время. В этом отношении фильм вписывается в традицию, заданную « Римом » Федерико Феллини .

В ролях

Отзывы

Картина Соррентино вошла в основной конкурс 66-го Каннского кинофестиваля , где журналистами была принята крайне тепло. Елена Слатина, обозреватель российского издания журнала The Hollywood Reporter , особенно отмечала операторскую работу , «очень здорово снявшего знойный, величественный, но какой-то безжизненный Рим» .

Киновед Андрей Плахов начинает свою рецензию с недовольства российским названием ленты, подобранным локализаторами: «Итальянский язык гораздо больше русского подходит для выражения возвышенных понятий, к тому же в данном случае „великая красота“ как бы берется в кавычки, так что недаром какой-то острослов предложил именовать картину „Красотища“» . «Соррентино прыгнул выше самого себя — снял лучший свой фильм. Но мы знаем: просто рядом не было Феллини. … Кино высокого полета, хотя до итальянской классики полувековой давности ему все равно не дотянуть», — подытоживает Плахов .

Неоднозначные эмоции вызвала работа Соррентино у Валерия Кичина :

Автор фильма сколлекционировал в своей кинофреске многие мотивы итальянского кино, прозвучавшие за эти полвека: по фильму разбросаны аллюзии к Этторе Скола , Марио Моничелли , Марко Беллоккьо . … Паоло Соррентино предпринял отчаянную попытку продолжить тему, но выяснилось, что Феллини, как всякий гений, её исчерпал — дальше идут только повторения и подражания.

Антон Долин восторгается актёрской работой интеллектуала Тони Сервилло и сообщает о том, что «сюжета как такового в фильме нет вовсе, и это признак не слабости, а независимости» . «В своем предыдущем англоязычном опусе „ Должно быть, это здесь “ Соррентино попробовал, как это делают американцы, „рассказать историю“ (и это был самый неудачный его фильм), а здесь, вернувшись на родную почву, отдался атмосфере вальяжного и демонстративно бессодержательного декаданса», — продолжает Долин .

При подведении киноитогов 2013 года «Великая красота» была включена в подавляющее большинство списков лучших фильмов года, в том числе по версии журналов Sight & Sound (4-е место), Time (2-е место), Empire (9-е место из 50) и Total Film (30-е место из 50). В свой личный топ-12 картину внёс маститый испанский кинорежиссёр Педро Альмодовар , поместив её на второе место .

Награды

Награды и номинации
Награда Категория Номинант Результат
Круг кинокритиков Нью-Йорка «Лучший фильм на иностранном языке» Победа
Премия Европейской киноакадемии «Лучший европейский фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Паоло Соррентино Победа
«Лучшая мужская роль» Тони Сервилло Победа
«Лучший сценарий» Паоло Соррентино, Номинация
«Лучший монтаж» Победа
66-й Каннский кинофестиваль « Золотая пальмовая ветвь » за лучший фильм Номинация
Премия британского независимого кино «Лучший международный независимый фильм» Номинация
«Золотой глобус» (Италия) «Лучшая режиссёрская работа» Паоло Соррентино Номинация
«Лучшая мужская роль» Тони Сервилло Номинация
«Лучшая музыка» Номинация
«Лучшая операторская работа» Лука Бигацци Победа
«Серебряная лента» «Лучший фильм» Номинация
«Лучшая режиссёрская работа» Паоло Соррентино Номинация
«Лучшая мужская роль» Тони Сервилло Победа
«Лучшая мужская роль второго плана» Карло Вердоне Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Сабрина Ферилли Победа
«Лучший сценарий» Паоло Соррентино, Умберто Контарелло Номинация
«Лучшая музыка» Леле Марчителли Номинация
«Лучшая операторская работа» Лука Бигацци Победа
«Лучший дизайн костюмов» Номинация
«Лучший звук» Победа
« Спутник » «Лучший международный фильм» Номинация
« Независимый дух » «Лучший международный фильм» Номинация
« Золотой глобус » «Лучший фильм на иностранном языке» Победа
« Выбор критиков » «Лучший фильм на иностранном языке» Номинация
BAFTA «Лучший фильм на иностранном языке» Победа
« Оскар » «Лучший фильм на иностранном языке» Победа
« Бодиль » «Лучший неамериканский фильм» Номинация
« Гойя » «Лучший европейский фильм» Номинация
« Сезар » «Лучший фильм на иностранном языке» Номинация

Примечания

  1. (англ.) . Дата обращения: 17 июня 2014. 5 июня 2014 года.
  2. Стас Тыркин . . Комсомольская правда (24 мая 2013). Дата обращения: 15 декабря 2013. 21 декабря 2013 года.
  3. Никита Карцев. . Московский комсомолец (17 октября 2013). Дата обращения: 15 декабря 2013. 28 октября 2013 года.
  4. Антон Долин . . Газета.ru (21 мая 2013). Дата обращения: 15 декабря 2013. 26 декабря 2013 года.
  5. Татьяна Алешичева. . Коммерсантъ (4 октября 2013). Дата обращения: 15 декабря 2013. 15 декабря 2013 года.
  6. Елена Слатина. . The Hollywood Reporter (22 мая 2013). Дата обращения: 15 декабря 2013. 15 декабря 2013 года.
  7. Андрей Плахов . . Коммерсантъ (11 октября 2013). Дата обращения: 15 декабря 2013. 14 октября 2013 года.
  8. Валерий Кичин . . Российская газета (23 мая 2013). Дата обращения: 15 декабря 2013. 9 декабря 2013 года.
  9. Кевин Джагернаут. (англ.) . Indiewire (11 декабря 2013). Дата обращения: 15 декабря 2013. Архивировано из 14 декабря 2013 года.
Источник —

Same as Великая красота