Interested Article - Бои, Паоло
- 2020-05-18
- 1
Па́оло Бо́и ( итал. Paolo Boi , по прозвищу Сиракузец ; 1528 , Сиракуза , Сицилия — 1598 , Неаполь , Южная Италия) — итальянский авантюрист и шахматист , участник первого международного шахматного турнира в 1575 году, состоявшегося при дворе испанского короля Филиппа II .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Биография
Паоло Бои родился в 1528 году в Сиракузах на итальянском острове Сицилия в состоятельной семье . В молодости поступил на военную службу. Испанский король Филипп II , знавший его как искусного игрока в шахматы, дал ему рекомендательное письмо к сводному брату — полководцу дону Хуану Австрийскому . Дон Хуан приказал устроить в одной из огромных зал своего дворца доску на мраморном полу из 64 чёрных и белых плит, образовавших таким образом шахматную доску; солдаты, одетые в соответствующие костюмы, играли роль шахматных фигур. Бои играл с доном Хуаном на этой доске в живые шахматы и одержал победу. Впоследствии шахматист состоял с королём и доном Хуаном в постоянной переписке .
Бои участвовал в сражении при Лепанто . Затем он на время поселился в Венеции . Там выделялась красотой некая Роза Линори, молодая двадцатилетняя девушка, изучавшая шахматы, чтобы угодить больному отцу. Бои с Розой играл вничью, чтобы соблюсти правила куртуазности , но затем влюбился, уже не мог следить за игрой и стал проигрывать. Днём он играл в шахматы с Розой, ночью сочинял сонеты, которые передавал ей тайком от отца. Сонет Il matto dell’amore попал в руки синьора Линори, который потребовал от Бои прекратить посещения дочери .
Бои постоянно путешествовал по Италии. Часто он играл вслепую , а также предлагал фору — ход и пешку . Побывал при дворе Гвидобальдо II делла Ровере , герцога Урбино , который осыпал его подарками . В 1549 году Бои обыграл в шахматы папу римского Павла III . Папа Урбан VIII хотел сделать его епископом , но Бои отказался от сана, который удерживал бы его на одном месте . В Неаполе под покровительством Фабрицио II Джезуальдо принца ди Веноза графа Конца, который ежегодно выплачивал Бои 300 скудо , он организовал свою шахматную академию . Здесь Паоло Бои впервые встретился с шахматистом Джованни Леонардо ди Бона . Игра противников продолжалась три дня, почти все партии были начаты королевским гамбитом . Каждый из игроков выиграл по равному числу партий. Леонардо проявил больше изобретательности в атаке, был силён в миттельшпиле в сложных положениях, а Бои проявил большие знания в эндшпиле и глубину понимания позиционной игры .
Когда Леонардо играл против Лопеса и Серона в Мадриде в 1575 году при дворе Филиппа II, Паоло Бои прибыл, чтобы сразиться с Джованни Леонардо. Леонардо уклонился от поединка из-за скоропостижной смерти на родине своей невесты и уехал из Мадрида. Алессандро Сальвио , описавший турнир, не сообщает детали последовавших за его отъездом событий, но из контекста становится понятно, что Паоло Бои после этого сыграл серию партий против двух сильнейших испанских шахматистов — Альфонсо Серона и Руй Лопеса де Сегуры . Сальвио не сообщает подробности игры, но пишет: «…Бои без труда обыгрывает Лопеса и Серона». Филипп II назначил ему пенсию в 500 скудо за эти партии . События 1575 года итальянский художник и шахматист Луиджи Муссини изобразил на картине « Шахматный турнир при дворе короля Испании » (1883).
После Испании Бои побывал в Португалии . В Лиссабоне , играя с королём Себастьяном I , Бои стоял на одном колене в соответствии с требованиями придворного этикета . Когда партия затягивалась, король сам помогал ему приподняться и переменить колено .
Плывя в Барселону , Бои попал в плен к алжирским пиратам . Пираты отпустили его без выкупа в благодарность за то, что он научил их хорошо играть в шахматы. Кроме свободы шахматист получил от пиратов 2000 золотых монет . Бои, освободившись из плена, приехал в Неаполь, несколько раз играл с Леонардо в присутствии вице-короля герцога Педро Тельеса Хирона д’Осуна . Борьба шла с равными для обоих противников результатами. Затем Бои объехал Турцию и Венгрию , играя в шахматы .
Окончательно вернувшись на родину, Бои сыграл матч с Леонардо, вновь окончившийся вничью. После смерти Леонардо Бои считался сильнейшим шахматистом Италии. За три дня до своей смерти Бои проиграл молодому Алессандро Сальвио, который впоследствии описал его жизнь .
К концу жизни, по свидетельству Пьетро Карреры , Бои скопил 30 000 скудо. Он умер в 1598 году в Неаполе от рака желудка. Другие версии утверждают, что он был отравлен слугой в харчевне, польстившимся на его богатства , или простудившись на охоте. Похороны шахматиста были торжественными . Бои был похоронен в .
Легенда о партии с дьяволом
Легенда имеет позднее происхождение, ни Сальвио, ни Каррера, принадлежавшие к следующему за Бои поколению, её не знали. Она существует в двух основных версиях.
Первая версия была опубликована в журнале Les Cahiers de l’Echiquier Français (за ноябрь — декабрь 1936 года). Рассказ о встрече Бои с дьяволом, шахматная задача и рисунок, иллюстрирующий рассказ, принадлежат некоему автору, подписавшемуся V. Barthe . Русский художник и теоретик искусства Виктор Барт (1887—1954) с 1917 года жил в Париже . В 1925 году вместе с советскими художниками оформлял павильон СССР на Международной парижской выставке. Как раз в 1936 году Барт вернулся в СССР. Он интересовался шахматами, достаточно успешно выступал в профессиональных шахматных турнирах, но информация о его достижениях в шахматах сохранилась крайне скудная .
Легенда в этой версии выглядит так. Однажды после мессы в церкви Санта-Мария маленького городка С. в Калабрии в 1570 году Бои встретил прекрасную незнакомку, которая предложила ему сыграть в шахматы. Вскоре Бои понял, что его соперница играет необычно сильно. Тем не менее их партия пришла к позиции, в которой Бои мог поставить противнице мат в два хода: 1. К:е6 Кс6; 2. Ф:f5Х . В этот момент Бои обнаружил, что вместо его белого ферзя на доске стоит чёрный ферзь незнакомки. Однако он всё равно довёл партию до победы и поставил противнице мат именно в два хода даже в этой позиции: 1. Кb5; K:c4 2. Kc3Х . Незнакомка исчезла, а Бои понял, что играл с дьяволом .
Вторая версия . Легенда о Паоло Бои использована в книге современного испанского писателя «Милый Каин». Здесь присутствует другая версия легенды. В этой версии дьявол объявил, что поставит Бои мат в шесть ходов. Шахматист стал в ужасе молиться, а затем, повинуясь божественному озарению, пожертвовал ферзя и сам поставил дьяволу мат, загнав его короля в центр креста, выстроенного из шахматных фигур . Позиция, соответствующая этой версии легенды, также в своё время стала основой для шахматной задачи. Её сочинил в 1878 году эльзасский механик, электрик и производитель искусственных конечностей ( итал. Charles Godfrey Gumpel , около 1835—1921), известный также созданием шахматного автомата . Мат в семь ходов был назван автором на английском языке: «How the Devil was caught» («Как был пойман дьявол»), опубликован в том же 1878 году в журнале Strategieо . Решение задачи:
1. Л:g7+ Крf6; 2. Ф:c6+ Л:c6; 3. Л:c6+ Фd6; 4. Л:d6+ cd6; 5. Кc7 d5; 6. К:d5 Kрe6; 7. Лe7Х.
— Russek, Guil. Ajedrez artistico
Личность
Каррера, хорошо знакомый с шахматистом в последние годы его жизни, пишет о Паоло Бои:
Я сам знал Паоло в юности, когда побывал в Палермо в год 1597. Его голова была белой, как снег, но внешне он был бодрым и галантным, был одет, как молодой человек… Он был украшен наиболее почтенными качествами: целомудренность, скромность, он никогда не был даже женат. Он не отказывал бедным в милостыне… Он слушал Мессу каждый день… регулярно исповедовался и получал причастие. Он был крайне набожным человеком. Паоло никогда не позволял изображать свою внешность; следовательно, если его портрет существует, то, вероятно, он выполнен без его ведома. Он был выше обычных мужчин ростом, с красивыми чертами лица. Он был живой, разумный в рассуждениях, веселый и приветливый со всеми людьми. Он оставил труды по шахматам, которые мне не довелось держать в руках. Я думаю, что это важно — дать полное описание этого великого человека, чьё имя должно быть известно потомкам.
— Walker, George. Chess & Chess-players: consisting of Original Stories and Sketches
Наследие
Шахматные трактаты, созданные Паоло Бои, не сохранились. Небольшое число его шахматных партий дошло до нашего времени в составе трактатов Джулио Чезаре Полерио Manuscrito Buoncompagno и Trattato degli Scacchi dell’Abruzzese . Известность получил дебют его партии против шахматиста Шовары (сохранились только первые четырнадцать ходов):
1. e4 e5; 2. Сc4 Сc5; 3. Кf3 Кc6; 4. c3 Фe7; 5. d4 ed4; 6. cd4 Ф:e4+; 7. Сe3 Сb4; 8. Кc3 d5; 9. Сd3 Фe7; 10. h3 Кf6; 11. Kрf1 Kрf8; 12. g4 Kрg8; 13. Лh2 Сd6; 14. Лg2.
— Партия Scovara — Paolo Boi
См. также
- Смерть, играющая в шахматы
- Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью
- Седьмая печать
- Шахматисты (картина Ретча) , картина немецкого художника начала XIX века на сюжет поединка юноши и Дьявола за его душу
Примечания
- — 2001.
- Шахматный словарь / гл. ред. Л. Я. Абрамов ; сост. Г. М. Гейлер . — М. : Физкультура и спорт , 1964. — С. 201—202. — 120 000 экз.
- Шахматы: энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — С. 41. — 621 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-005-3 .
- ↑ (англ.) . СhessGraphics (11 февраля 2010). Дата обращения: 29 августа 2016. Архивировано из 16 января 2009 года.
- ↑ Russek, Guil. (исп.) . — Selector, 2010. — С. 210. — 248 с. — ISBN 9706437975 . 22 октября 2016 года.
- ↑ . Шахматы в лицах. Дата обращения: 29 августа 2016. 6 сентября 2016 года.
- ↑ .
- ↑ .
- Этой версии придерживается например: Юдасин Л. Тысячелетний миф шахмат. Историко-философское исследование. — М. : Северный паломник, 2004. — С. 82. — 608 с. — ISBN 5-94431-123-1 .
- . — London, 1822. — С. 288—289.
- Lange, Max. Paolo Boi and Paul Morphy // . — Hippocrene Books, Inc., 1974. — 378 с. — ISBN 978-0882541822 . 12 октября 2016 года.
- (англ.) . Edo Historical Chess Rating (11 февраля 2010). Дата обращения: 29 августа 2016. 11 сентября 2016 года.
- Гижицкий Ежи. // С шахматами через века и страны. — Варшава, 1958. — 360 с.
- Гарсиа-Валиньо, Игнасио. . LoveRead. Дата обращения: 29 августа 2016. 17 сентября 2016 года.
- Pérez, José Luis. (исп.) . Ajedrez 365 (23 марта 2011). Дата обращения: 30 августа 2016. 11 сентября 2016 года.
- в базе Chessgames.com (англ.)
Литература
- Губницкий С. // Шахматы в мире художественной литературы. — Интернет-издание, 2007. — 53 с.
- Walker, George. // (англ.) . — London: Charles J. Skeet, 1850.
Ссылки
- в базе Chessgames.com (англ.)
- 2020-05-18
- 1