Вейде, Адам Адамович
- 1 year ago
- 0
- 0
Адам ван Вианен ( нидерл. Adam van Vianen ; 1568, Утрехт — 25 августа 1627, Утрехт) — ведущий ювелир , серебряных дел мастер, «златокузнец» ( нем. Goldschmied ), гравёр и художник-медальер раннего Золотого века Голландии . Старший брат Пауля ван Вианена , также ювелира, гравёра и медальера. Вместе они разработали оригинальные мотивы нидерландского орнамента , соединившего черты северного маньеризма и барокко , в частности ормушля .
Ван Вианен родился в Утрехте , в семье золотых и серебряных дел мастеров со старинными традициями в этом искусстве. Он был старшим сыном ювелира и «златокузнеца» ( нем. Goldschmied ) Виллема Эрстенца ван Вианена. Вероятно, обучался у местного ювелира, изучая, как и большинство ювелиров, технику гравюры по металлу. В возрасте десяти лет его отец отдал мальчика вместе с братом в обучение сначала в мастерскую утрехтского золотых дел мастера Бруно ван Лейденберха (1530—1604), а затем его брата Корнелиса ван Лейденберха. Известны ранние произведения мастера, среди которых чаша из серебра , ныне экспонирующаяся в санкт-петербургском Эрмитаже .
12 октября 1593 года Адам женился на Альтген Верхорсте, от которой у него родился сын. После смерти жены он снова женился на Катарине ван Вапенвельдт, от которой у него было трое детей. Считается, что Адам ван Вианен умер 25 или 26 августа 1627 года. По свидетельству немецкого живописца и историографa Иоахима фон Зандрарта , сын Адама ван Вианена, Кристиан ван Вианен, считался равным своему отцу в мастерстве ювелира .
Особенной известностью пользуется позолоченный серебряный кубок работы Адама ван Вианена 1614 года, ныне он находится в собрании Рейксмюсеума в Амстердаме . Кубок был заказан гильдией ювелиров Амстердама в память о кончине Пауля ван Вианена в 1613 году, несмотря на то, что ни один из братьев не жил в Амстердаме и не был членом гильдии. Это произведение стало знаменитым и появляется на нескольких картинах Золотого века Голландии, как в натюрмортах , так и в картинах исторического жанра .
Создание этого кубка специалисты считают «поворотным моментом» в истории декоративного искусства , поскольку его форма «проложила путь как к рококо , так и к модернистскому орнаменту» .
После 1614 года индивидуальный стиль художника стал особенно маньеристичным . Адам ван Вианен «обращался к орнаментальным композициям Корнелиса Флориса с характерными мотивами фламандского барокко: кнорпельверка и ормушля . Поэтому распространение этих мотивов в западноевропейском искусстве обычно связывается с именами обоих художников» .
Учеником Адама был утрехтский серебряных дел мастер Томас Богарт (1597—1652). Сын Адама — Кристиан ван Вианен (1598 — после 1666), рисовальщик-орнаменталист, ювелир и гравёр, в 1635—1639 годах работал в Утрехте, в 1652 и в 1660—1666 годах в Англии для короля Карла II. В 1650 году он опубликовал альбом гравюр с образцами изделий мастеров своей семьи, «что также сыграло значительную роль в широком распространении „стиля ормушля“» .