Interested Article - Горрис, Марлен

Марле́н Го́ррис ( нидерл. Marleen Gorris ; род. 9 декабря 1948 , Рурмонд , Лимбург , Нидерланды ) — нидерландская сценаристка , режиссёр кино и телевидения , феминистка . Обладательница премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке Антония », 1996); первая женщина-режиссёр, чья лента была отмечена « Оскаром » в этой категории.

Ранние годы

Марлен Горрис родилась 9 декабря 1948 года в Рурмонде, на католическом юге Нидерландов , и росла средним ребёнком в рабочей протестантской семье , где было шестеро детей . Она изучала английскую литературу в Гронингенском и драматическое искусство в Амстердамском университетах и продолжила обучение в Великобритании, в 1976 году получив степень магистра искусств в области драмы в Бирмингемском университете . По возвращении в Нидерланды Горрис начала заниматься сценарным письмом, черпая вдохновение у таких кинодеятельниц-феминисток, как Шанталь Акерман , Маргерит Дюрас и Маргарета фон Тротта . В 1978 году она показала черновик своего сценария Акерман, и та посоветовала ей самостоятельно взяться за его постановку .

Карьера

Горрис приступила к созданию своего первого фильма, практически не имея опыта работы в кино, и успешно дебютировала в качестве сценаристки и режиссёра в 1982 году, выпустив полнометражную драму под названием « » . Проект был реализован при финансовой поддержке нидерландского правительства . По сюжету картины одной из героинь, судебному психиатру, поручают установить, находились ли во вменяемом состоянии три женщины, спонтанно убившие мужчину-владельца магазина . Феминистская направленность фильма расколола зрителей на два противоположных лагеря: для одних он воплотил «торжество глубокой женской солидарности», другие восприняли его как «опасную атаку» на лиц мужского пола. Кинокритики, со своей стороны, высоко оценили дебютную работу Горрис . В том же году она получила за неё премию « » в категории «Лучший фильм» .

Раннюю фильмографию Горрис принято считать бескомпромиссным, но доступным для аудитории продуктом радикального феминизма 1980-х годов , примером чего также может служить её вторая кинолента « » (1984), в которой жизнь в борделе сопоставляется с действиями похищающего и медленно убивающего женщин бизнесмена. Тем не менее эта работа не стала предметом такой жаркой полемики, какую вызвала «Тишина вокруг Кристине М.» .

После выпуска своей третьей нидерландской картины, « » (1990), Горрис добилась неожиданного международного признания в 1995 году благодаря фильму « Антония », ставшему наиболее успешным проектом в её кинокарьере . Его действие разворачивается в консервативной голландской деревне вскоре после окончания Второй мировой войны и повествует о пяти поколениях женщин во главе с протагонисткой фильма Антонией, чья маленькая ферма становится убежищем для людей, отвергнутых обществом. Тогда как ранний сценарный стиль Горрис можно назвать сдержанным и объективным, «Антония», описанная философом как «феминистская региональная повесть», отличается большей субъективностью и гуманистичностью . Картина была удостоена ряда международных наград, включая премии « Серебряный Хьюго » за лучший сценарий и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке . Таким образом, Горрис стала первой женщиной, чья работа получила «Оскар» в этой категории .

Следующим её полнометражным фильмом была выпущенная в 1997 году романа Вирджинии Вулф « Миссис Дэллоуэй ». Успех «Антонии» привлёк к Горрис внимание британской актрисы и сценаристки Айлин Эткинс , которая к тому времени уже написала сценарий к будущему фильму специально для исполнительницы главной роли Ванессы Редгрейв и решила пригласить Горрис на позицию режиссёра. Кинолента была тепло встречена как в Великобритании, так и в Соединённых Штатах. За ней последовала ещё одна литературная экранизация: в 2000 году Горрис сняла фильм по произведению Владимира Набокова « Защита Лужина », главные роли в нём исполнили Джон Туртурро и Эмили Уотсон . Скромный успех этой картины открыл ей путь в Голливуд , где она срежиссировала романтическую комедию « Каролина » (2003) с участием Джулии Стайлз .

Последний кинофильм Горрис под названием « Внутри вихря » был снят по мотивам автобиографического романа Евгении Гинзбург « Крутой маршрут » и вышел в 2009 году. Роль Гинзбург сыграла британская актриса Эмили Уотсон, с которой Горрис уже сотрудничала ранее в «Защите Лужина» .

Личная жизнь

Марлен Горрис сделала публичный каминг-аут как лесбиянка вскоре после выхода «Антонии» . Её партнёрша, Мария Уитдехааг, работала в проекте вторым режиссёром и была упомянута в оскаровской речи Горрис на церемонии вручения премии в 1996 году .

Фильмография

Год Название Оригинальное название Режиссёр Продюсер Сценаристка Примечание
1982 De stilte rond Christine M. Да Да Полнометражный фильм
1983 De geest van gras Да Телефильм
1984 Gebroken spiegels Да Да Полнометражный фильм
1990 The Last Island Да Да Полнометражный фильм
1993 Verhalen van de straat Да Да Телесериал , 5 эпизодов
1995 Антония Antonia Да Да Полнометражный фильм
1997 Mrs Dalloway Да Полнометражный фильм
2000 Защита Лужина The Luzhin Defence Да Полнометражный фильм
2003 Каролина Carolina Да Полнометражный фильм
2007 Секс в другом городе The L Word Да (1 эп.) Сезон 4, эпизод 2: «Livin' La Vida Loca»
2009 Внутри вихря Within the Whirlwind Да Полнометражный фильм
2011 Рембрандт и я Rembrandt en ik Да Да (1 эп.) Мини-сериал , 4 эпизода

Награды и номинации

Год Премия Категория Работа Результат Прим.
1982 « » Лучший фильм Победа
1995 Лучшая режиссура художественного фильма Антония Победа
« Серебряный Хьюго » Лучший сценарий Победа
1996 « Оскар » Лучший фильм на иностранном языке Победа
1997 BAFTA Лучший неанглоязычный фильм Номинация

Примечания

  1. . ru.forvo.com . Forvo . Дата обращения: 7 марта 2023. 7 марта 2023 года.
  2. (англ.) // Out Pub., Incorporated. — 1996. — Vol. 4 , iss. 6—10 . — P. 38 . 19 февраля 2023 года.
  3. Linthorst, Gerdin. Marleen Gorris, a Feminist Moralist // (англ.) . — Flemish-Netherlands Foundation "Stichting Ons Erfdeel", 1996. — P. 272. 19 февраля 2023 года.
  4. Audrey Foster, Gwendolyn; Jacobs, Katrien; Unterburger, Amy L. (англ.) . — St. James Press, 1998. — P. 164. — ISBN 978-1-55862-357-6 . 19 февраля 2023 года.
  5. (англ.) . — Government Pub. Office, 1987. — ISBN 978-90-12-05602-1 . 19 февраля 2023 года.
  6. Gert Yan Harkema. Mareen Gorris (b. 1948) // (англ.) / Nelmes, Jill; Selbo, Jule. — Springer , 2015-09-29. — P. 397. — ISBN 978-1-137-31237-2 . 19 февраля 2023 года.
  7. Flint Marx, Rebecca. (англ.) . The New York Times . Дата обращения: 18 февраля 2023. Архивировано из 5 сентября 2014 года.
  8. (англ.) . FilmDirectorsSite.Com . Дата обращения: 18 февраля 2023. Архивировано из 22 июня 2013 года.
  9. Birch, Helen. (англ.) . The Independent (17 сентября 1996). Дата обращения: 18 февраля 2023. 27 января 2022 года.
  10. Murphy, Robert. GORRIS, Marleen (1948–) // (англ.) . — Bloomsbury Publishing , 2019-07-25. — P. 662. — ISBN 978-1-83871-532-8 . 19 февраля 2023 года.
  11. (англ.) . . Дата обращения: 18 февраля 2023. 16 февраля 2023 года.
  12. Petrakis, John; Wilmington, Michael. (англ.) . Chicago Tribune (27 октября 1995). Дата обращения: 18 февраля 2023. 30 декабря 2022 года.
  13. Scheib, Ronnie. (англ.) . Variety (9 февраля 2010). Дата обращения: 18 февраля 2023. 30 декабря 2022 года.
  14. Redding, Judith M., Brownworth, Victoria A. // Film Fatales: Independent Women Directors (англ.) . — Washington: Seal Press, 1997. — P. 177. — ISBN 1-878067-97-4 .
  15. (англ.) . Academy Awards Acceptance Speech Database . Дата обращения: 18 февраля 2023. 16 октября 2022 года.
  16. (англ.) . awards.bafta.org . BAFTA . Дата обращения: 18 февраля 2023. 24 октября 2022 года.
Источник —

Same as Горрис, Марлен