Генри Фитцджеймс, 1-й герцог Альбемарль
- 1 year ago
- 0
- 0
Ге́нри Джеймс ( англ. Henry James ; 15 апреля 1843 , Нью-Йорк — 28 февраля 1916 , Лондон ) — американский писатель , который с тридцати лет жил в Европе, а за год до смерти принял британское подданство. Брат выдающегося психолога Уильяма Джеймса .
Крупная фигура трансатлантической культуры рубежа XIX и XX веков. За 51 год литературного творчества он написал 20 романов, 112 рассказов и 12 пьес. Красной нитью через всё его творчество проходит тема непосредственности и наивности представителей Нового Света , которые вынуждены приспосабливаться либо бросать вызов интеллектуальности и коварству клонящегося к упадку Старого Света («Дейзи Миллер», 1878 ; « Женский портрет », 1881 ; «Послы», 1903 ).
Родился в семье известного американского богослова. В детстве много времени проводил в Европе ( Женева , Париж , Лондон ). Отсюда проистекает тема столкновения американской и европейской цивилизаций, которая заняла ведущее место в раннем творчестве Джеймса. Из современных писателей наибольшее впечатление на него произвели романы Готорна и Тургенева , которых он называл своими наставниками. В 19 лет поступил в Гарвард , затем поселился в Бостоне .
Поначалу Джеймс печатал свои рассказы в журнале The Atlantic Monthly , издателем которого выступал Дин Хоуэллс — основоположник реалистической прозы в США. Критики того времени отмечали несомненное мастерство молодого автора, но в то же время были озадачены его стремлением к описанию внутренних переживаний персонажей, а не событий действительной жизни. Прошло десятилетие, прежде чем Джеймс почувствовал себя в силах приступить к написанию полноценного романа .
В 1869 году молодой автор совершил очередное путешествие по Европе. В течение нескольких лет он чередовал проживание в Бостоне и в Европе, главным образом в Риме , и пришёл к выводу, что европейское окружение более благоприятно для его творческого развития и самовыражения. После публикации своего первого романа, « » (1875), Генри Джеймс окончательно перебрался в Старый Свет.
В 1875—1876 годах писатель обосновался в Париже, где был написан роман « » (1877) — история про бесхитростного и прямолинейного американского миллионера, который пытается войти в семью высокомерных и коварных французских аристократов. Хотя биографы традиционно отмечают замкнутость и нелюдимость Джеймса (он всю жизнь оставался холостяком), в этот период он много общался со своим кумиром Тургеневым, который познакомил его с Флобером и ввёл в кружок учеников последнего ( Золя , Доде , Мопассан ).
В космополитичном парижском обществе Джеймс чувствовал себя чужаком и потому в 1876 году переехал в Лондон, где снял небольшую квартиру на Пиккадилли. Именно здесь были написаны его самые знаменитые романы. Столпы викторианского общества воспринимали известного романиста как культурного посланника США и охотно приняли его в своё общество. Джеймс регулярно посещал загородные особняки графов и герцогов, элитные клубы, литературные обеды и . Особенно близко он сошёлся со Стивенсоном (впоследствии их пути разошлись).
В 1881 году вышли два романа, которые считаются вершиной американского психологического реализма и подводят черту под «тургеневским» периодом в творчестве Джеймса, — « » и « ». На фоне столкновения американских и европейских культурных традиций в них разворачиваются трагедийные перипетии женской любви.
Под впечатлением от романов Тургенева из жизни нигилистов Джеймс принимается за изучение революционных явлений в современной ему действительности. Результатом его наблюдений за социальными реформаторами и анархистами стали два романа 1886 года — « » и « ». На рубеже 1890-х первостепенное место в его творчестве занимает тема сложных взаимоотношений художника и общества («Письма Асперна», 1888 ; «Трагическая муза», 1890 ; «Урок мастера», 1892 ).
В 1890—1895 годах Джеймс пережил острый творческий кризис . Чувствуя, что время реалистического романа неумолимо уходит, он решил испытать свои силы в качестве драматурга. Постановка сценической версии «Американца» была принята холодно, но вежливо, однако все попытки постановки его новых пьес обернулись полнейшим провалом. Удручённый, но не обескураженный таким приёмом, Джеймс в продолжение нескольких лет пытался привить своей прозе новую повествовательную технику, которую освоил при написании пьес.
Ярким примером экспериментальных рассказов этого периода является повесть « Поворот винта » (1898), по мотивам которой была создана опера Бенджамина Бриттена . Следуя по стопам Готорна и Тургенева , Джеймс возрождает жанр мистического рассказа о привидениях , однако придаёт ему жуткую психологическую достоверность путём изощрённого, многословного и досконального пересказа ощущений « ненадёжного рассказчика ». Подобно театральному зрителю, читатель повести воспринимает её художественный мир исключительно с точки зрения главной героини. Повествование тщательно фильтруется и получает оттенок предельного субъективизма на грани « потока сознания ».
В больших романах XX века — «Крылья голубки», 1902 ; «Послы», 1903 ; «Золотая чаша», 1904 — Джеймс сводит число персонажей к минимуму и ставит их в психологически напряжённые ситуации, подлинная драматичность которых раскрывается по ходу повествования. Его проза насыщается сложными грамматическими конструкциями, культурными аллюзиями и символическими образами, становится всё более субъективной и тяжёлой для понимания, предвещая эстетику модернизма .
Для записи своих текстов стареющий Джеймс всё чаще прибегает к услугам стенографистки. Одновременно размышляет над путями развития современного романа (книга «Мастерство романа»). В 1905 и 1909 годах он издал два томика путевых заметок, посвящённых Англии и Италии, соответственно. В 1904—1905 годах в последний раз посетил США, с тревогой отметив расцвет идеологии потребительства и всеобщий культ материального преуспевания. Последние годы провёл в старинном особняке (Lamb House) в городе Рай (Rye) в графстве Сассекс , занимаясь подготовкой полного собрания сочинений.
Романы и повести Джеймса довольно часто становились отправной точкой для создания удачных фильмов. Отдельные мотивы его повестей были использованы классиками французской «новой волны» — Франсуа Трюффо в « Зелёной комнате » (1978) и Жаком Риветтом в ленте « Селин и Жюли совсем заврались » (1974).
Среди 30 поставленных по книгам Джеймса фильмов — две мелодрамы по роману « » (1880) — « Наследница » (1949) Уильяма Уайлера и «Площадь Вашингтона» (1997) Агнешки Холланд (с Дженнифер Джейсон Ли , Альбертом Финни и Мэгги Смит ). Заслуживает упоминания и романтическая фэнтези-драма « » (1951) Роя Уорда Бейкера . В 1990-е годы заметными мелодрамами по Джеймсу стали также « Портрет леди » (1996) режиссёра Джейн Кэмпион (с Николь Кидман в главной роли) и « Крылья голубки » (1997) режиссёра Иэна Софтли (с Хеленой Бонэм Картер в главной роли).
Три фильма по романам Джеймса снял американский режиссёр Джеймс Айвори , который, как и Джеймс, уделял большое внимание истории взаимодействия культур Старого и Нового Света, старого и нового жизненного уклада — « Европейцы » (1978), « Бостонцы » (1984) и « Золотая чаша » (2000). Самым экранизируемым произведением Джеймса является мистическая повесть « Поворот винта » (1898). По ней, с учётом телефильмов, поставлено восемь картин, среди которых в золотой фонд мирового кинематографа вошла лента Джека Клейтона « Невинные » (1961).
Генри Джеймс долгое время не пользовался известностью в России , что частично может быть объяснено отсутствием русских переводов. Работавший над переводом романа «Женский портрет» литератор Г. Г. Шмаков в 1976 году с горечью отмечал:
[В СССР] не известны целые серии писателей, которых за границей просто в любом магазине вы можете найти на полках. Допустим, вышел один сборник рассказов Генри Джеймса, романов нет ни одного .
Переводы на русский язык в дореволюционной России: