Академический переулок (Санкт-Петербург)
- 1 year ago
- 0
- 0
Бата́йский переу́лок — переулок в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга . Проходит от Клинского проспекта до Малодетскосельского проспекта .
С 1821 года известно название Глухой переулок . Параллельно существовали названия 3-й Глухой (Московский) переулок , Глухой (Московский) переулок . 5 марта 1871 года присвоено наименование Матятин переулок , по фамилии домовладельца домов № 2—12 купца А. Ф. Матятина .
15 декабря 1952 года , ко дню рождения И. В. Сталина , получил современное название Батайский переулок , по городу Батайску Ростовской области , среди прочих улиц, названных по городам, в честь освобождения которых выходили приказы Верховного Главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны .
Переулок возник в первой половине XIX века в историческом районе Семенцы (получившему название по располагавшемуся там Семеновскому полку ).
В Матятином переулке прошло детство писателя Фёдора Сологуба , здесь, видимо, его мать служила прислугой в семействе дворян Агаповых . Старейшими зданиями в переулке являются дома № 2 (на углу с Клинским проспектом, арх. Зограф А. А., построен в 1887—1888 гг.) и № 4 (1894 год, арх. Мельников А. А.).
На месте сада «Олимпия» на нечётной стороне переулка находились давший ему название кинотеатр «Олимпия» (построен в 1914 г., арх. Кишкин Б. М.) и Клинский рынок (с 1924 года). При рынке в 1930-е гг. организовали колхозную ярмарку. В январе 1942 года рынок и кинотеатр сгорели в результате бомбёжки, в 1946 году на их месте был разбит ныне существующий сад площадью 6 га, по проекту архитекторов Г. Л. Ашрапян и В. А. Каменского . Ограда сада, их же авторства, установлена в 1948 году. В саду, спланированном в регулярно-пейзажном стиле, были высажены 16 пород деревьев и 10 пород кустарников . Саду было присвоено имя А. С. Грибоедова , но это название не прижилось.
, расположенная в доме № 6, построена в 1936 году по проекту архитектора А. Л. Лишневского . Главный вход в школу первоначально планировался в закруглённом угле здания (до революции на этом месте стояла часовня).
В доме № 12 (построен в 1902—1904 гг., арх.
Демьян Фомичев
) в 1968—2008 годах располагался единственный в городе дегустационный зал «Нектар» (создан по проекту венгерского архитектора Гамаки).
Фасад дома № 10 (построен в 1969 году для работников Междугородной телефонной станции) оформлен как продолжение фасада дома № 12, в стиле «
модерн
».
В 2008 году в переулке открылась гостиница Sokos Hotel Olympia Garden (дом № 3А, проект архитектурного бюро «А.Лен», архитекторы А. А. Никандров, А. Е. Яблоков, строительство началось в 2006 г.) на 348 номеров, до гостиницы на этом месте находился детский сад № 56 (ранее № 48, ведомственный, относившийся к находившейся рядом, на Клинском проспекте, табачной фабрике им.
К. Цеткин
), построенный в 1936-37 годах в стиле сталинского неоклассицизма по типовому проекту «тип № 177» (на 100 человек, со спальней) архитектора Э. Г. Манвеляна. В этом детском саду во время
блокады
была централизованная столовая для школьников близлежащих школ.
Шумным днем, с нескончаемым грохотом железных шин ломовых извозчиков, пыльный, чадный, пропитанный запахами гниющих овощей и фруктов, к вечеру Матятин переулок словно вымирал. Только покачивались редкие сонные фонари, тускло высвечивая вокруг малюсенький пятачок, да из сада «Олимпия» доносились приглушенные звуки духового оркестра, из вечера в вечер вымучивающего «Дунайские волны».
Люди старались обходить переулок стороной — небезопасно: могли раздеть, ограбить, избить… Улица Дойникова с её невзрачными, казарменного типа домами, выходящая в переулок, старая ломанка табачной фабрики, заваленная всяким хламом вплоть до графских карет, ещё со времен нэпа были приютом воров, налетчиков, бандитов. В переулке и на улице Дойникова жива была память о рецидивисте Леньке Пантелееве: нет-нет да и появлялись его бывшие дружки.
В отношениях между здешними обитателями, особенно подростками, царил единственный культ — грубая сила; первенство, верховодство выявлялись в жестокой драке. Считалось шиком пройти «школу» тюрьмы или колонии для малолетних преступников.
А. Качалов. «Автограф Маршака».