Interested Article - Касторский, Владимир Иванович

Могила В. И. Касторского (1870—1948), Волковское лютеранское кладбище

Владимир Иванович Касторский ( 14 марта 1870 , Большие Соли , Костромская губерния 2 июля 1948 , Ленинград ) — российский и советский оперный артист ( бас ), камерный певец, вокальный педагог. Заслуженный артист РСФСР (1934), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939).

С 1898 года солист Мариинского, затем Ленинградского театра оперы и балета . Участник Русских сезонов Сергея Дягилева .

Биография

Родился 2 (14) марта 1870 года в селе Большие Соли Костромской губернии (ныне посёлок городского типа Некрасовское Ярославской области ) в многодетной семье сельского священника. С девяти лет пел дискантом в церковном хоре. Окончил Костромское духовное училище, затем Пензенскую духовную семинарию (1890).

Девять месяцев прослужил в абхазском полку, из которого вышел прапорщиком запаса. Накопил за годы службы небольшую сумму денег .

Переехал в Пензу , где под влиянием двоюродного брата хормейстера А. Касторского начал заниматься вокалом; пел в разных хорах. В 1892 году переехал в Санкт-Петербург , где учился в «Бесплатном хоровом классе» И. Мельникова ; принимал участие в концертах под управлением Ф. Беккера.

В 1893 поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс С. Габеля , но через год был исключён «за безголосие и бездарность» (впоследствии Габель признал ошибку). Слушал и пользовался советами итальянских певцов М. Баттистини , А. Котоньи , А. Мазини , .

В 1894 году дебютировал в Пскове в оперной труппе Н. Шампаньера, гастролировал. В 1895 году из-за болезни горла оставил сцену. Работал два года регентом в хоре фабриканта Н. Красильщикова в селе Родники Костромской губернии , брал у Красильщикова, обучавшегося в Италии, уроки вокала. В 1897 году принят в Киевскую оперу , в которой выступал один сезон.

Приобрёл в 1913 году у наследников Э. А. Юнге участок в Коктебеле , где построил дачу. Часто бывал там. Участвовал в жизни коктебельской творческой колонии.

В 1898—1918 годах солист Мариинского театра (дебютировал в партии Верховного жреца в опере А. Серова «Рогнеда»). Партии готовил под руководством И. Тартакова , М. Баттистини , А. Мазини . Три года посещал вольнослушателем занятия на естественных наук и историко-филологическом факультетах Санкт-Петербургского университета . В 1918—1923 годах солист Большого театра , в 1923—1930 годах — Ленинградского театра оперы и балета (бывший Мариинский).

Много гастролировал. Участвовал в русских сезонах С. Дягилева в Париже и Лондоне (1907—1909). Пел в Праге , Берлине , Риме , Милане (театр « Ла Скала », 1908), Мюнхене (1910), Лондоне (1911), Харбине (1922—1924), в Японии (1925); Москве (Большой театр, 1901, 1904, 1908; театр « », 1902, 1903; Опера С. Зимина , 1922), Киеве , Одессе , Харькове , Тифлисе , Баку , Кисловодске , Томске , Казани , Самаре , в Крыму , в городах Сибири и Дальнего Востока.

Был и выдающимся камерным певцом. Организовал в 1907 году (вместе с М. М. Чупрынниковым , Н. Кедровым и Н. Сафоновым, позднее в этом квартете пел В. И. Лосев) вокальной квартет, пропагандировавший русские народные песни ; гастролировал с ним в России и за рубежом (Париж, Лондон). Оставив оперную сцену, до конца жизни выступал на радио и в концертах. В годы Великой Отечественной войны эвакуирован в Ивановскую область , где часто выступал перед солдатами; пожертвовал все свои сбережения в Фонд обороны .

Обладал полнозвучным, подвижным, ровным голосом «бархатного» тембра и широкого диапазона, драматическим дарованием. Исполнение отличалось высокой музыкальной и театральной культурой, выразительностью и изяществом.

Преподавал в Ленинградском театре оперы и балета, Ленинградской художественной студии и в Ленинградской консерватории (профессор). Среди учеников — В. А. Бунчиков , О. А. Корсунов.

Записывался на грампластинки (свыше 150; иногда под псевдонимом Торский): « », 1901, 1906—09; « Pathé » 1904, 1909, 1911; « », 1906/07; « », 1909; « Грампласттрест », 1935, 1937; « Ленмузтрест », 1939), в Берлине (1924).

В 1937 году снялся в роли губернатора в художественном фильме « » (киностудия « »).

Умер 2 июля 1948 года в Ленинграде. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище .

Репертуар

Оперный репертуар насчитывал 35 партий. Среди лучших — Сусанин Жизнь за царя » М. Глинки), Руслан (« Руслан и Людмила » М. Глинки), Мельник (« Русалка » А. Даргомыжского), Пимен (« Борис Годунов » М. Мусоргского), Досифей (« Хованщина » М. Мусоргского), Гремин (« Евгений Онегин » П. Чайковского — около 500 раз) и др. Считался одним из лучших русских исполнителей вагнеровского репертуара ( Хаген в « Гибели богов », Вотан в « Золоте Рейна », Странник (Вотан) в « Зигфриде », в « Тристане и Изольде »).

Первый исполнитель партий: Капеллан («Сарацин» Ц. Кюи , 1899), Гусляр (« Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » Н. Римского-Корсакова, 1907), Одон де Терри («Миранда» Н. Казанли , 1910), Андрей Петрович Гринёв («Капитанская дочка» Ц. Кюи, 1911), Старик в дворянской фуражке («Лёд и сталь» В. Дешевова , 1930). Первый исполнитель партий на русской сцене — Хаген («Гибель богов» Р. Вагнера, 1903), Вотан («Золото Рейна» Р. Вагнера, 1905). Первый исполнитель партий в Мариинском театре — Старчище (« Садко » Н. Римского-Корсакова, 1901), Граф Альмавивы (« Свадьба Фигаро » В. Моцарта, 1901), Странник («Зигфрид» Р. Вагнера, 1902), Нилаканта («Лакме» Л. Делиба , 1903). Первый исполнитель партий в Париже — Руслан («Руслан и Людмила» М. Глинки, 1907), Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского, 1908), Князь Юрий Иванович Токмаков Псковитянка » Н. Римского-Корсакова, 3-я ред., 1909).

Другие партии: Владимир Ярославович, князь Галицкий Князь Игорь » А. Бородина), Рангони Борис Годунов » М. Мусоргского, 1904), Князь Гудал (« Демон » А. Рубинштейна ), Василий Собакин (« Царская невеста » Н. Римского-Корсакова), Иван Грозный Псковитянка » Н. Римского-Корсакова), Варяжский гость (« Садко » Н. Римского-Корсакова), Старик (« Сервилия » Н. Римского-Корсакова, 1902), Олоферн (« Юдифь » А. Серова ), Граф Томский (« Пиковая дама » П. Чайковского), Василий Леонтьевич Кочубей (« Мазепа » П. Чайковского), Светлейший (« Черевички » П. Чайковского); Лепорелло (« Дон Жуан » В. Моцарта), Мефистофель Фауст » Ш. Гуно), Отец Лоренцо (« Ромео и Джульетта » Ш. Гуно), Марсель и Граф де Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера ), Кардинал де Броньи («Жидовка» Ж. Ф. Галеви , 1922), Рамфис (« Аида » Дж. Верди), Спарафучиле (« Риголетто » Дж. Верди), Мефистофель (« » А. Бойто ), Каспар (« Вольный стрелок » К. Вебера ), Дон Пизарро (« Фиделио » Л. Бетховена ), Клингзор («Парсифаль» Р. Вагнера, 1909), Генрих Птицелов Лоэнгрин » Р. Вагнера, 1923), Германн/Ландграф (« Тангейзер » Р. Вагнера).

Партнёры: И. А. Алчевский, А. Ю. Больска, Г. А. Боссе, А. М. Давыдов, И. В. Ершов, Е. И. Збруева, А. И. Кобзарева, М. Н. Кузнецова-Бенуа, А. М. Лабинский , Л. Я. Липковская, Ф. Литвин, В. И. Лосев, О. Ф. Мшанская, А. В. Нежданова, Н. Н. Озеров, А. М. Пасхалова, Е. Ф. Петренко, А. В. Смирнов, К. Т. Серебряков, М. А. Славина, И. В. Тартаков, М. М. Чупрынников, Ф. И. Шаляпин. Пел п/у И. П. Аркадьева, Ф. М. Блуменфельда, В. А. Дранишникова, Н. И. Казанли, А. Коутса, Э. А. Крушевского, Э. А. Купера, Н. Миклашевского (моск. т-р «Аквариум», 1903), Ф. Мотля, Э. Ф. Направника, А. Никиша, А. И. Орлова, Д. И. Похитонова, Н. Черепнина.

Камерный репертуар включал произведения М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Л. Бетховена, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана.

Литература

Примечания

  1. . Дата обращения: 11 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Касторский, Владимир Иванович