Interested Article - Горбеа, Уэйн

Уэ́йн Горбе́а ( исп. Wayne Gorbea , 22 октября 1950 , Нью-Йорк , США 14 сентября 2015 , Нью-Йорк , США ) — известный американский сальса -музыкант пуэрто-риканского происхождения, пианист , перкуссионист , продюсер, аранжировщик и руководитель ряда латиноамериканских оркестров, исполнявших музыку преимущественно в стиле «жёсткая сальса» ( исп. salsa dura ).

Ранние годы

Уэйн Горбеа родился 22 октября 1950 года на Манхэттене в Нью-Йорке, в семье пуэрториканцев. В 1965 году , будучи учеником старших классов, начал обучаться игре на скрипке и оркестровке; вскоре переключился на обучение игре на трубе ; играл на конгах во время уличных румбонов , давал любительские концерты. Разочаровавшись в школе, вступил в армию США, и был направлен в Южную Корею , где служил с 1969 по 1971 год . Служа в армии, Уэйн тем не менее продолжал заниматься музыкой, самостоятельно обучаясь игре на фортепиано , копируя на слух манеру игры Чарли и и . После демобилизации Горбеа женился на своей корейской подруге Мьонг ( Myong ) и в 1971 году вернулся в Нью-Йорк.

Музыкальная карьера

Возвратившись домой, Горбеа организовал «Оркестр Ку́да» ( Orquesta Cuda ), который просуществовал очень недолго; затем, уже в качестве конгеро, группу «Новая компарса» ( La Nueva Comparsa ). Вновь вернувшись к музицированию на фортепиано, в 1973 году Уэйн сформировал новый ансамбль — Конхунто «Сальса» ( Conjunto Salsa ), состоявший из двух тромбонов, трубы и латиноамериканской ритм-секции, и в таком составе, в сотрудничестве с группой «Сальса Борикуа» ( Salsa Boricua ), записал свой дебютный альбом на фирме звукозаписи « SMC ».

Этот альбом был записан жарким летним днём июня 1974 года в студии Габриэля Ольера в Квинсе, выходящей на Вудхавен-бульвар. На улице было около 32 °C, а в студии с единственным вентилятором — как минимум на 12 °C теплее. Музыканты только-только отыграли четыре концерта и были совершенно невыспавшимися и не отдохнувшими. Мы начали работу в 9 утра, но были полны энтузиазма и желания сделать запись!

Уэйн Горбеа

Почти все песни этого альбома, выпущенного в 1978 году на фирме звукозаписи «Диско интернешнл» ( Disco International ) под названием «Сальса» ( La salsa ), были написаны самим Горбеа; он же был продюсером и основным аранжировщиком пластинки. Звучание следующего диска, выпущенного на том же лейбле в 1979 году , «Сальса и чаранга» ( La salsa y charanga ), как и следует из названия альбома, было приближено к стилю , чему способствовало добавление в состав ансамбля флейты и скрипок. Сингл «Ариняняра/Ночь всё ещё молода» ( Ariñañara/The night is still young ) 1980 года стал дебютной пластинкой собственной фирмы грамзаписи Горбеа «УэйнГо» ( WayneGo Productions ). В 1986 году на «УэйнГо» был выпущен альбом «Продолжая танцевать» ( Sigan bailando ), посвящённый жене Горбеа, Мьонг, с новым вокалистом — Фрэнки Васкесом ( Frankie Vázquez ), известным в дальнейшем по работам в группах «Либре» ( Libre ) и «Лос сонерос дель Баррио» ( Los soneros del Barrio ). Пластинка, помимо прочих песен, включала композицию Хусти Баррето ( Justi Barreto ) «То, что говорит Хусти» ( Lo que dice Justi ), ставшую очень популярной.

Как-то раз я был в турне вместе с «Групо Ниче», и мы ехали в Лас-Вегас из Лос-Анджелеса. Когда музыкант группы, колумбиец Чарли Кардона узнал, что эту песню на диске «Продолжая танцевать» пою я, он спел «То, что говорит Хусти» от начала до конца, все сонео — словом, один к одному. У меня волосы встали дыбом: я не мог поверить, что этот мальчик знает всю песню наизусть. Он просто потряс меня. Ко мне подошёл тимбалеро. Как старший (ему было 29 лет) он сказал: «Знаете, эта песня нечто вроде „иконы“ в Колумбии. Все группы начинают с неё. „То, что говорит Хусти“ — это песня, на которой все они учатся, примерно то же, что песня „Билонго“ для нью-йоркских сальсеро».

Фрэнки Васкес

В 1987 году «Конхунто Сальса» покинул его музыкальный директор и контрабасист Гарри Хустиниано ( Harry Justiniano ), забрав с собой своего брата — конгеро Анхеля Хустиниано ( Ángel Justiniano ) и Фрэнки Васкеса и перейдя на работу в чарангу «Чарансон» ( Charansón ) из Бронкса . Следующую пару лет обязанности музыкального директора группы были распределены между тромбонистами Дэйвом Чемберленом ( Dave Chamberlain ) и Риком Дэвисом ( Rick Davies ).

На следующем своём альбом — «Приправа» ( El condimento ), который Горбеа записал в 1988 году на звукозаписывающей фирме «Мартинес Рекордс» ( Martinez Records ), «Конхунто Сальса» предстала в обновлённом составе: количество тромбонов было увеличено до трёх, а в качестве вокалиста выступил Орландо Авилес ( Orlando Avilés ), также игравший на гуиро и написавший для пластинки три композиции, включая заглавный трек. Одной из лучших песен альбома стала песня Арсенио Родригеса 1948 года в обработке Дэйва Чемберлена «Тумба пало кукуйе» ( Tumba Palo Cucuye ).

В 1986 1991 годах Горбеа и «Конхунто Сальса» часто выступали в прямом эфире шоу «Монтуно» ( Montuno ) Эла Анхелоро ( Al Angeloro ) на радио . В сентябре 1988 года на станции WBAI состоялся джем-сейшн, посвящённый Чарли Палмьери , и в качестве руководителя этого сводного оркестра Анхелоро пригласил Уэйна Горбеа. Прозвучавшая в эфире версия песни «Тумба пало кукуйе» стала наиболее популярной композицией за всё время проведения программы.

В марте 1992 года состоялся дебют Горбеа в Великобритании , где он выступил в составе группы «Либре», играя на клаве и исполняя вокальные партии в составе хора.

Успешные еженедельные выступления Горбеа на протяжении двух месяцев 1996 года в клубе «Гонсалес и Гонсалес» ( González y González ) вдохновили Уэйна воссоздать свой собственный оркестр, переименованный Мэнни Окендо ( Manny Oquendo ), лидером группы «Либре», в «Сальса пиканте» ( Salsa Picante ). В 1997 году на «УэйнГо» оркестром был записан альбом « Cogele el gusto », причём вокальные партии на нём исполнил Фрэнк Отеро ( Frank Otero ), несколькими годами ранее сменивший Авилеса. — Диск стал настоящим хитом в латиноамериканских клубах Великобритании. Повторно изданный в конце 1998 года на лейбле «Шаначи» ( Shanachie ), альбом разошёлся более широко и имел большую популярность. В марте 1999 года , как бы подтверждая свою популярность в Великобритании, Горбеа и «Сальса пиканте» совершили тур по Британии, сделавший большие кассовые сборы.

В 2000 году на лейбле «Шаначи» был выпущен чрезвычайно удачный альбом «Наслаждаясь… Жёсткая сальса в Бронксе!» ( ¡Saboreando… Salsa dura en el Bronx! ), названный британским диск-жокеем и колумнистом Дэйвом Хакером «первым крупным латиноамериканским альбомом XXI века» . В 2002 году на этой же фирме звукозаписи Уэйн Горбеа и «Сальса пиканте» записали не менее удачный альбом «Праздник в Бронксе» ( Fiesta en el Bronx ), а в 2006 на «УэйнГо» — диск « ¡Pracatún! Cogele el gusto otra vez ».

14 сентября 2015 Уэйн Горбеа скончался в своей нью-йоркской резиденции. Известно, что артист проходил курс химиотерапии в связи с онкологическим заболеванием .

Примечания

  1. Румбон ( исп. rumbón ) — импровизационное музицирование в стиле « румба ».
  2. Цитируется по биографии Уэйна Горбеа на сайте от 12 мая 2008 на Wayback Machine (англ.)
  3. Цитируется по статье: John Child and David Barton. Frankly Frankie, The Reluctant Sonero Del Barrio. 26.12.1999, от 15 октября 2007 на Wayback Machine (англ.)
  4. El País — (недоступная ссылка)

Библиография

  • Биография Уэйна Горбеа на сайте (англ.)
Источник —

Same as Горбеа, Уэйн