Большаков, Василий Дмитриевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Ива́нович Большако́в (Артамо́нов-Большако́в) (1872 — 2 ( 15 ) января 1910 ) — российский журналист , писатель , издатель - редактор , черносотенец , один из учредителей Союза русского народа ; после смерти, в 1912 году, Святейшим синодом объявлен сектантом - иоаннитом .
Николай Иванович Большаков — крестьянин, 27 лет служивший в банях Петровых в Санкт-Петербурге .
Известен прежде всего как один из учредителей в 1905 году, вместе с Иоанном Кронштадтским и другими лицами, монархического, черносотенного, антисемитского Союза Русского Народа , а также как редактор-издатель крайне правой, черносотенной газеты иоаннитов «Гроза». Помимо этого Большаков известен как редактор-издатель журналов «Кронштадтский маяк», «Свет России». Периодические издания, редактором которых был Большаков, в 1912 году Синодом объявлены сектантскими. Большаков автор обширной монографии об Иоанне Кронштадтском «Источник живой воды» (1909), духовным чадом которого он был; книга была дополнена и издана в 1910 году, последнее издание было переиздано в 1999 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна и в 2000 году. Николай Иванович Большаков являлся иоаннитом , уже после смерти Большакова иоанниты Синодом были названы сектантами. В секте Большаков получил имя « Енох ». Большаков был во главе стройной организации книгонош, которая занималась распространением литературы иоаннитов; к концу 1908 года под его руководством 618 книгонош продавили книги в 45 губерниях . Большаков принял самое активное участие в запрете постановки пьесы В. В. Протопопова «Чёрные вороны», которая по его мнению порочила Иоанна Кронштадтского и иоаннитов. В частности он писал от имени редакции журнала «Кронштадтский маяк» черносотенцу епископу Гермогену (Долганёву) , после того как последний выступил за запрещение пьесы:
Мы истинные почитатели великого пастыря отца Иоанна Кронштадтского во главе с издателем-редактором журнала «Кронштадтский маяк», Николаем Ивановичем Большаковым, — все те почитатели, которая современная жидовская печать называет «сектантами» не имеем возможности выразить точно чувства благодарности за Вашу истинную пастырскую ревность.
4 ноября 1909 года 27 наиболее видных руководителей иоаннитов, в том числе Большаков, М. Уткин, Пустошкин, обратились к Санкт-Петербургскому митрополиту Антонию (Вадковскому) с прошением, в котором они отрицали свою принадлежность к какой-либо секте и назвали подозрения их в хлыстовстве несправедливыми и жестокими. Издание газеты иоаннитов «Грозы» в ноябре 1909 года по цензурным соображениям властями приостановлено.
Умер скоропостижно 2 ( 15 ) января 1910 года; похоронен на Митрофаниевском кладбище . Новым издателем газеты «Гроза» после него стал .
В 1912 году Святейший Синод , принимая во внимание угрожающий для мира Церкви характер пропаганды «иоаннитов», впредь распорядился именовать в официальных церковных актах и в миссионерской полемике с ними «хлыстами киселевского толка» или просто «хлыстами-киселевцами», журнал «Кронштадтский Маяк» с приложениями к нему и изданные редакцией названного журнала, особенно за подписями Н. И. Большакова и В. Ф. Пустошкина, брошюры: «Правда о секте иоаннитов», «Как нужно жить, чтобы богатому быть и чисто ходить», «Прошло красное лето, а в саду ничего нет», «Голос истинной свободы», «К свободе призвал нас Господь», «Ключ Разумения», «XX век — о кончине мира и Страшный суд», «Той земли не устоять, где начнут уставы ломать» или «Церковь Христова в опасности», «XX век — отчего разрушались царства», «Еще днем закатится солнце», «IV Всероссийский миссионерский съезд и современные ревнители православия», «Подражайте в вере Божьей о. Иоанну Кронштадтскому», «Мысли последователей о. Иоанна Кронштадтского», «Наши стражи благочестия», «Суд иоаннитов» и все другие брошюры, проводящие те же взгляды, а равно кощунственный «акафист» И. А. Пономарева предать осуждению, как содержащие в себе и защищающие кощунственное, богохульное и еретическое учение секты хлыстов киселевского толка.