Interested Article - Гиероглифов, Александр Степанович
- 2021-02-01
- 1
Александр Степанович Гиероглифов (3 (15) ноября 1825, Пенза — 29 декабря 1900 (11 января 1901), Царское Село ) — русский журналист и переводчик .
Биография
Согласно статье исследователя И. А. Щурова в Краткой литературной энциклопедии , Гиероглифов родился в семье священника (место его рождения не уточняется). Фамилия Гиероглифов — семинарская . Окончил Тамбовскую гимназию , после чего переехал в Санкт-Петербург , где обучался в Медико-Хирургической академии , но курса не окончил. С конца 1850-х годов начал профессионально заниматься журналистикой.
Согласно статье исследователя Е. Ю. Буртиной в биографическом словаре « Русские писатели 1800—1917 » , Гиероглифов родился в Пензе в семье чиновника, выходца из духовного сословия, получившего дворянство. В 1841 году поступил на службу чиновником в Пензе, в 1845 году переехал в Санкт-Петербург , где работал в министерстве государственных имуществ . В 1857 году вышел в отставку, но позднее поступил на службу в министерстве финансов , где служил в 1863—74 и 1882—95 годах; вышел в отставку с чином статского советника .
В 1859 году Гиероглифов был нанят редакцией журнала « Музыкальный и театральный вестник » вести раздел театральной критики — «Театральную летопись». В начале 1860-х годов был редактором изданий « Гудок » и « Русский мир » (до 1863 года). С 1867 по 1872 году работал в периодическом издании « Всемирный труд », а в 1875—76 годах издавал иллюстрированный журнал « Пчела » (большинство иллюстраций выполнил художник и скульптор М. О. Микешин ). В 1881 году был редактором газеты « Гласность ».
Кроме того, статьи Гиероглифова в 1860-е годы можно было встретить в изданиях: « Отечественные Записки », « Русское Слово », « Народное богатство », « Русский инвалид » и некоторых других.
Гиероглифов был первым издателем романа « Записки из Мёртвого дома » Ф. М. Достоевского , за права на публикацию которого в журнале «Русский мир» заплатил писателю 700 рублей серебром . Неоднократно издавал также произведения А. Ф. Писемского , сотрудничал с Д. Д. Минаевым .
Как колумнист, Гиероглифов был заметной фигурой политической и художественной полемики в России в конце 1850-х — начале 1880-х годов. Перу Гиероглифова принадлежали проникновенные некрологи Н. А. Добролюбову («Похороны Добролюбова», «Русский мир», 1861, № 91) и Ф. М. Достоевскому («Гласность», 1881, 24 янв.). Он был известен также восторженным отзывом на премьеру пьесы А. Н. Островского « Гроза » (статья «Новая драма Островского "Гроза"», «Музыкальный и театральный вестник», 1859, No 48), статьёй с анализом произведения А. С. Грибоедова («О характере Софьи в „ Горе от ума “», там же, 1859, No 51). На роман И. С. Тургенева « Отцы и дети » Гиероглифов откликнулся статьёй «Любовь и нигилизм» (журнал «Русское слово», 1863, № 1).
Либеральные времена Александровского царствования способствовали размаху карьеры Гиероглифова, как журналиста. Гиероглифов был горячим сторонником освобождения крестьян (статья «Современная летопись», «Русское слово», 1861, № 3) и уменьшения влияния цензуры (статья «Об отношении правительства к литературе в России и других европейских государствах», «Русский мир», 1862, № 13).
По мнению исследователя И. А. Щурова, выступая за свободу слова, и даже назвав одну из своих газет термином «Гласность», Гиероглифов поддерживал свободное распространение марксистской литературы, однако сам социалистом не был и радикальные идеи не разделял .
Напротив, по мнению исследователя Е. Ю. Буртиной, Гиероглифов на протяжении своей жизни разделял самые разнообразные взгляды, включая: социализм, идеи Герцена , либерализм, панславизм , причём эта идеологическая «непредсказуемость» Гиероглифова ставила его современников в тупик . По мнению Буртиной, в Третьем Отделении журналиста считали, особенно поначалу, сторонником взглядов Герцена и Чернышевского (в январе 1859 года он даже подвергся недельному аресту за распространение запрещённых сочинений Герцена); в леворадикальных же кругах к Гиероглифову относились, как к либералу.
Как переводчик, Гиероглифов познакомил русских читателей с трудами нескольких видных европейских учёных: историков Л. Ранке и Ж. Мишле , искусствоведа И. Тэна , экономиста Ф. Бастиа и других. Некоторые книги, которые пытался издать Гиероглифов (а именно, «Записки декабриста» А. Е. Розена и «О причинах упадка Франции», включавшую в себя одну из работ П.-Ж. Прудона ) даже в либеральные Александровские годы не были пропущены цензурой, и их издание было запрещено .
Длительная карьера Гиероглифова в качестве журналиста неоднократно сопровождалась скандалами. Так, в 1862 году начался судебный спор между ним и издателем Ф. Т. Стелловским за права на издание «Гудка» и «Русского мира». В 1863 году оба издания были приостановлены вплоть до решения суда, однако, в итоге, так и не возобновились . 17 апреля 1876 год Гиероглифов устроил скандал в книжном магазине А. Ф. Базунова: разбил стёкла в двери и нахамил приказчикам; это дело разбиралось в мировом суде и нашло отражение в дневниках Ф. М. Достоевского . Из журнала «Пчела» Гиероглифов был практически вытеснен своим деловым партнёром и соредактором, скульптором Микешиным, о чём во всеуслышание заявил в своей новой газете «Гласность» (Статья «Проделки академика М. О. Микешина», 1881, 24 января).
С гибелью императора Александра Второго и окончанием периода реформ закончилась и наиболее активная фаза карьеры Гиероглифова. Он скончался 20 лет спустя в Царском Селе . Некрологи Гиероглифову напечатали многие крупные периодические издания .
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 18 декабря 2021. 18 декабря 2021 года.
- ↑ . Дата обращения: 18 декабря 2021. 18 декабря 2021 года.
- ↑ . Дата обращения: 18 декабря 2021. 18 декабря 2021 года.
- Л. М. Добровольский . Запрещенная книга в России, М., 1962
- Новое время. 1876. 4 мая. № 64
- Быков П. В. , А. С. Гиероглифов, « Биржевые ведомости », 1901, № 1; « Россия », 1901, № 606; « Исторический вестник », 1901, № 2; « », 1901, т. 1, кн. 1
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1905. — Т. доп. Ia. — С. 574. )
- Быков П. В. , Силуэты далекого прошлого, М. — Л., 1930, с. 100—102
- 2021-02-01
- 1