Interested Article - Кичеев, Николай Петрович
- 2020-10-19
- 2
Никола́й Петро́вич Киче́ев ( 1847 — 1890 ) — русский журналист , фельетонист. Один из ведущих московских театральных критиков. Псевдонимы Капитан Квит , Никс , Старый театрал и др.
Биография
Родился 16 июня 1848 года в семье писателя Петра Григорьевича Кичеева и второй его жены Александры Петровны Рудиной .
В 1866 году окончил 1-ю Московскую гимназию , в 1870 году — юридический факультет Московского университета . Два года прослужил чиновником особых поручений при канцелярии Московского генерал-губернатора, затем вышел в отставку и посвятил себя литературной деятельности.
Его первое произведение — юмореска «Определение возрастов человеческих» — было напечатано ещё в 1865 году, в популярном журнале «Развлечение». В студенческие году, он сначала печатал корреспонденции о московской жизни в « Иллюстрированной газете », а затем начал составлять обзоры новостей в петербургской газете « Голос ».
С 1870-х годов принимал участие в «Московских заметках» и положил начало «московскому фельетону» — краткой иронической летописи обыденной жизни столицы. Печатал фельетоны в «Новостях», «Нижегородской почте», « Русском сатирическом листке »; сотрудничал в « Будильнике » (в 1877—1881 гг. был его редактором); к работе в журнале он привлёк многих известных писателей, среди которых были А. П. Чехов , И. З. Суриков , Л. Н. Трефолев , Л. И. Пальмин , А. Ф. Иванов-Классик , Д. Д. Минаев , И. И. Ясинский , Вл. И. Немирович-Данченко , В. А. Гиляровский . В конце 1870-х годов Кичеев вместе с Курепиным и Чеховым организовал в Москве кружок, в который наряду с сотрудниками «Будильника» вошли известные писатели, такие, как В. А. Гольцев , Н. Н. Златовратский , Н. М. Астырев , А. И. Чупров , П. М. Ковалевский и др. Члены кружка еженедельно собирались в ресторане Тестова или квартире издательницы «Будильника» Л. Н. Уткиной.
Живо интересуясь театральным делом и хорошо его зная, он помещал о нём в московских газетах (в частности, в « Московском листке ») содержательные рецензии и статьи. Кичеев считал, что театр не должен потакать вкусам публики, его задача — воспитывать истинную интеллигентность и приобщать зрителей к высокой культуре. Его рецензии и отзывы на спектакли и игру в них артистов читались с интересом, а часто и с трепетом. В содружестве Н. П. Кичеева и Вл. И. Немировича-Данченко родилось новое высокое понимание искусства. Кичеев вместе с Немировичем-Данченко в своих рецензиях строго и придирчиво судили даже таких звезд театрального мира, как Ермолову и Ленского , Садовского и Самарина . Ими была справедливо раскритикована пьеса А. Н. Островского «Светит, да не греет»; они обращали внимание общественности на бедный репертуар оперных театров, которые постоянно « ставили итальянцев», а такие сокровища русского искусства, как «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского не попадали на сцену.
Н. П. Кичеев издал, посвящённый вопросам искусства, сборник «Сезон» и перевёл вместе с А. М. Дмитриевым: комедию Эд. Пальерона «В царстве скуки» («Le monde où l'on s'ennuie»); пьесу Дюма «Дениза».
Умер в 1890 году. На его смерть некрологами откликнулся ряд периодических изданий: «Будильник» (1890. — № 43), «Московский листок» (1890. — № 302), « » (1890. — № 201), « Русские ведомости » (1890. — № 297).
Примечания
- ↑ Кичеев Николай Петрович //
- (недоступная ссылка) (недоступная ссылка) на сайте Кичеева Алексадра Георгиевича
- / Сост. Г. Гобза. — М. , 1903. — С. 276.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2020-10-19
- 2