Микола Хвылевой
- 1 year ago
- 0
- 0
Микола Бущик ( белор. Мікола Бушчык ; род. 22 мая 1948 , деревня Деревная , Слонимский район , Гродненская область , БССР ) — белорусский художник-экспрессионист. Участник более чем 200 международных, республиканских и региональных выставок на территории Беларуси, России, Франции, Италии, Нидерландов, Польши, Литвы, Латвии, Германии и других стран. Автор более чем 500 акварельных картин и около 1000 картин маслом.
Произведения художника находятся в собраниях Национального художественного музея ( Минск , Беларусь ), коллекции Белорусского Союза художников (Минск, Беларусь), Музея современного изобразительного искусства (Минск, Беларусь), коллекции Союза художников России (Москва, Россия), коллекции Министерства культуры России (Москва, Россия), Zimmerli Art Museum (Нью- Брунсвик , США), коллекции мэрии Даммари-Ле-Лис (Париж, Франция), Картинной галерее Потсдама (Потсдам, Германия), Национальном художественном музее Латвии (Рига, Латвия) и многих других, а также в частных собраниях Беларуси, России, Канады, Франции, Германии, Италии, Югославии, Польши, Испании, Финляндии, США, Люксембурга, Нидерландов.
Микола Бущик (Николай Бущик) родился в Беларуси, в Слонимском районе Гродненской области. В родной деревне Деревная маленький Микола прожил всего год: семья переехала на юг, в Краснодар , на родину матери художника Веры Григорьевны, которая в Беларуси серьёзно заболела, а через 6 лет ушла из жизни. О безвременной смерти мамы Микола узнал в крымском санатории, где его самого долго лечили после тяжелой травмы.
Жизненные неурядицы то и дело носили семью Бущиков по свету: отец художника и его новая семья некоторое время жили в Воронежской области, затем в Беларуси, затем снова в России. В результате 8-й класс школы будущий художник с отличием закончил в селе Веретье Острогожского района Воронежской области. Едва получив документы об окончании базового образования, Микола отправился поступать в Краснодарское художественное училище, на педагогическое живописное отделение, которое и закончил через 5 лет, и вновь как отличник. Творческая деятельность на избранном пути настолько захватила молодого человека, что он твердо решает продолжать учёбу. Были мысли о Ленинграде, но судьба забросила в Минск — и недаром. Микола легко поступает на живописное отделение театрально-художественного института (БГТХИ) (ныне — Белорусская государственная академия искусств (БГАИ) . А ещё через 6 лет профессиональный художник с 20-летним стажем учёбы стал на пороге самостоятельной творческой жизни.
Ещё в годы учёбы у Миколы Бущика появляется собственная семья, в которой вскоре рождаются сыновья Андрей (1974 г.р.) и Сергей (1977 г.р.). Старший сын, Андрей Бущик, сегодня всемирно известен как выдающийся танцор. Он живёт в Санкт-Петербурге и руководит основанным им танцевальным клубом. Андрей и его супруга Валерия Бушуева, с которой артист и спортсмен уже много лет выступает в паре, — чемпионы России по сэквэю и латиноамериканским бальным танцам , двукратные вице-чемпионы мира и двукратные чемпионы Европы по сэквэю. Младший сын Николая Владимировича, Сергей Бущик, живёт в Торонто ( Канада ). В годы учёбы в колледже искусств он успешно выступал как танцор, был чемпионом Беларуси по бальным танцам. Однако время кардинально поменяло его ориентиры в творчестве: Сергей решил пойти по стопам отца и также стал художником. В Канаде он принимает активное участие в региональных и международных выставках и акциях, является членом Ассоциации художников Онтарио.
Ранние работы Миколы Бущика отличаются от современных не только мерой профессионализма. В начале творческого пути она напряженно искал свою дорогу, вглядываясь во внутренний мир героев своих картин, вдумываясь в морально-этические, психологические аспекты жизни. Ранние произведения более сдержанны: художник явно изучает человека и мир. Но и тогда в его полотнах уже четко прослеживалось стремление к метафоричности, загадочности образов. Бущик никогда не боялся красок, не экономил их даже в самые тяжелые для художников времена, не оглядывался ни на кого и ни на что. В результате с самого начала снискал себе славу смельчака и новатора в белорусском искусстве конца XX столетия.
Его творческий рост был настолько плавным и настойчивым, что минские знатоки и ценители живописи, пожалуй, с самого начала следя за творческой жизнью художника, знали, что эта фигура вырастет в настоящего мастера. А потому, пожалуй, и произведения разных периодов его творчества имеют едва ли не равную ценность.
Ранние произведения М. Бущика — это и реалистичные портреты, и символические архетипы, и архитектурный пейзаж, и прекрасные картины белорусской природы. Но все они ещё тогда удивляли четким построением композиции, соответствием расположения «тепла» и «холода», ясным пониманием художником напряжения красок и того, как должно ими насыщаться пространство. А медики даже приписывали этим картинам целительные свойства.
1990—2000-е годы в творчестве Миколы Бущика — время свободы красок на его полотнах, время «цветовых фантазий», отхождения от конкретики и приближения к совершенству образного языка. В его произведениях буквально властвует стихия цвета, ритма, стихия пластики . Он придумывает собственные, неожиданные цветовые гаммы, одухотворяя живое и оживляя мертвое. Недаром его картины сравнивают с джазовыми импровизациями : он действительно страстно любит музыку и часто работает в пространстве её изысканных звуков.
И все же именно цвет есть то главное, что более всего занимает художника в мире сотен и тысяч нюансов природы и окружающего мира. Именно цветом он рассказывает о своих идеалах — доброте, духовной красоте. Именно через цвет М. Бущик стремится донести до зрителя свою философию, свой взгляд на мир. И помочь каждому, кто соприкоснулся с его творчеством, достигнуть гармонии.
В 2008 году художнику Миколе Бущику исполнилось 60 лет. Однако он по-прежнему много путешествует, не упускает возможности участия в международных пленэрах. По его мнению, именно пленэры помогают все так же ощущать себя «в строю», позволяют созерцать, учиться у других, анализировать и созидать нечто непохожее на все сущее , нечто совершенно новое, своё. Материалы для будущих произведений он собирает буквально всюду. И они рождаются, упорно рождаются — то поодиночке, то целыми циклами — жаждущие рассказать миру, как, в сущности, он прекрасен…