Interested Article - Фурман, Дмитрий Ефимович

Дми́трий Ефи́мович Фу́рман ( 28 февраля 1943 , Москва 22 июля 2011 , там же) — советский и российский историк , социолог религии , политолог и социальный философ . Доктор исторических наук (1981), профессор , главный научный сотрудник Института Европы РАН .

Биография

Про свое происхождение Дмитрий Фурман рассказал так :

Мои отчество и фамилия — еврейские. Но биологически во мне никакой еврейской крови нет. Я родился в 1943 году от какого-то не то скоропалительного брака, не то просто романа моей матери с одним художником, русским по национальности, который после моего рождения ушел на войну и больше в семью не возвращался. Мать вскоре вышла замуж тоже за художника, Ефима Моисеевича Фурмана, и я долго считал, что он мой родной отец. Насколько я могу судить, Ефим Моисеевич был очень порядочным человеком и ко мне относился так же, как к своему собственному сыну, настоящему Фурману, моему брату. Потом многие годы разные доброжелательные люди уговаривали меня сменить еврейскую фамилию на простую русскую, «настоящую», но я хорошо относился к Ефиму, и мне это было стыдно. Ефим Моисеевич был не последним мужем моей матери. Третий муж — тоже еврей с героически-романтической биографией. Вообще в это время происходил удивительный процесс. Бабушки и особенно деда Боря евреев не переваривали. И тем не менее сын дедушки Бори женился на еврейке, а его племянница вышла замуж поочередно даже за двух евреев. Мой второй отчим принадлежал к еврейской революционной аристократии. Его отец был видным деятелем РСДРП, затем торгпредом в Германии, а затем, как и следовало ожидать, был расстрелян. Расстреляли еще множество его родственников. Но по каким-то таинственным причинам оставили его сына, мужа мамы, который во время войны работал в СМЕРШе и вроде бы принимал участие в капитуляции Паулюса. В горящем Будапеште на него упала балка, и он остался контуженным. Он принадлежал к типу совершенно искореженных советской властью людей. Он очень верил в коммунизм и марксизм-ленинизм, но, естественно, не в Сталина, и мечтал, как сейчас я понимаю, о чем-то вроде новой революции. У нас дома собиралась большая компания, в основном евреев, большей частью прошедших через лагеря. Пили они «по-черному». Я запомнил фразу, гротескно отражающую стиль их разговора. Один из них, помню имя — Веня (человек с полностью золотыми зубами, все зубы были выбиты при допросах), про которого говорили, что он умудрился сидеть не только у нас, но и в английской тюрьме в египетской Александрии, вдруг закричал: «Произошла подмена диктатуры партии диктатурой ЦК, а диктатуры ЦК — диктатурой одной личности!» Таким образом, мальчиком я слушал очень разные политические речи и впитывал разные политические идеологии.

Братом бабушки Дмитрия был президент Академии художеств СССР Борис Иогансон .

В 1965 году Дмитрий окончил исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова .

В 1968 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Внутренняя политика императора Юлиана» .

В 1968—1971 годах работал на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова .

В 1971—1979 годах — старший научный сотрудник .

В 1979—1991 годах — ведущий научный сотрудник Института США и Канады .

В 1981 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Религия и социальные конфликты в США» .

Возглавлял Центр эволюционных процессов на постсоветском пространстве.

Умер от «болезни Лу Герига» ( боковой амиотрофический склероз ) .

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище .

Личная жизнь

Женат на Элеоноре Викторовне Пастон - Искусствовед. Ведущий научный сотрудник отдела живописи XIX-XX вв. Государственной Третьяковской галереи.

Предположительно является отцом

Научная деятельность

Дебютировал в печати в 1967 году в журнале « Новый мир ». Публиковался в научных журналах « Вестник Московского университета », « Вопросы философии ». Перевёл письма императора Юлиана Отступника Вестник древней истории », 1970, № 1—3).

В советский период работал в области истории и социологии религии .

С начала 1990-х годов изучал становление и развитие политических режимов , проблемы демократии, авторитаризма и воспроизводства власти на пространстве СНГ . Публиковался в журналах « Век XX и мир », « Свободная мысль », сборниках «Иного не дано», «Осмыслить культ Сталина» и др.

Отзывы

Известный социолог религии , кандидат философских наук , член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации , главный редактор портала «Религия и СМИ» А. В. Щипков назвал Д. Е. Фурмана « действительно блестящим религиоведом » . Один из ведущих британских историков-марксистов Перри Андерсон высоко отзывается о Фурмане в посвящённом тому материале в двух частях для London Review of Books . Высоко отзывался о нем В. Зубок .

Исторический социолог Г. М. Дерлугьян отметил следующее: «При его жизни мы шутили, что Митя Фурман — наш Макс Вебер . А оказалось, что он действительно сдвинул грандиозное дело сравнительно-исторического изучения мировых религий и цивилизаций» .

Книги

Автор

  • Фурман Д. Е. — М.: Наука , 1981. — 257 с.
  • Фурман Д. Е., Филатов С. Б. , Фаликов Б. З. / Отв. ред. Ю. А. Замошкин , Д. Е. Фурман. — М. : Наука , 1985. — 225 с. — 4000 экз.
  • Фурман Д. Е. Становление политических организаций в современной Эстонии. — М.: Аналитический центр по проблемам социально-экономического и научно-технического развития, 1991
  • , Фурман Д. Е. Сикхи и индусы: Религия, политика, терроризм. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы , 1992.
  • Фурман Д. Е. Культурные и социально-психологические основы современного армянского национального движения. — М., Б/и. 1993
  • Фурман Д. Е., (фин.) СПб.: , 2000.
  • Фурман Д. Е. Наши десять лет: Политический процесс в России с 1991 по 2001 годы. — М.-СПб.: , 2001.
  • Фурман Д. Е. / Под общ. ред. Т. И. Заславской . — М.: МВШСЭН , 2003.
  • Фурман Д. Е. Постсоветский политический режим Казахстана. — М.: Огни, 2004
  • Фурман Д. Е., (фин.) Религиозность в России в 90-е годы ХХ — начала XXI века. — М.: ОГНИ ТД, 2006.
  • Furman D. Imitation Democracies. — London: New Left Review, 2008. № 54 .
  • Фурман Д. Е. Движение по спирали: Политическая система России в ряду других систем. — М.: Весь мир , 2010.
  • Фурман Д. Е. Публицистика «нулевых». Статьи 2001—2011 гг. — М.: Летний сад, 2011.

Составитель и редактор

  • Украина и Россия: общества и государства. М.: Права человека, 1997
  • Белоруссия и Россия: общества и государства. М.: Права человека, 1998
  • Чечня и Россия: общества и государства. М.: Права человека, 1999.
  • Азербайджан и Россия: общества и государства. М.: Летний сад, 1999.
  • Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России/ Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д. Фурмана. СПб.-М.: Летний сад, 2000.
  • Страны Балтии и Россия: общества и государства. М.: Референдум. 2002.
  • Казахстан и Россия: общества и государства / Под ред. Д. Фурмана. М.: Издательство «Права человека», 2004.
  • Новые церкви, старые верующие — старые церкви, новые верующие: Религия в постсоветской России/ Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д. Фурмана. М.-СПб.: Летний сад, 2007.

Статьи

  • Фурман Д. Е. // Социологические исследования . — 1985. — № 4. — С. 137—144.
  • Фурман Д. Е. Выбор Князя Владимира // Вопросы философии . 1988. № 6
  • Фурман Д. Е. Религия, атеизм и перестройка // На пути к свободе совести. М., 1989
  • Филатов С. Б. , Фурман Д. Е. // Социологические исследования. — 1992. — № 7. — С. 3—12.
  • , Филатов С. Б. , Фурман Д. Е. // Социологические исследования. — 1995. — № 11. — С. 81—91.
  • Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие. Новое исследование российской религиозности // Свободная мысль. — 1997. — № 1.
  • Задорожнюк Э. Г., Фурман Д. Е. // Мир России. — 2004. — Т. XIII. — № 3. — С. 98—130.
  • Каариайнен К., Фурман Д. Е. // Общественные науки и современность. — 2007. — № 1. — С. 103—119.
  • Каариайнен К., Фурман Д. Е. // Общественные науки и современность. — 2007. — № 2. — С. 78—95.

Примечания

  1. от 25 июля 2011 на Wayback Machine // Lenta.ru , 23.07.2011 г.
  2. Дерлугьян Г. М. . « Русский Журнал » (2 августа 2011). Дата обращения: 4 февраля 2018. 14 апреля 2015 года.
  3. . Дата обращения: 6 июля 2023. 7 июля 2023 года.
  4. Anderson, Perry (July 30, 2015). . The London Review of Books . 37 (15): 19—28. из оригинала 5 сентября 2018 . Дата обращения: 21 июля 2015 .
    • Фурман, Дмитрий Ефимович. Внутренняя политика императора Юлиана (361—363 гг.): дисс. … канд. ист. наук : 07.00.00. — Москва, 1969. — 389 с.
    • Фурман, Дмитрий Ефимович. Внутренняя политика императора Юлиана (361—363 гг.): Автореф. дис. … канд. ист. наук / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Ист. фак. Кафедра истории древнего мира. — Москва : [б. и.], 1968. — 19 с.
  5. Фурман, Дмитрий Ефимович. Религия и социальные конфликты в США : дисс. … д-ра ист. наук : 07.00.03. — Москва, 1981. — 448 с.
  6. . Дата обращения: 6 июля 2023. 7 июля 2023 года.
  7. . Дата обращения: 31 мая 2017. 4 июля 2017 года.
  8. . www.pavelpal.ru . Дата обращения: 29 ноября 2023. 5 июня 2023 года.
  9. leollion . Вокруг львов (24 июля 2011). Дата обращения: 29 ноября 2023.
  10. . lavrus.tretyakov.ru . Дата обращения: 29 ноября 2023.
  11. Щипков А. В. // Православие и мир , 14.07.2011 г.
  12. Anderson, Perry. (англ.) // The London Review of Books : magazine. — 2015. — 30 July ( vol. 37 , no. 15 ). — P. 19—28 . 5 сентября 2018 года.
  13. . Дата обращения: 24 августа 2023. 24 августа 2023 года.
  14. от 3 марта 2022 на Wayback Machine // gorky.media , 06.09.2018
  15. Dmitri Furman. (англ.) // NLR. — 2008. — November–December ( № 54 ). 26 октября 2021 года.

Ссылки

  • . echo.msk.ru. Дата обращения: 3 сентября 2010. 9 мая 2012 года.
  • ieras.ru. Дата обращения: 3 сентября 2010. Архивировано из 27 июля 2011 года.
  • на портале ЭСМ
  • в « Журнальном зале »
  • The New Times
  • (недоступная ссылка)
  • (недоступная ссылка)
  • Татары и русские — верующие и неверующие, старые и молодые
  • на сайте Грани.ру
Источник —

Same as Фурман, Дмитрий Ефимович