Кожанчиков, Дмитрий Ефимович
- 1 year ago
- 0
- 0
Дми́трий Ефи́мович Фу́рман ( 28 февраля 1943 , Москва — 22 июля 2011 , там же) — советский и российский историк , социолог религии , политолог и социальный философ . Доктор исторических наук (1981), профессор , главный научный сотрудник Института Европы РАН .
Про свое происхождение Дмитрий Фурман рассказал так :
Мои отчество и фамилия — еврейские. Но биологически во мне никакой еврейской крови нет. Я родился в 1943 году от какого-то не то скоропалительного брака, не то просто романа моей матери с одним художником, русским по национальности, который после моего рождения ушел на войну и больше в семью не возвращался. Мать вскоре вышла замуж тоже за художника, Ефима Моисеевича Фурмана, и я долго считал, что он мой родной отец. Насколько я могу судить, Ефим Моисеевич был очень порядочным человеком и ко мне относился так же, как к своему собственному сыну, настоящему Фурману, моему брату. Потом многие годы разные доброжелательные люди уговаривали меня сменить еврейскую фамилию на простую русскую, «настоящую», но я хорошо относился к Ефиму, и мне это было стыдно. Ефим Моисеевич был не последним мужем моей матери. Третий муж — тоже еврей с героически-романтической биографией. Вообще в это время происходил удивительный процесс. Бабушки и особенно деда Боря евреев не переваривали. И тем не менее сын дедушки Бори женился на еврейке, а его племянница вышла замуж поочередно даже за двух евреев. Мой второй отчим принадлежал к еврейской революционной аристократии. Его отец был видным деятелем РСДРП, затем торгпредом в Германии, а затем, как и следовало ожидать, был расстрелян. Расстреляли еще множество его родственников. Но по каким-то таинственным причинам оставили его сына, мужа мамы, который во время войны работал в СМЕРШе и вроде бы принимал участие в капитуляции Паулюса. В горящем Будапеште на него упала балка, и он остался контуженным. Он принадлежал к типу совершенно искореженных советской властью людей. Он очень верил в коммунизм и марксизм-ленинизм, но, естественно, не в Сталина, и мечтал, как сейчас я понимаю, о чем-то вроде новой революции. У нас дома собиралась большая компания, в основном евреев, большей частью прошедших через лагеря. Пили они «по-черному». Я запомнил фразу, гротескно отражающую стиль их разговора. Один из них, помню имя — Веня (человек с полностью золотыми зубами, все зубы были выбиты при допросах), про которого говорили, что он умудрился сидеть не только у нас, но и в английской тюрьме в египетской Александрии, вдруг закричал: «Произошла подмена диктатуры партии диктатурой ЦК, а диктатуры ЦК — диктатурой одной личности!» Таким образом, мальчиком я слушал очень разные политические речи и впитывал разные политические идеологии.
Братом бабушки Дмитрия был президент Академии художеств СССР Борис Иогансон .
В 1965 году Дмитрий окончил исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова .
В 1968 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Внутренняя политика императора Юлиана» .
В 1968—1971 годах работал на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова .
В 1971—1979 годах — старший научный сотрудник .
В 1979—1991 годах — ведущий научный сотрудник Института США и Канады .
В 1981 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Религия и социальные конфликты в США» .
Возглавлял Центр эволюционных процессов на постсоветском пространстве.
Умер от «болезни Лу Герига» ( боковой амиотрофический склероз ) .
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище .
Женат на Элеоноре Викторовне Пастон - Искусствовед. Ведущий научный сотрудник отдела живописи XIX-XX вв. Государственной Третьяковской галереи.
Предположительно является отцом
Дебютировал в печати в 1967 году в журнале « Новый мир ». Публиковался в научных журналах « Вестник Московского университета », « Вопросы философии ». Перевёл письма императора Юлиана Отступника (« Вестник древней истории », 1970, № 1—3).
В советский период работал в области истории и социологии религии .
С начала 1990-х годов изучал становление и развитие политических режимов , проблемы демократии, авторитаризма и воспроизводства власти на пространстве СНГ . Публиковался в журналах « Век XX и мир », « Свободная мысль », сборниках «Иного не дано», «Осмыслить культ Сталина» и др.
Известный социолог религии , кандидат философских наук , член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации , главный редактор портала «Религия и СМИ» А. В. Щипков назвал Д. Е. Фурмана « действительно блестящим религиоведом » . Один из ведущих британских историков-марксистов Перри Андерсон высоко отзывается о Фурмане в посвящённом тому материале в двух частях для London Review of Books . Высоко отзывался о нем В. Зубок .
Исторический социолог Г. М. Дерлугьян отметил следующее: «При его жизни мы шутили, что Митя Фурман — наш Макс Вебер . А оказалось, что он действительно сдвинул грандиозное дело сравнительно-исторического изучения мировых религий и цивилизаций» .
|
Раздел ссылок
нуждается в переработке
или в нем указано
слишком много ссылок
.
|