Часовня-усыпальница Святополк-Мирских
- 1 year ago
- 0
- 0
Часовня Нотр-Дам-де-ла-Пэ ( фр. Chapelle Notre-Dame-de-la-Paix , часовня Богоматери Мира), чаще называемая Часовней Фудзиты ( фр. Сhapelle Foujita ) — католическая часовня в Реймсе , построенная и расписанная французским художником японского происхождения Цугухару Фудзитой .
18 июня 1959 года Фудзита, долгое время живший во Франции и имевший французское гражданство, посещает знаменитый Реймсский собор . Там он переживает нечто вроде религиозного откровения, после чего решает стать католиком . 14 октября 1959 года Фудзита с супругой Кимиё (также родом из Японии) принимают крещение в Реймсском соборе. Крёстным отцом Фудзиты становится Рене Лалу, адвокат и глава дома шампанского Mumm . При крещении Фудзита принимает имя «Леонард Франсуа Рене»: Леонард — в память о незабываемом впечатлении, которое когда-то произвела на него « Тайная вечеря » Леонардо да Винчи ; Франсуа — в честь почитаемого им святого Франциска Ассизского ; Рене — в честь своего крёстного .
Несколько лет спустя, в 1964 году, Фудзита решает возвести в Реймсе часовню, посвящённую Пресвятой деве. Он хочет таким образом отблагодарить Церковь и местную католическую общину за тёплый приём, оказанный ими новообращённому . Его поддерживает Рене Лалу: он берёт на себя расходы и выделяет Фудзите участок рядом с погребами дома Mumm. Фудзита сам изготовляет макет будущей часовни; он хочет, чтобы она была скромной, в романском стиле , и вписывалась в реймсский пейзаж. Восьмидесятилетний художник изучает новые для себя техники, в том числе технику фрески ; чертит планы, готовит эскизы скульптур и витражей . В строительстве ему помогает реймсский архитектор Морис Клозье ( фр. Maurice Clauzier ) . Небольшой садик вокруг часовни также спроектирован Фудзитой; на тропинке, ведущей к часовне, установлена символическая Голгофа , однако скульптура изображает не распятие, а младенца Христа, несущего крест .
Фудзита собственноручно расписывает всё внутреннее пространство церкви (110 м 2 ) сценами из жизни Христа , Пресвятой Девы и видениями Апокалипсиса . Эта работа требует высокой скорости исполнения и точности штриха — качеств, которые всегда были присущи художнику. Создание фресок длится с 3 июня по 31 августа 1966 года . 1 октября епископ Реймса торжественно освящает часовню.
После смерти Фудзиты его прах, согласно желанию самого художника, был захоронен в часовне. Позднее здесь же была погребена и его вдова .
Фрески Фудзиты созданы в традициях западного искусства, однако в них ощущается японское происхождение художника и его любовь к стилизации. Над входом в часовню изображена сцена Распятия , вдохновлённая живописью немецкого Возрождения. В числе коленопреклонённых персонажей Фудзита изобразил самого себя и Рене Лалу .
В глубине нефа находится ниша в форме полусферы, к которой ведут ступеньки; в ней изображена Пресвятая Дева мира с младенцем Иисусом, благословляющая две группы женщин и детей. В их числе Фудзита изобразил и свою жену Кимиё (вторая фигура справа) . Вверху над нишей изображён Бог-отец с агнцем на коленях, окружённый животными, символизирующими евангелистов ; по бокам находятся изображения святой Елизаветы и Девы Марии (сцена посещения ).
Фреска в приделе справа представляет Тайную вечерю . Именно здесь покоится прах супругов Фудзита .
В левом приделе находится оригинальная фреска — «Божья Матерь виноградарей» ( фр. Notre-Dame-des-Vendanges ). Богородица протягивает Младенцу виноградную гроздь; на заднем плане видны Реймсский собор и базилика Сен-Реми . Это произведение — дань уважения Реймсу, городу вин и шампанского. На противоположной стене Фудзита изобразил семь смертных грехов : это фреска с гротескными персонажами в духе Брейгеля .
Витражи часовни изготовлены реймсским мастером. Главный витраж, разделённый на три части, изображает Сотворение мира , грехопадение и Ноев ковчег . На остальных представлены менее канонические сюжеты, в том числе трагедия Хиросимы .