Жанна д’Арк
, известная также как Жанна-Дева, Орлеанская Дева (ок. 1412—1431) — одна из наиболее знаменитых людей XV века. Её недолгая жизнь достаточно хорошо изучена по материалам судебных процессов, переписке современников, хроникам, трактатам теологов и официальным документам. В то же время, в её биографии достаточно тёмных мест. Уже при жизни национальной героини Франции, с которой связан важнейший этап
Столетней войны
, появлялись произведения, посвящённые ей. В них простая девушка («пастушка») из
лотарингской
деревни
Домреми
уподоблялась
ветхозаветным
героиням, спасшим свою родину от врага, то есть была воином. Эти два основных образа Жанны (пастушка и воин) активно использовались сторонниками
Карла VII
в политической пропаганде (в том числе в дипломатических посланиях и теологических трактатов), а её личность была мифологизирована ещё при жизни.
Вторая волна популярности Жанны пришлась на период подготовки и проведения
процесса её реабилитации
в 1456 году, который отвечал в первую очередь интересам короля Карла VII.
Содержание
Литература
XV век
Первое литературное произведение, посвящённое
Жанне д’Арк
, появилось сразу после снятия
осады Орлеана
. Автор поэмы «Слово о Жанне» (Ditié de Jeanne, 1429)
Кристина Пизанская
, сторонница единой Франции, ушла в монастырь после заключения союза между
герцогом Бургундским
и
королём Англии
. В представлении Кристины Франция была погружена во мрак многие годы, и появление Жанны у Орлеана во главе войска дофина Карла рассеяло его. Кристина сравнивает Деву со знаменитыми
библейскими
героинями —
Эсфирью
,
Деборой
,
Юдифью
(для литературы той поры было характерно проводить параллели между Жанной и ветхозаветными героинями)
, и находит, что Жанна их превзошла своим бесстрашием. Для знаменитой писательницы, так же, как и для многих современников, эта юная девушка является посланницей Бога
. Кристина, защитница женщин, подчёркивает в ней именно её женские качества, что идёт вразрез с представлением Жанны в письме Буленвилье, адресованном миланскому герцогу
Филиппо Марии Висконти
. Королевский канцлер выделяет в Деве те черты, которые сближают её с мужчинами (не разговорчива, не суетна, сторонится развлечений, любит оружие и лошадей) то есть рисует героиню с «антифеминистских позиций», признавая, что она принадлежит к женскому полу, но лишена обычных (в представлении той эпохи) женских недостатков
.
По мнению историка
О. Тогоевой
, авторы первых произведений о Жанне пытались с их помощью «осмыслить» её образ и «встроить» это необычное явление в свою привычную систему координат
.
XVI век
В XVI веке во Франции получили широкое распространение жизнеописания замечательных людей. Несколько из изданных в то время биографических работ содержали историю Жанны-Девы: «Зерцало достойных женщин» (
Лион
, 1546); «Галантные дамы»
Брантома
. Авторы этих жизнеописаний излагают историю пленения Жанны в
Компьене
, опираясь на сообщение
Алена Бушара
о предательстве коменданта крепости Гийома де Флави, «продавшего» её бургундцам
. Легендарные сведения о Жанне вошли в такие издания, как «Корабль добродетельных женщин»
Симфорьена Шампье
(1502), «Похвалы браку или собрание историй о славных, добродетельных и знаменитых женщинах»
(1523), «Неодолимая твердыня женской чести»
(1555) и другие собрания биографий известных женщин. Таким образом совершался переход от средневековой «антифеминистской традиции», где женщина представлялась «сосудом зла», источником всех бед, к новой возрожденческой системе взглядов на её роль в обществе
.
Впервые словосочетание «Орлеанская дева», употреблённое в отношении Жанны, вместо имевшего мистический смысл прозвания «Дева», появляется в литературе в 1555 году. «Знаменитой Орлеанской девой» называет её в своём «Дневнике путешествия в Италию»
Мишель Монтень
(1582), описавший своё пребывание в Домреми, на родине Жанны. Однако образ Жанны д’Арк, типичной для Средневековья фигуры, не слишком интересовал мыслителей
Возрождения
, отошедших от идеалов предшествующей эпохи. В это время она стала героиней литературы, создаваемой для «простых читателей», но в популярных сочинениях представал персонаж, весьма далёкий от реальной Жанны
.
XVII—XX века
Образ Орлеанской девы, как наиболее полно соответствовавший представлениям о Жанне в такие разные эпохи, как барокко, классицизм и романтизм, сохранялся почти три столетия
.
Английская певица
Кейт Буш
записала композицию Joanni, посвященную истории Жанны д’Арк выпущенную в ноябре 2005 года в восьмом студийном альбоме
.
Итальянская симфо-
пауэр-метал
группа «
Thy Majestie
» в 2005 году выпустила концептуальный альбом «
Jeanne D’Arc
», в котором рассказывается про подвиги славной воительницы.
Украинский композитор Геннадий Татарченко посвятил ей рок-оперу «
» (автор либретто — Юрий Рыбчинский), где партию Жанны исполняла
Тамара Гвердцители
.
Рок-орден
Тампль
в 2003 году поставил рок-оперу «
», сюжет которой построен на Ватиканском расследовании 1920 года: является ли Жанна святой?
Петербургская power-metal группа
Citadel
посвятила Жанне Д’Арк песню «Орлеанская дева» (музыка — Александр Силин, аранжировка — Василий Кукута, стихи — Владимир Ветюков; вышла в альбоме «Игра света и тени», 2008 г.). Источником вдохновения для текста песни послужила сцена из фильма
Люка Бессона
«
Жанна Д’Арк
», где заточенная в темницу героиня (
Мила Йовович
) ведет диалог с Совестью (
Дастин Хоффман
).
Жанне д’Арк посвящён цикл песен
Вероники Долиной
«Светлое распятье» из альбома «Железная Дева».
Жанна д’Арк является главной лирической героиней песни The Death Of Love британской готик-метал группы
Cradle Of Filth
. В песне обыгрывается популярная в массовой культуре тема любви Жанны и её друга, маршала
Жиля де Рэ
; построена она как диалог Жанны с Жилем накануне её сожжения.
Русская группа Unreal посвятила Жанне д’Арк песню «Сердце Жанны д’Арк».
В репертуаре русской группы «
Сурганова и оркестр
» есть песня под названием «Д’Арк».
У канадской инди-рок-группы
Arcade Fire
имеется песня «Joan of Arc» в альбоме «Reflektor».
Мадонна
написала песню «Joan of Arc», в которой присутствует образ Орлеанской девы.
Русско-украинская группа «
Немного Нервно
» посвятила Жанне д’Арк песню «Жанна» (альбом «Сны о Земле. Глава IV»).
У испанской метал-группы
Dark Moor
имеется песня «Maid of Orleans» из альбома «The Hall of the Olden Dreams», посвящённая Жанне д’Арк.
Жанна д’Арк упоминается в песне британской женской поп-группы
Little Mix
«Joan of Arc» из пятого студийного альбома группы «LM5».
У российского исполнителя
pyrokinesis
есть песня в честь Жанны д’Арк - «Реквием по Жанне д'Арк», а также песня «Jeanne d'Arc»
Поэтесса Марина Кацуба в песне «М», исполненной вместе с Noize MC, сравнивает свою лирическую героиню с образом Жанны д’Арк: «Мама, я ведь как Жанна д’Арк, Мама, как объяснить стишку, что меня за него сожгут?»
У американской поп-рок-группы
Aly & AJ
есть песня «Joan of Arc on the Dance Floor», посвящённая Жанне д’Арк.
Достоверных изображений Жанны д’Арк не сохранилось, хотя известно минимум о двух её прижизненных портретах. На одном из них, преклонив колено, Дева протягивала письмо Карлу VII. Этот портрет видела сама Жанна. Другое её изображение («как Дева воюет во Франции») было выставлено в
Регенсбурге
в 1429 году, в тот момент, когда она достигла европейской известности
.
Словесное описание внешности Жанны оставил лично знавший её Персеваль де Буленвилье, камергер короля Карла:
«Дева сия сложением изящна; держится она по-мужски, говорит немного, в речах выказывает необыкновенную рассудительность; у неё приятный женский голос. Ест она мало, пьёт ещё меньше. Ей нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит общество благородных воинов и ненавидит многолюдные сборища. Обильно проливает слёзы, [хотя] лицо у неё обычно весёлое»
По словам знавших Жанну, она была черноволосой, высокого роста юной девушкой, хорошего сложения
. Все позднейшие изображения Жанны не отражают её истинного облика, однако интересны тем, что по ним можно реконструировать, как изменялось восприятие национальной героини с течением времени
.
На так называемом «портрете эшевенов»
(1581, Исторический музей Орлеана), известном впоследствии во множестве повторений, девушка изображена без каких-либо указаний на мистицизм, атрибутов связывающих её деятельность с чудом. Это одна из первых светских трактовок образа, несмотря на надпись на картине, что Жанна была послана Богом для спасения Франции. Она облачена в платье горожанки XVI века, её шляпа, как у мужчины-воина, увенчана
плюмажем
. В одной руке Жанна держит меч, в другой сжимает платок. Смесь военных и женских аксессуаров призвана указывать одновременно на женскую природу героини и её воинские подвиги. «Портрет эшевенов» знаменует собой десакрализацию Жанны д’Арк, создание сугубо светского мифологического образа «Орлеанской девы». Он существовал в общественном сознании до середины XIX века, когда были опубликованы подлинные исторические документы, и к Жанне стали относиться как к реальному историческому лицу
.
Новое время
В изобразительном искусстве XVII—XIX веков Жанна предстаёт либо в доспехах, либо в платье аристократки, либо, как на «портрете эшевенов» горожанкой. Вероятно, связано это было с тем, что французская героиня не представлялась в ту эпоху принадлежащей к крестьянскому сословию, а, скорее всего, была поставлена «вне сословной иерархии»
.
В конце XIX века появляется большое количество памятников Жанне д’Арк. Каждый город
Франции
хотел иметь у себя памятник Жанне: в
1875 году
на площади Пирамид в
Париже
была установлена статуя работы Фремье; в
1882 году
был воздвигнут памятник в
Компьене
, в
1892 году
— в Домреми.
В сентябре 2021 года памятник Жанне д’Арк был открыт в Санкт-Петербурге
.
Кинематограф
Новая жизнь ждала Жанну д’Арк с появлением кинематографа. Первый фильм, посвящённый ей, вышел в
1899
г. C тех пор число экранизаций её жизни и подвига перевалило за 70.
Документальные фильмы
«Любовь Жанны д’Арк» (документальный фильм), 2011, Россия
Художественные фильмы
Список примеров в этой статье
не основывается на
авторитетных источниках
, посвящённых непосредственно предмету статьи.
Добавьте
ссылки на источники
, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае список примеров может быть удалён.
(
12 марта 2022
)
Жанна д’Арк
(«Jeanne d’Arc», 1900), в главной роли — Жанна д’Альси
Женщина Жанна
(«Joan the Woman», 1916), в главной роли — Джеральдин Фаррар
«
Непобедимый воин
» (телесериал, 2011), в роли Жанны Д’Арк — Вирджиния Хенкинс (Virginia Hankins)
«
» («Jeanne Captive») (фильм, 2011), в главной роли —
Клеманс Поэзи
Мультипликация и комиксы
Комикс
— по версии вселенной, Жанна Д’Арк являлась одной из носительниц Клинка Ведьм
.
Мультсериал
— в данном мультсериале от
Warner Brothers
пародиру CGются разные исторические пероснажи. Жанну, постоянного персонажа сериала, озвучивает актриса
.
В серии «
Tales from the Public Domain
»
Гомер Симпсон
читает детскую книжку о Жанне Д’Арк, после чего
Лиза
изображает Жанну. Когда герои доходят до сцены сожжения на костре,
Мардж
говорит, что в последнюю секунду её спас прекрасный принц Ланселот, они поженились и жили долго и счастливо.
.
Клон Жанны Д’Арк является одним из персонажей мультсериала
(2003)
. Озвучила роль
Николь Салливан
Одним из персонажей комикса
, является офицер Джоанна Дарк (
англ.
Joanna Dark
), которая носит железные доспехи и использует божественную силу, чтобы уничтожать
нежить
.
Во французском мультсериале "
Ледибаг и Супер-Кот
" Жанна Д'Арк является одним из предыдущих владельцев Талисмана Божьей Коровки и на мгновение появляется в эпизоде "Эфемер". Также фигурирует в эпизоде "Воссоединение", как память оригинальной героини, когда Маринетт взаимодействует квагатамой с символом Ордена Хранителей на статуе Жанны.
Список примеров в этой статье
не основывается на
авторитетных источниках
, посвящённых непосредственно предмету статьи.
Добавьте
ссылки на источники
, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае список примеров может быть удалён.
(
12 марта 2022
)
— трёхтомная манга Ёсикадзу Ясухико
Jeanne
(
яп.
ジャンヌ
, «Жанна»)
повествует о событиях Столетней войны. Жизнь главной героини обнаруживает параллели с жизнью Жанны Д’Арк
.
Kamikaze Kaito Jeanne
— в манге
Арины Танэмуры
героиня Марон Кусакабэ является реинкарнацией Жанны. С помощью дарованных богом сверхъестественных способностей она сражается с демонами, прячущимися в различных предметах. Марон обращается к Жанне Д’Арк с просьбой послать ей силу, а в одной из серий встречается с ней самой. Данная манга позже была экранизирована в одноимённом аниме
.
Аниме и манга
Шаман Кинг
— в истории
Хироюки Такэи
Железная дева Жанна
(
яп.
アイアン・メイデン・ジャンヌ
, «Iron Maiden Jeanne»)
— девушка родом из Франции, попросившая Бога даровать ей силу спасать людей, в противном случае мир может быть уничтожен. Жанна носит железные доспехи
.
В седьмом полнометражном анимационном фильме
Digimon
присутствует дигимон «Д’Аркмон» — девушка-ангел, в бою использующая меч
.
В
карточной игре
и одноимённом аниме
Yu-Gi-Oh!
присутствует карта с монстром «Святая Жанна». В 107 серии аниме персонажи с помощью неё одолевают последнего монстра
.
Ashita no Nadja
— Надя и её товарищи охотятся за сокровищем Жанны Д’Арк. Этим сокровищем оказалось семечко, которое посадила Надя и которое выросло в целое поле цветов
.
Aria the Scarlet Ammo
— одна из злодеек по прозвищу Дюрандал перед схваткой с главными героями представляется как Жанна Д’Арк Тридцатая.
Девочка-волшебница Мадока Магика
— Жанна Д’Арк является одной из девушек, в прошлом, заключивших контракт с Инкубаторами. В последней серии превратившаяся в воплощение надежды, Мадока посещает Жанну Д’Арк и спасает её от сожжения на костре.
В аниме и манге
Скитальцы
, автора
Хирано Коты
, Жанна Д'Арк вместе с
Жилем де Ре
представлена в качестве одного из «отродий» — антагонистов главного героя в магическом мире, которые стремятся к истреблению человечества. Попадает в иной мир после своей казни, из-за чего питает ненависть к людям. Наделена, как ни странно, способностями к манипуляции огнем.
В аниме
Shingeki no Bahamut: Genesis
, Жанна Д’Арк является избранницей богов и предводителем святых рыцарей. Она — могущественный воин, несущий Копьё архангела Михаила.
В серии Fate (
Fate/Apocrypha
), Жанна Д’Арк является героической душой, имеющей уникальный класс «Рулер»(защитник интересов Грааля). Так же в Fate имеется её альтернативная версия «Альтер Жанна», порождённая желанием Жиля Де Ре к Граалю. Которая является полной противоположностью оригинальной Жанны, и как не удивительно, использует огонь для своих атак.
Появляется во Второй манга-адаптация
Code Geass
, под названием Code Geass: Nightmare of Nunnally.
Компьютерные игры
Список примеров в этой статье
не основывается на
авторитетных источниках
, посвящённых непосредственно предмету статьи.
Добавьте
ссылки на источники
, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае список примеров может быть удалён.
(
12 марта 2022
)
В RTS-стратегии
Age of Empires II: The Age Of Kings
и её переизданиях
2013
и
2019 года
есть кампания, посвящённая Жанне Д’Арк, состоящая из 6 миссий, в которых рассмотрены такие этапы её жизни, как прибытие в Шинон, осада Орлеана, поход на Божанси, поход в сторону
Реймса
для коронации короля. В первой миссии Жанна представляет собой простую крестьянку, в миссиях с 2 по 5 — она всадник-герой, действие последней миссии разворачивается после смерти Жанны (и посвящено штурму крепости Кастильон французской армией во главе с коннентабелем Ришмондом и Ла Гиром). Также Жанна является антагонистом в последней миссии кампании
"Великие герцоги Запада"
DLC "Правители Запада" к переизданию 2019 года.
В
Age of Empires IV
2021 года выпуска французская кампания посвящена Столетней войне и одним из подконтрольных игроку персонажей во многих миссиях является Жанна Д'Арк.
В пошаговой глобальной стратегии
Medieval: Total War
Жанна Д'Арк может появиться в качестве полководца у Королевства Франция, а также есть посвящённая ей кампания, состоящая из 3 миссий (осада Орлеана, штурм замка в долине Луары и битва при Патэ).
В ролевой игре
Lionheart: Legacy of the Crusader
призрак Жанны предстаёт в качестве одного из спутников (
NPC
) на пути игрока. Она — самый сильный компаньон в игре.
В многожанровой игре
, разработанной командой
, Жанна — один из пяти героев, которыми командует игрок. Сюжет игры, сочетающей ролевые и стратегические элементы, примерно соответствует историческим событиям 29 апреля — 17 июля 1429 г. (как и в
Age of Empires II
), игра заканчивается походом в
Реймс
. В финальном ролике утверждается, что после
эскортирования
короля Франции Жанна вернулась к себе в деревню, к жизни обычной крестьянки.
Тактическая ролевая игра
Jeanne d'Arc
(
PSP
) посвящена жизни Жанны Д’Арк. Её сюжет представляет собой вольный пересказ биографии Жанны, помещенный в фантастический антураж: так, на стороне англичан сражаются демоны, а Жанна обязана своими силами магическому браслету.
В боевике с элементами тактики
Bladestorm: The Hundred Years’ War
, который вольно пересказывает события Столетней войны, и его переиздании Жанна Д'Арк является одним из действующих лиц.
В истории игровой вселенной
Warhammer 40,000
упоминается Святая Саббат, пастушка с планеты Хагия, получившая откровение
Императора
и возглавившая Крестовый поход, завоевавший более сотни звездных систем всего за несколько лет.
В ролевой игре Dragon Age: Origins большая часть мира исповедует религию Андрастианство, центральной фигурой которого является "Невеста Создателя" Андрасте, история жизни и смерти которой является явным смешением образов Иисуса Христа и Жанны Д’Арк.
В японском
слэшере
Bayonetta
встречается персонаж по имени Жанна, которая является врагом главной героини, а в
Bayonetta 2
— союзником. Будучи могущественной ведьмой, Жанна способна контролировать течение времени, превращаться в животных, призывать демонов из преисподней во время битвы, связывая их своими волосами и подчиняя своей воле, а также проявляет невероятную силу и проворство. В её биографии присутствуют некоторые упоминания из реальной жизни Жанны Д’Арк, включая дату рождения — 06.01.1412, а её наряд был создан вымышленным модным итальянским брендом D’arc
В мобильной игре
Fate/Grand Order
представляется возможность получить
в виде игрового персонажа. Помимо обычной Жанны есть также:
(класс
),
(класс
) и Жанна Д’Арк Альтер (класс Берсеркер).
Комментарии
Письмо Персеваля де Буленвилье считается первой биографией Жанны, охватывающей её жизнь от рождения до
битвы при Пате
.
Примечания
, с. 104.
, с. 188—189.
, с. 48.
, с. 29—30.
О. Тогоева. Исполнение пророчеств: ветхозаветные герои Столетней войны. с. 91/Казус
Тогоева О. И.
Жанна д'Арк и двор Карла VII. История предательства Девы глазами современников и потомков
// Жизнь двора во Франции от Карла Великого до Людовика XIV. — Изд-во Института всеобщей истории РАН (ИВИ), 2014. — Т. 1. — С. 98.
См. также Тогоева О. И. Пастушка, ставшая амазонкой. Образ Жанны д’Арк во французских жизнеописаниях знаменитых людей XVI—XVII вв. // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. 2012. Вып. 20. С. 11-36.
, с. 31.
, с. 34—35.
, с. 39—40.
, с. 27.
Из письма Персеваля де Буленвилье миланскому герцогу
Филиппо Мария Висконти
, 21 июня 1429 года.
Heimann N.
Joan of Arc in French art and culture (1700—1855): from satire to sanctity / Nora Heimann. — Aldershot : Ashgate, 2005. — xvi, 215 p.: il. — Sel. bibliogr.: pp. 177—205. — ISBN 10: 0754-6-5085-5.