Interested Article - Хрустальный череп
- 2020-05-09
- 1
Хруста́льный че́реп — модель человеческого черепа , изготовленная из цельного куска прозрачного либо дымчатого горного хрусталя ( кварца ), которые некоторые искатели древностей выдавали за доколумбовые мезоамериканские артефакты; однако эти утверждения были опровергнуты для всех образцов, предоставленных для научных исследований . Несмотря на некоторые утверждения, представленные в разнообразной популяризаторской и псевдонаучной литературе, легенды о хрустальных черепах, обладающих мистическими способностями, не фигурируют в подлинных мезоамериканских или других индейских мифологиях . Некоторые члены движения нью-эйдж часто утверждают, что черепа демонстрируют паранормальные явления , и часто изображаются как таковые в художественной литературе. Хрустальные черепа были популярной темой, появляющейся в многочисленных научно-фантастических телесериалах, романах, фильмах и видеоиграх.
С середины XIX века на фоне роста интереса к доколумбовым цивилизациям в западных изданиях стали появляться сообщения о хрустальных черепах, которые торговцы выдавали за наследие цивилизаций ацтеков , майя и ольмеков , утверждая при этом, что возраст черепов не менее 500 лет. Коллекционирование поддельных артефактов доколумбовой эпохи развилось в конце 19 века до такой степени, что в 1886 году археолог из Смитсоновского института Уильям Генри Холмс написал для журнала Science статью под названием «Торговля поддельными мексиканскими древностями» . Хотя музеи приобретали черепа и раньше, именно , торговец антиквариатом , открывший свой магазин в Париже в 1870 году, больше всего ассоциируется с музейными коллекциями хрустальных черепов XIX века. Большая часть коллекции Бобана, включая три хрустальных черепа, была продана этнографу Альфонсу Пинару, который передал коллекцию музею Трокадеро , который позже стал Музеем человека .
Известные находки
Известны четыре черепа, выставленные в вашингтонском Национальном музее естественной истории Смитсоновского института , парижском Музее примитивного искусства и в лондонском Британском музее и в частной коллекции Фредерика Митчелла-Хеджеса . Также имеются упоминания о нахождении ещё аналогичных черепов в некоторых других частных коллекциях, но без доказательства или перечисления владельцев этих коллекций.
Три черепа из музеев изображают человеческий череп в натуральную величину и якобы добыты в 1889 году в джунглях Гватемалы антикваром , состоявшим археологическим советником при мексиканском императоре Максимилиане . Четвёртый из черепов якобы был обнаружен в 1924 году Анной Митчелл-Хеджес, приёмной дочерью британского авантюриста и популярного писателя Фредерика Митчелла-Хеджеса (который впоследствии послужил одним из прототипов археолога-авантюриста Индианы Джонса ), при раскопках в городе Лубаантун (Белиз) в день своего 17-летия. Сам Митчелл-Хеджес не упоминал об открытии в своих письмах о Лубаантуне. Другие, присутствовавшие во время раскопок, не упоминали ни об открытии черепа, ни о присутствии Анны на раскопках. Есть свидетельство того, что в действительности Митчелл-Хеджес приобрёл череп на аукционе Сотбис в Лондоне 15 октября 1943 года у лондонского арт-дилера Сидни Берни . В декабре 1943 года Мичелл-Хеджес сообщил о своей покупке черепа в письме к брату, прямо заявив, что он приобрел его у Берни .
Исследования
Утверждается, что многие хрустальные черепа относятся к доколумбовой эпохе и обычно приписываются цивилизациям ацтеков или майя. В мезоамериканском искусстве есть многочисленные изображения черепов, но ни один из черепов в музейных коллекциях не является результатом документально подтвержденных раскопок . Исследования, проведённые на нескольких хрустальных черепах в Британском музее в 1967, 1996 и 2004 годах, показывают, что линии с углублениями, отмечающие зубы (поскольку у этих черепов не было отдельной челюстной кости, в отличие от черепа Митчелла-Хеджеса), были вырезаны с использованием ювелирного оборудования (вращающихся инструментов), разработанного в 19 веке, делая доколумбовое происхождение несостоятельным .
Впоследствии исследования двух черепов Бобана, проведённые учёными из Великобритании и США , установили, что они были изготовлены в XIX и XX веках, причём довольно грубым способом. Исследователи использовали ускоритель элементарных частиц и приёмник ультрафиолетового излучения . Свою работу международная группа исследователей опубликовала в пику только что вышедшему на экраны фильму « Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа ». Учёные обнаружили, что на поверхности «британского» образца черепа имеются следы от вращающегося круга с абразивом ( корунд и алмаз ), применявшегося в XIX веке. Болванка была отрезана инструментом современного типа и отшлифована вращающимся диском.
На «смитсоновском» образце обнаружены следы карборунда и современных абразивных материалов . Исследования черепа, найденного Митчелл-Хеджесом, проведённые после смерти его дочери в 2007 году, также установили, что череп является современной подделкой.
Использованный для подделок кварц оказался родом не из Америки, а из Швейцарии или Германии . Тайну изготовления мог знать антиквар , который умер в 1908 году .
В массовой культуре
Даже несмотря на доказанность фальшивки, многие загадки хрустальных черепов до сих пор продолжают интересовать и простых людей, и исследователей. Тема наделённых сверхъестественными свойствами хрустальных черепов время от времени всплывает в массовой культуре — например, в телесериалах « Звёздные врата: SG-1 » (серия « ») и « Veritas: В поисках истины » (3 эпизод), « Девять неизвестных », в фильме Саймона Уинсера « Фантом » (1996), в фильме Стивена Спилберга « Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа » (2008) и в фильме « » (2014), в сериях книг и телесериале на их основе — « Тайный круг » (2011—2012), а также в аниме-сериале « Спригган » (2022).
Помимо кинематографа хрустальные черепа фигурируют в компьютерных играх, к примеру, в сериях « Корсары », « Нэнси Дрю », «Хроники Сандры Флеминг» и « Assassin’s Creed ».
В 2007 году актёр Дэн Эйкройд и художник Джон Алекзандер основали компанию «Globefill Inc.», выпускающую водку «Хрустальная голова» в бутылках в виде черепа.
См. также
- Каменные шары Коста-Рики
- Камни Ики (Анды)
- Камни Раи (Микронезия)
- Сферы из Клерксдорпа (ЮАР)
- Мередитский камень (США)
- Резные каменные шары
Примечания
- Richard A. Lovett, Scot Hoffman. (англ.) . National Geographic (21 января 2017). Дата обращения: 13 сентября 2022. 13 сентября 2022 года.
- Альдред (2000, во множестве мест); Филип Дженкинс (2004, c. 218—219). В этой последней работе Дженкинс, бывший заслуженный профессор истории и религиоведения, а затем профессор гуманитарных наук в университете штата Пенсильвания , пишет, что хрустальные черепа являются одним из наиболее очевидных примеров, когда связь с местной духовностью является «исторически недавним» и «искусственным» синтезом. Это «продукты поколения творческих духовных предпринимателей», которые не «[представляют] практику какого-либо исторического сообщества».
- Holmes (1886)
- Walsh, Jane MacLaren (May 27, 2010). . Archaeology Magazine . из оригинала 3 декабря 2020 . Дата обращения: 20 октября 2018 .
- Walsh (2008)
- Craddock (2009, p. 415)
- Science Illustrated , 16/2008
- . Дата обращения: 1 февраля 2012. Архивировано из 5 декабря 2016 года.
Литература
- Joe Nickell. . University Press of Kentucky , 2007. ISBN 0-8131-2467-0 .
- Джейн МакЛарен Уолш. (ж-л Archaeology, май/июнь 2008).
Ссылки
- Беляев Д. Д . Учёные против мифов 18-2 (2022).
- 2020-05-09
- 1