Interested Article - Сёрл, Джон

Не следует путать с , автором книги «Закон квадратов» (1994).

Джо́н Ро́джерс Сёрл (Сёрль или Сирл , англ. John Rogers Searle ; род. 31.7. 1932 , Денвер , шт. Колорадо ) — американский философ. Доктор, профессор Калифорнийского университета в Беркли , член Американского философского общества (2010) .

В 1960—1970-х годах занимался главным образом развитием предложенной Дж. Остином теории речевых актов . В 1980-е годы стал ведущим специалистом по философии искусственного интеллекта. Автор известного мысленного эксперимента « Китайская комната », отвергающего возможность воспроизведения семантической составляющей человеческого интеллекта синтаксическими средствами. Получил широкую известность во всём философском мире благодаря своей жёсткой критике идеи искусственного интеллекта и когнитивной психологии .

Его широко цитируют, когда речь идёт о лингвистике , искусственном интеллекте и когнитивной науке .

Биография

Родился в семье инженера-электрика, впоследствии менеджера компании AT&T , и врача.

В годы Второй мировой войны семья жила в различных городах Восточного побережья , где Джон сменил несколько средних школ, в частности, некоторое время учился в экспериментальной школе при Колумбийском университете . Подобные школы функционировали по типу известной «Лабораторной школы» Д. Дьюи в Чикаго (по мнению которого, школа должна становиться «обществом в миниатюре», где нет разделения учащихся на социальные и экономические группы, а ученики должны жить, делиться мыслями и работать вместе, чтобы решать общие проблемы).

В 1949—1952 годах учился в Висконсинском университете , а после получения Родсовской стипендии — в колледже Крайст-черч Оксфордского университета у Джона Остина . Некоторое время научная деятельность Джона Сёрла была направлена на уточнение и дальнейшее развитие теории речевых актов его учителя Дж. Остина. Часто, говоря об этом периоде его научной деятельности, его называют «продолжателем» идей Остина.

В 1980-е годы интересы Сёрла сместились в область философии сознания и мышления, он стал, наряду с Д. Деннетом и , ведущим специалистом по философским аспектам искусственного интеллекта .

После получения магистерской степени (1955) преподавал философию и работал над диссертацией; докторскую степень получил в Оксфорде в 1959 году. С тех пор и по настоящее время работает в Калифорнийском университете (Беркли), профессор с 1967 года; в 1973—1975 годах возглавлял отделение философии. В качестве приглашённого профессора читал лекции в университетах многих стран мира. Член Американской академии гуманитарных и точных наук с 1976 года; почётный доктор ряда университетов.

Женился в 1958 году, двое сыновей, две внучки.

Философия языка

Ранний период научной деятельности Д. Сёрла был связан с теорией речевых актов , выдвинутой его учителем, Дж. Остином .

В 1969 году публикуется первый и наиболее известный труд Сёрла в этой сфере — «Что такое речевой акт?» ( англ. What is a Speech Act? , 1969, пер. 1986). В нём он часто ссылается на своего учителя и уточняет само определение речевого акта. По мнению учёного, основной корень всех проблем — проблема повседневного языка. Именно она является центральной проблемой его труда. Прежде всего, иллокутивный акт — производство (речевой акт) конкретного предложения в определённых условиях, назван Сёрлом минимальной единицей языкового общения. Д. Сёрл говорит о том, что совершение иллокутивного речевого акта относится к тем формам поведения, которые регулируются правилами, а следовательно при формулировке условий и правил для хотя бы одного такого акта станет доступной модель для анализа других видов актов и возможность экспликации понятия речевого акта вообще.

Учёный разделяет все виды правил на две группы — регулятивные и конститутивные. Первые имеют форму императива или имеют императивную перефразу, примером их являются правила этикета: «Пользуясь ножом во время еды, держи его в правой руке». Конститутивные правила принимают совершенно иную форму. Такие правила как бы определяют то, к чему относятся и содержат тавтологию, определяя таким образом то, о чём говорят. И именно такая тавтология является таким признаком, по которым правило можно отнести к виду конститутивных. В одних случаях правила такого вида могут выступать как правила, а в других — как аналитическая истина. Д. Сёрл говорит о том, что одна из целей его работы — сформулировать множество конститутивных правил для одного вида речевых актов, таким образом попробовав доказать гипотезу, что в основе речевых актов лежат правила именно конститутивного вида. В конечном итоге он приходит к выводу, что семантика языка есть система конститутивных правил, а иллокутивные акты совершаются посредством конститутивных правил.

Д. Сёрл выделяет два составных предложения: 1) пропозиционный показатель (показатель суждения), что предопределяет наличие минимального содержания (объект — действие) 2) показатель иллокутивной функции (показатель функции), к которому относятся вопросы, как надо воспринимать суждение, сила высказывания, порядок слов, ударения, пунктуация и так далее. При этом стоит помнить, что суждение, в отличие от утверждения, не является актом, но является частью совершения определённых иллокутивных актов. Утверждение, в свою очередь, является иллокутивным актом, являясь одновременно иллокутивным актом и пропозициональным содержанием его. Тут важным для учёного является различение между «иллокутивным» и «пропозициональным» содержанием речевых актов. Если пропозициональное содержание некоторого утверждения — например, утверждения «идёт дождь» — состоит в суждении, что идёт дождь, то его иллокутивное содержание заключается в (неявном) обязательстве говорящего представлять вещи такими, каковы они есть. Если пропозициональное содержание приказа состоит в характере действия, которое некто должен выполнить, то его иллокутивное содержание заключается в попытке побудить к этому действию.

Интересным является то, что при разборе обещаний в этой статье учёный приходит к выводу, что сами обещания подразумевают возможно невыполнение обещанного.

Согласно Сёрлу, речевые акты не существуют сами по себе — именно благодаря связи с сознанием они способны представлять («репрезентировать») существующие в мире вещи. Теория репрезентативного содержания языка должна основываться на соответствующей теории сознания. Сёрл использует в этой связи понятие интенциональности, то есть направленности сознания на предметы. Носителями интенциональности он в противовес традиционным теориям считает не убеждения и желания, а восприятия и действия. В ходе дебатов, вызванных его теорией, Сёрл выдвинул тезис, что в интенциональном содержании восприятий имеется момент саморефлексии: если, например, человек видит дерево, то само содержание этого визуального восприятия предполагает существование дерева. Кроме того, философ полагает, что интенциональные содержания могут быть поняты только на неинтенциональной основе практических навыков и способностей .

Философия сознания

После 1980 года интересы учёного сместились в сторону философии сознания. Особо интересующей его проблемой была проблема искусственного сознания. Наиболее известная и вызвавшая много споров работа Д. Сёрла в этой сфере называется «Разум мозга — компьютерная программа?». В ней учёный поднимает вопрос возможности создания и работы искусственного сознания, полностью схожего с человеческим. Но сначала нужно определить, что такое «сильный ИИ» и «слабый ИИ» . Сильный ИИ — тот, что прошёл тест Тьюринга , а значит, обладает разумом наравне с человеком. Разум по отношению к человеку в этом случае выступает эквивалентом программы по отношению к аппаратуре компьютера. Слабый ИИ, в понимании ученого — это те компьютерные модели, которые могут быть использованы как полезные средства для изучения человеческого разума.

  • Аксиома 1 . Компьютерная программа — манипулирование формальными (синтаксическими) объектами.
  • Аксиома 2 . Человеческий разум оперирует смысловым (семантическим) содержанием. → Компьютерная программа обладает синтаксисом (символами), но не обладает семантикой (смысловым содержанием).
  • Аксиома 3 . Синтаксис сам по себе не составляет семантику, и его недостаточно для существования семантики.
  • Заключение 1 . Программы не являются сущностью разума, и их наличия недостаточно для наличия разума. → Утверждение сильного ИИ ложно.
  • Аксиома 4 . Мозг порождает разум.
  • Заключение 2 . Любая другая система, способная порождать разум, должна обладать каузальными свойствами, эквивалентными свойствам мозга.
  • Заключение 3 . Любой артефакт, порождающий ментальные явления, любой искусственный мозг должен иметь способность воспроизводить специфические каузальные свойства мозга, и наличия этих свойств невозможно добиться только за счёт выполнения формальной программы.
  • Заключение 4 . Тот способ, посредством которого человеческий мозг порождает ментальные явления, не может сводиться лишь к выполнению компьютерной программы.

Именно в этой работе учёный прибегает к аргументу « китайской комнаты » для того, чтобы доказать ложность утверждения сильного ИИ.

Основываясь на своих взглядах на интенциональность , Сёрл в книге «Переоткрытие сознания» (1992) описывает свой взгляд на сознание. Он считает, что начиная с бихевиоризма , значительная часть современной философии пытается отрицать существование сознания.

Сёрл считает, что философия оказалась в положении ложной дихотомии : с одной стороны, мир состоит лишь из объективных частиц, с другой — сознание обладает субъективным опытом от первого лица. Сёрл же говорит, что обе позиции верны: сознание является реальным субъективным опытом, вызванным физическими процессами в мозге. Эту позицию он предлагает называть .

Следствием биологического натурализма является то, что если мы хотим создать сознательное существо, то нам необходимо воссоздать физические процессы, вызывающие сознание. Позиция Сёрла, таким образом, противоречит взглядам на «сильный ИИ», заключающимся в том, что как только у нас есть определённая программа на компьютере, мы сможем создать сознание.

Сёрл отвергает и материализм , и дуализм . Наряду с лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине Роджером Сперри он является одним из самых известных сторонников — теории, согласно которой сознание представляет собой продукт мозговой активности, однако при этом оказывает обратное воздействие на мозговую активность . Этот подход мало кого убеждает, так как разработанные описания подобных обратных механизмов, кроме утверждений об их наличии, у сторонников отсутствуют — в том числе и в трудах Сёрла, а без них подобные взгляды попадают в ловушку эпифеноменального подхода к сознанию .

Личностные особенности

Сёрл славится своей прямотой. Известны случаи, когда он пытался срывать не нравящиеся ему доклады на конференциях, взобравшись на сцену или критикуя докладчика с места. В печатной полемике Сёрл проявляет ещё большую резкость. В частности, он обвинял Дэниела Деннета в умственной неполноценности (Деннет отреагировал на эти обвинения в том же ключе), а книгу Дэвида Чалмерса назвал коллекцией абсурдов. При этом Сёрл столь же критичен к самому себе. Он признаёт свою некомпетентность в истории философии, в частности, своё полное незнакомство с произведениями Канта, Лейбница и Спинозы и очень плохое знакомство с творениями Платона и Аристотеля. При этом Сёрл утверждает, что собственное невежество помогает ему в его профессиональной деятельности, поскольку, по его словам, известные философы зачастую не столько решали сложные проблемы, сколько создавали их .

Публикации

  • Речевые акты (Speech Acts, 1969)
  • Выражение и смысл (Expression and Meaning, 1979)
  • Сознание, мозг и программы (Minds, Brains, and Programs, 1980)
  • Интенциональность: Очерк философии сознания (Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind, 1983)
  • Переоткрытие сознания (The Rediscovery of Mind, 1992)
  • The Construction of Social Reality (1995)
  • Making the Social World (2010)
На русском языке
  • Сёрл Дж. Р., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов // Новое в зарубежной лингвистике . Вып. XVIII. М., 1986
  • Сёрл Дж. Р. ; Косвенные речевые акты; Классификация речевых актов // Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. XVII. — М. , 1986
  • Сёрл Дж. Р. Природа интенциональных состояний // Философия, логика, язык. — М. , 1987.
  • Сёрл, Дж. // В мире науки. ( Scientific American . Издание на русском языке). — 1990. — № 3.
  • Сёрл Дж. Р. Метафора // Теория метафоры. — М. , 1990.
  • Джон Сёрл . . — 1992.
  • Сёрл Дж. Р. // Путь. — 1993. — № 4.
  • Сёрл Дж. Р. // Аналитическая философия: становление и развитие. — М. , 1998.
  • Сёрл Дж. [yanko.lib.ru/books/philosoph/searle-ru=rationality_in_action=ann.htm Рациональность в действии] / Пер. с англ. А. Колодия, Е. Румянцевой. — М. : Прогресс-Традиция, 2004. — 336 с. — ISBN 5-89826-210-5 .
  • Сёрл Дж. / Пер. с англ.: А. Кардаш и А. Чистов // [ ]. — 2022. — 10 ноября.

Примечания

  1. В некоторых источниках на русском языке.
  1. (англ.) — 1990.
  2. Fotion N. John Searle // (англ.)
  3. . Дата обращения: 27 ноября 2020. 27 ноября 2020 года.
  4. , с. 54.
  5. Ревонсуо А. Психология сознания / Перевод: А. Стативка, З. С. Замчук. — СПб. : Питер, 2013. — С. 210. — 336 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-459-01116-6 .
  6. Рябинская Наталья Сергеевна. . Текст научной статьи по специальности «Социология» . depot.ceon.pl . Социологический журнал (2000). — Научный редактор Г. С. Батыгин . Дата обращения: 16 ноября 2023. 16 ноября 2023 года.
  7. Рябинская Наталья Сергеевна. . Текст научной статьи по специальности «Социология» . CyberLeninka.ru . Социологический журнал (2002). — Научный редактор Г. С. Батыгин . Дата обращения: 16 ноября 2023. 16 ноября 2023 года.
  8. John R. Searle. . Дата обращения: 26 августа 2013. 14 сентября 2013 года.
  9. Arne Dietrich. . — Palgrave Macmillan, 2007. — P. 45—48. — 328 p. — ISBN 978-1-4039-9489-9 .
  10. Max Velmans. // . — Second edition. — London: Routledge/Psychology Press/Taylor & Francis, 2009. — P. 49—51. — 408 p. — ISBN 978-0-415-42515-5 . 21 ноября 2015 года.

Литература

На русском языке
На других языках
  • John Searle and his Critics, Ernest Lepore and Robert van Gulick (eds), Oxford/Cambridge, Mass.: , 1991.
  • Nick Fotion, John Searle, Princeton/Oxford: Princeton University Press , 2000. (англ.)
  • Fabrice Clément et Laurence Kaufmann, Le monde selon John Searle, éd. du Cerf, 2005. (фр.)
  • Prado G., Searle and Foucault on Truth, Cambridge: Cambridge University Press , 2006. (англ.)
  • Searle’s Philosophy and Chinese Philosophy, Constructive Engagement , Bo Mou (ed.). Leiden, Boston: Brill , 2008. (англ.)
  • Raoul Moati, Derrida/Searle : Déconstruction et langage ordinaire , éd. PUF, 2009. (фр.)

Ссылки

  • .
  • , 2008 г.
  • // Энциклопедия « Кругосвет ».
  • Александр Грязнов. .
  • Шмерлина И. А. .
  • , 13 июня 2011 г.
  • // СПбГУ , 2013.
Источник —

Same as Сёрл, Джон