Ньяса
- 1 year ago
- 0
- 0
Геомо́ры ( др.-греч. γεωμόροι , дорийский диалект — γάμοροι, от γῆ — «земля» и μείρομαι — «получаю свою долю») — земледельцы, вторая из трех социальных групп афинского государства (другие две — евпатриды и ), социальное деление которого традиция приписывает Тесею (около XIII века до н. э. ) . Эта группа, наряду с демиургами, была лишена права занимать высшие гражданские и духовные должности.
Отношения геоморов с другими социальными группами неизвестны. Возможно, под геоморами подразумевались независимые землевладельцы или крестьяне, которые обрабатывали чужие земли. Несомненно, среди них было большое число свободных людей, которые обрабатывали собственные земли. Ни о каких политических противоречиях между геоморами и демиургами неизвестно — возможно, их не было, либо со временем они сошли на нет .
Дионисий Галикарнасский упоминает только два класса жителей Аттики — евпатридов и агройков ( др.-греч. ἄγροικοι ): один соответствовал римским патрициям , другой — плебеям . Аристотель пишет, что в 580 году до н. э. в Афинах среди архонтов были агройки, всего было избрано 10 архонтов: три агройка, пять евпатридов и два демиурга .
По мнению Рафаэля Сили ( англ. Raphael Sealy ), слово «агройки» было не синонимом, а презрительным вариантом «геоморов», примерно означающим «мужик» . Говоря о разнице в терминах, С. Д. Ламберт замечает, что «георги» — это крестьяне, «агройки» — «деревенщина», а «геоморы» — землевладельцы .
На острове Самос термин геоморы ( др.-греч. γεωμόροι ) применялся для обозначения олигархической партии, к которой принадлежали богатые и могущественные . В Сиракузах аристократическая партия также называлась геоморами ( др.-греч. γεωμόροι или др.-греч. γάμοροι ) в противоположность демосу ( др.-греч. δῆμος ) — простым людям .
Но он [Тесей] не допустил, чтобы беспорядочные толпы переселенцев вызвали в государстве смешение и расстройство — он впервые выделил сословия благородных, землевладельцев и ремесленников, и благородным предоставил судить о богопочитании, занимать высшие должности, а также учить законам и толковать установления божеские и человеческие, хотя в целом как бы уравнял меж собою все три сословия: благородные превосходили прочих достоинством, землевладельцы полезным трудом, ремесленники численностью.
Оригинальный текст (др.-греч.)οὐ μὴν ἄτακτον οὐδὲ μεμειγμένην περιεῖδεν ὑπὸ πλήθους ἐπιχυθέντος ἀκρίτου γενομένην τὴν δημοκρατίαν, ἀλλὰ πρῶτος ἀποκρίνας χωρὶς εὐπατρίδας καὶ γεωμόρους καὶ δημιουργούς, εὐπατρίδαις δὲ γινώσκειν τὰ θεῖα καὶ παρέχειν ἄρχοντας ἀποδοὺς καὶ νόμων διδασκάλους εἶναι καὶ ὁσίων καὶ ἱερῶν ἐξηγητάς, τοῖς ἄλλοις πολίταις ὥσπερ εἰς ἴσον κατέστησε, δόξῃ μὲν εὐπατριδῶν, χρείᾳ δὲ γεωμόρων , πλήθει δὲ δημιουργῶν ὑπερέχειν δοκούντων.— Плутарх. Тесей, 25. перевод С. П. Маркиша