Палеев, Николай Романович
- 1 year ago
- 0
- 0
Николай Романович Ребиндер ( 8 ( 20 ) мая 1813 — 14 ( 26 ) сентября 1865 ) — тайный советник , сенатор (1861—1865) из рода Ребиндеров . Зять князя С. П. Трубецкого .
Сын полковника Романа Ивановича Ребиндера от брака с Дарьей Мартыновной Буцковской. По окончании курса наук в Благородном пансионе при Санкт-Петербургском университете , в сентябре 1830 года поступил в Департамент внешней торговли; с 27 октября 1833 по 20 февраля 1835 года был чиновником особых поручений при начальнике Гродненского таможенного округа.
С 26 мая 1837 года поступил столоначальником в Департамент министерства юстиции ; 11 мая 1842 года был причислен к Министерству внутренних дел с поручением исправлять должность вице-директора Департамента духовных дел иностранных исповеданий (утверждён 6 декабря 1842 года); 25 сентября 1850 года произведён в действительные статские советники , а в следующем, 1851 году, 8 июня был назначен градоначальником в Кяхту . В этой должности Ребиндер оставался до 12 апреля 1856 года, когда был назначен исправляющим должность попечителя Киевского учебного округа .
Во время своего пребывания в Сибири он имел возможность познакомиться со многими декабристами и даже женился на дочери одного из них; был в близких отношениях с братьями Бестужевыми , которых постоянно посещал, бывая проездом в Иркутске . В августе 1853 года он встречался с ургинским амбанем Бэйсе, — событие важное тем, что подобная встреча произошла впервые после 200 лет сношений русских с китайцами. В беседе с амбанем он, между прочим, говорил об уступке русским устья Амура , для совместной защиты от занятия его англичанами или Америкою. Наконец, когда, в ноябре месяце того же года, был образован Сибирский комитет для обеспечения русской торговли с Китаем, то генерал-губернатор Н. М. Муравьёв-Амурский назначил Ребиндера своим представителем на нём. Результатом было то, что, хотя и с ограничениями, комитет разрешил вопросы о торговле с Китаем в направлении большей свободы её на Кяхте, то есть в том духе, как это представил Ребиндер от лица Муравьёва.
В должности попечителя Киевского учебного округа Ребиндер оставался до 18 июня 1858 года, когда был переведён на ту же должность в Одесский учебный округ . 28 февраля 1859 года был назначен директором Департамента Министерства народного просвещения и членом Главного правления училищ, а 12 апреля получил чин тайного советника ; 4 августа 1861 года Ребиндеру было повелено присутствовать в Правительствующем сенате по 8-му Департаменту.
Скоропостижно умер, состоя на службе, 14 ( 26 ) сентября 1865 года в Москве . Похоронен в Новодевичьем монастыре неподалёку от тестя. Имя Ребиндера часто встречается в дневнике Александра Васильевича Никитенко , который отзывается о нём, как о человеке благородном, умном, но раздражительном, который перед смертью совсем разорился необдуманными спекуляциями. «Терзаемый честолюбием, он вообразил, что непременно должен быть министром, и верил, что провидение предназначило ему играть важную политическую роль. В то же время он хотел жениться, и две невесты его отвергли».
От первой жены Елизаветы Фёдоровны имел дочерей — Надежду (23.01.1840—10.1865; в замужестве Саломки ) и Елизавету (29.05.1842 ).
Второй супругой Николая Романовича в 1852 году стала княжна Александра Сергеевна Трубецкая (2.2.1830—30.7.1860), родившаяся в Чите дочь декабриста князя С. П. Трубецкого и Екатерины Ивановны , урождённой графини Лаваль. При первом сватовстве Ребиндеру отказали: жених был старше невесты в два раза и имел двенадцатилетнюю дочь. Второе предложение было встречено более благосклонно: «Николай Романович сумел понять её, и она также. Они сошлись не с первого взгляда, но узнавши и оценивши друг друга ». Трубецкой сообщал её крёстному отцу М. А. Фонвизину 17 апреля 1852 года:
Как скоро она дала слово, то нужно было поспешить с бракосочетанием, потому что Николаю Романовичу Ребиндеру необходимо было возвратиться к месту своего управления по льду, покрывающему Байкал , иначе должно бы было свадьбу отложить до лета, чего ни жених, ни невеста не хотели. 13-го, в воскресенье после обедни они были обвенчаны и сейчас отобедали и уехали
Не обладая с детства крепким здоровьем, Александра Сергеевна долго и тяжело болела, но, не имея средств, Ребиндеры были вынуждены заложить столовое серебро и взять заём, чтобы отправить её на лечение за границу . Впрочем, оно не принесло желаемого эффекта, и 30 июня 1860 года Александра скончалась от чахотки в Дрездене, 9 августа тело было доставлено в Петербург пароходом и похоронено на кладбище Новодевичьего монастыря . Её пережили дети: