Interested Article - Здания страхового общества «Россия»

Комплекс зданий страхового общества «Россия» — два корпуса доходных домов , построенных в Москве в 1899—1902 годах для страхового общества «Россия» по проекту архитектора Н. М. Проскурнина . Расположены по адресу: Сретенский бульвар , д. 6/1, стр. 1 и 2, занимают весь квартал между Фроловым , Бобровым и Милютинским переулками. Имеют статус объекта культурного наследия федерального значения .

История строительства

В XVIII веке на этом месте был старый почтамт , потом с 1886 по 1888 годы — народный театр « Скоморох ». После того, как театр закрылся (из-за недостатка финансирования), страховое общество «Россия» решило строить здесь доходный дом. В 1898 году правление Общества объявило конкурс на проект нового доходного дома. Первую премию получил проект известного петербургского архитектора, признанного мастера петербургского модерна, академика архитектуры Александра Ивановича фон Гогена . Но после объявления результатов конкурса и награждения заказчик пожелал, чтобы строительство поручили не победителю, а молодому архитектору — участнику конкурса Николаю Михайловичу Проскурнину , который четырьмя годами ранее закончил Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге. А в помощники ему правление назначило ещё одного участника конкурса — Оттон Вильгельмовича фон Дессина (уроженца Риги). Этот дом стал первой серьёзной работой молодых архитекторов .

Комплекс зданий страхового общества «Россия» был построен на Сретенском бульваре в 1899—1902 годах штатным архитектором общества Н. М. Проскурниным при участии московского архитектора В. А. Величкина на основании конкурсного проекта О. В. фон Дессина .

Описание здания

Состоит из двух разновеликих по объёму доходных домов; фасады оформлены в духе позднего итальянского ренессанса , на многочисленных картушах вензеля страхового общества «Россия» — СОР . Кованая ограда между корпусами также изготовлена по рисунку фон Дессина . Архитектор Ле Корбюзье был настолько впечатлен домом, что предлагал сохранить для потомков, а прочую историческую Москву снести и построить на её руинах новый город .

Просторная планировка квартир от трех до девяти комнат (150—200 м² , по другим данным от 200—400 м² , высота потолков — от 3,8-4,2 м ) сочеталась с уникальным инженерным оборудованием. Сложная система вентиляции предусматривала подогрев, фильтрацию и увлажнение наружного воздуха. Московский водопровод в то время работал плохо, поэтому в подвале на глубину 50 метров прорубили артезианскую скважину. В каждом подъезде были электрические лифты — редкость для Москвы того времени. В доме имелась собственная телефонная станция. В одном из подвалов хранили нефть, она была нужна для автономной электростанции, которая обеспечивала светом, энергией и горячей водой все 148 квартир. По уровню комфорта дом не имел себе равных. Квартиры в нём были крайне дороги. Арендовать их могли только очень богатые люди .

В настоящее время дома остаются жилыми, часть помещений сдаётся под офисы.

Наркомпрос

При Советской власти с 1920 по 1925 годы в первом корпусе размещался Наркомпрос , кабинет А. В. Луначарского был на втором этаже. Наркомпрос имел литературный отдел — ЛИТО. Это была эфемерная организация, просуществовавшая немногим более двух месяцев. Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков , приехавший в Москву в 1921 году, почти сразу нашел там работу — он стал секретарем ЛИТО. Эпизод этот описан в автобиографической прозе писателя « Записки на манжетах »

В Лито не было ни стульев, ни столов, ни чернил, ни лампочек, ни книг, ни писателей, ни читателей. Коротко: ничего не было.

Обилию отделов Наркомпроса посвящено также стихотворение «Прозаседавшиеся» В. В. Маяковского :

Прямо на Сретенский бульвар выходили громадные оранжевокирпичные корпуса бывшего страхового общества «Россия», где размещались всякие лито-, тео-, музо-, киноорганизации того времени, изображённые Маяковским в стихотворении «Прозаседавшиеся», так понравившемся Ленину. В том же доме в Главполитпросвете работала Крупская по совместительству с работой в Наркомпросе РСФСР — по другую сторону перекрёстка, в особняке на Чистых прудах, под началом Луначарского.

Кроме того, после переезда советского правительства в Москву в здании разместилось Главное артиллерийское управление РККА .

Известные персоны - жильцы и гости

В 1909 году в одной из квартир бывал И. Е. Репин , где он писал портрет жившего там доктора П. А. Лезина . В квартире № 130 жил ботаник Д. П. Сырейщиков . В квартире № 85 до революции размещалось правление Футбольной лиги, объединявшей первые футбольные команды Москвы.

После революции 80 % просторных квартир дома были дополнительно разделены и заселены представителям советской интеллигенции .

Сохранившийся камин в одной из квартир стр. 2, (съёмка 2013 г.)

Здесь жили знаменитые персоны. Народные артисты СССР — Н. П. Хмелёв , Ю. Н. Григорович , Н. И. Бессмертнова . Академики — геохимик и минералог А. Е. Ферсман , химики Н. С. Курнаков , Г. Г. Уразов , офтальмолог М. И. Авербах , математик Н. Н. Лузин , геолог И. Ф. Григорьев , физико-химик П. А. Ребиндер , электротехник В. Ф. Миткевич , радиофизик Н. Д. Папалекси , физик И. Е. Тамм . Член-корр. механик В. В. Соколовский . Доктор медицины психиатр Н. Н. Баженов . Архитектор В. Е. Дубовской . В одной из квартир жила Наталья Ковшова , которая в 1941 году ушла на фронт снайпером и героически погибла 14 августа 1942 года вместе с Марией Поливановой .

В 1960-х годах в мансарде дома находились мастерские художников Юло Соостера и Ильи Кабакова . Эти мастерские были одним из центров московского андеграунда, получившим наименование «группы Сретенского бульвара» . После отъезда Ильи Кабакова на работу за границу в 1989 году в его мастерской разместился Институт проблем современного искусства . В 2018 году мастерская Ильи Кабакова стала частью Третьяковской Галереи .

Примечания

  1. Федосюк Ю. А. Москва в кольце Садовых. — М. : Московский рабочий, 1983. — С. 321—322.
  2. reestr.answerpro.ru. Дата обращения: 9 мая 2013. Архивировано из 19 мая 2013 года.
  3. Л.Н. Шабалина, М.C. Смирнова, О.Н. Казанская, Б.И. Караджев. . — Москва: Флинта, 2013. — С. 181—186. — 238 с. — ISBN 978-5-9765-1543-7 , 5-9765-1543-6, 978-5-02-037826-1, 5-02-037826-7.
  4. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): ил. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М. : КРАБиК, 1998. — С. 56—57. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0 .
  5. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): ил. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М. : КРАБиК, 1998. — С. 90—91. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0 .
  6. . gge.ru . Дата обращения: 26 июня 2021. 26 июня 2021 года.
  7. Селихов Сергей. // Женщина Москва : электронный журнал. — 2009. — 25 март. 11 мая 2021 года.
  8. . ru.wikisource.org . Дата обращения: 26 июня 2021. 26 июня 2021 года.
  9. . Дата обращения: 30 апреля 2018. 1 мая 2018 года.
  10. Уразов Георгий Григорьевич // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт . — М. , 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы : [в 6 кн.].
  11. Соколовский Вадим Васильевич // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт . — М. , 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы : [в 6 кн.].
  12. Баженов Николай Николаевич // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт . — М. , 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы : [в 6 кн.].
  13. Московская энциклопедия / С. О. Шмидт . — М. : Издательский центр «Москвоведение», 2007. — Т. I, Книга 1. — С. 534. — 639 с. — 10 000 экз. ISBN 978-5-903633-01-2 .
  14. Соостер Юло Ильмар // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт . — М. , 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы : [в 6 кн.].
  15. The Art Newspaper Russia. . The Art Newspaper Russia (17 августа 2018). Дата обращения: 26 июня 2021. 20 августа 2018 года.

Ссылки

  • . wmos.ru. Дата обращения: 10 мая 2013. 19 мая 2013 года.
  • . foto-list.ru. Дата обращения: 10 мая 2013.
Источник —

Same as Здания страхового общества «Россия»