Interested Article - Укразия (фильм)
- 2021-09-19
- 1
« Укра́зия » ( другое название — « 7+2 ») — советский немой чёрно-белый двухсерийный приключенческий художественный фильм, снятый Петром Чардыниным па Первой кинофабрике ВУФКУ (Одесса) в 1925 году . В картине отражена эпоха разгула белогвардейщины, интервенция и попытки экономического порабощения России.
Сюжет
1919 год. Одесса занятая деникинцами . Белогвардейская контрразведка ведёт поиски большевистского агента, действующего под псевдонимом «7+2». Поиски ведёт контрразведчик ротмистр Энгер — мерзкая персона с внешностью опустившегося наркомана, с безупречной репутацией монархиста в кругу белогвардейцев и интервентов, пользующийся у них абсолютным доверием. Только со взятием Одессы большевиками, когда Энгер попадает в ЧК , становится понятно, кто был тот самый неуловимый красный разведчик «7+2».
В ролях
- — Энгер, ротмистр , вторая роль — «7+2», агент
- Николай Салтыков — Галайда
- Дарья Зеркалова — Катя
- Матвей Ляров — генерал Биллинг, комендант Одессы
- Юрий Чернышев — английский посол Бартлетт
- Василий Ковригин — Лисевицкий, офицер-лётчик
- Амвросий Бучма — начальник контрразведки, полковник Каменщиков
- Дмитрий Эрдман — молодой рабочий
- Павел Геров — капитан Иванов
- С. Неверов — рабочий Макаров
- Константин Игнатьев — князь Ахвледиани
- Георгий Спранце — английский журналист Драйд
- Леонид Хазанов — поэт Вертинский
- Иван Капралов — шофёр английского посла Джон
- Аркадий Аркадьевич Мальский — дьячок
- Леонид Чембарский, Иван Горский, Осип Мерлатти, Виктор Викторов — офицеры контрразведки
Съёмочная группа
- Авторы сценария — Георгий Стабовой , Николай Борисов
- Режиссёр — Пётр Чардынин
- Оператор — Борис Завелев
- Художник-постановщик — Алексей Уткин
- Ассистент режиссёра — Михаил Шор
История создания
Слово « Укразия » изобретено европейскими интервентами : по соглашению между Англией и Францией о разделе России, Украина и Крым входили во французскую сферу влияния .
Основой послужил одноимённый «кино-роман» Николая Борисова , вышедший в 1924 году; в роман включены некоторые действительные эпизоды работы большевистского одесского подполья, рабочего восстания, падения и эвакуации белой Одессы . При написании сценария Георгий Стабовой и Николай Борисов использовали документы из истории одесского большевистского подполья (Одесский Истпарт ) .
Ряд персонажей имеют реальных исторических прототипов: например, генерал Биллинг — это командующий войсками Новороссийской области ВСЮР генерал Н. Н. Шиллинг , а прообразом полковника Каменщикова является начальник контрразведки полковник Г. А. Кирпичников [ источник не указан 290 дней ] .
«Укразия» решалась, как восстановленная хроника едва минувших событий, подлинной истории, которая ещё и не стала историей. Тогда, «по горячим следам», были точными приметы времени в одежде, привычках, бытовых подробностях, был точным антураж эпохи. Но постижение автором эпохи во времени не всегда удавалось. Будучи верным в деталях, «Укразия» скорее отражала тему революции, нежели воссоздавала образ её.
— Г. А. Сухин, киновед
Съёмки проходили в Одессе; так например, события происходящие в Англии сняты на улице Щепкина . В сцене в кафешантане обыграно выступление поэта Александра Вертинского .
На конкурсе, объявленном Народным комиссариатом просвещения УССР, сценарий фильма отметили второй премией (при том, что первая не присуждалась) .
Прокат и последующая судьба
Премьера состоялась 24 марта 1925 года в Киеве , в том же году фильм представили на Международной выставке декоративного и современного индустриального искусства (Art Deco) , а 8 февраля 1926 года состоялась его московская премьера . В год выхода фильма поэт Эдуард Багрицкий посвятил ему стихотворение .
Фильм пользовался популярностью у зрителей и долго не сходил с экрана . В проведённом в 1926 году исследовании среди детей Нижнего Новгорода отмечалось, что в качестве идеала среди героев кинокартин девочками наиболее часто упоминались Дуняша из фильма «Красные Дьяволята» и Катя из фильма «Укразия» .
В 1937 году фильм перемонтировали и значительно сократили с 13 до 7 частей, по хронометражу — до 74 минут. Но в прокат выпустить не успели, — в сентябре того же года Главрепертком при Совете народных комиссаров СССР запретил картину в связи с тем, что один из авторов сценария Николай Борисов был объявлен « врагом народа » .
Неполная версия фильма сохранилась в Госфильмофонде России в Белых Столбах и в 2013 году получена Национальным центром Александра Довженко в Киеве :
…мы получили этот сырой материал из Москвы, так и недоделанный безымянным монтажёром с 1930-х. Некоторые сцены дублировались, части были перепутаны, сюжет полностью утрачен, к тому же среди материалов в большинстве своём уцелели сцены со второстепенными героями, боковыми сюжетными линиями и флешбеками. Иван Козленко, генеральный директор Довженко-Центра в 2014—2021 годах
По сохранившимся монтажным листам первоначальной версии 1925 года и страницам романа группе реставраторов Довженко-Центра в 2013 году удалось составить монтажную версию оригинального повествования. Первый публичный показ воссозданного таким образом фильма состоялся на фестивале « » в Одессе .
Критика
По технике эта выдающаяся фильма не уступает пресловутым «американским» детективам, а по содержанию, конечно, несравнима с последними. В то время, как у американцев всё строится на трюке, преследующем цели занимательности, — и, это главное и единственное, а вся картина в целом бессодержательна, — в «Укразии» сумели достичь высшей занимательности и большой насыщенности революционным сюжетом. По художественности выполнения фильма также не из обычных. Найдены новые приёмы, незатасканные трюки. Дан ряд очень ярких остроумных штрихов. Комическое перемежается с трагическим, и эти контрасты волнуют зрителя.
— Журнал «Кино», 1925
По мнению Александра Марьямова , делая фильм, Пётр Чардынин намеревался вступить в состязание с первым советским боевиком « Красные дьяволята » Ивана Перестиани :
…«Укразия» была сделана по канонам голливудских ковбойских боевиков: такие же прыжки с крыши вагона на крышу встречного поезда, головокружительные погони на скачущих во весь опор конях, демонические злодеи из деникинской контрразведки.
— Александр Марьямов , о фильме «Укразия», 1968
Современниками отмечалось, что по количеству трюков фильм превзошёл снятый в том же 1925 году и славящийся захватывающими трюковыми съёмками фильм Леся Курбаса « » .
Профессор кафедры операторского мастерства ВГИКа Юрий Желябужский в рукописи 1964 года отмечал, что для оператора Бориса Завелева из 35 снятых им в советский период картин, «Укразия» является одной из двух (наряду с фильмом « Звенигора ») его лучших операторских работ « подтвердивших его высокую репутацию в дореволюционной кинематографии » .
Киновед Иван Корниенко так характеризовал фильм: « Широкий охват событий, динамичность действия, чрезвычайно острая интрига захватывали зрителей. Мастерски, умело сделанный монтаж… Документально снятые массовые сцены… » , отметив, что «в киноведении существует резко отрицательное мнение о картине. Но эту оценку едва ли можно признать справедливой» .
Примечания
- ↑ Сухин Г. // 20 режиссёрских биографий . — М. : Искусство, 1978. — 408 с. 14 ноября 2017 года.
- Фаликов Илья - от 28 января 2006 на Wayback Machine // Журнал «Арион» №4 за 1995 год
- Загребельный М. П. Эдуард Багрицкий . — 2012. — 110 с.
- ↑ Козленко Iван. (укр.) . ВУФКУ . Дата обращения: 6 апреля 2023.
- . Дата обращения: 30 октября 2017. 30 сентября 2017 года.
- Козачок Анастасия. // Юг : газета. — 2013. — 27 июня ( № 41 (16062) ).
- ↑ , с. 209.
- . Интернет-журнал «ЛІВА» . Дата обращения: 6 апреля 2023. 6 октября 2023 года.
- Соболев Р. П. Люди и фильмы русского дореволюционного кино . — М. : Искусство, 1961. — С. 121. — 175 с.
- Шатров М. А. С вершины полувека // Книга о послеоктябрьском Днепропетровске . — Днепропетровск: Промiнь, 1968. — С. 132. — 379 с.
- ↑ Корниенко И. С. Кино Советской Украины // Страницы истории . — М. : Искусство, 1975. — С. 51. — 239 с.
- Известия Нижегородского Государственного университета, объёмы 1-2, Горьковский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, 1926 - стр. 300
- , с. 212.
- ↑ Марьямов А. М. // Довженко . — М. : Молодая гвардия, 1968. — С. 62. — 383 с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 24 (444)).
- Юрий Желябужский - от 10 ноября 2016 на Wayback Machine // Журнал «Киноведческие записки» № 69 за 2004 год
- Корниенко И. С. Пiвстолiття украiнського радянського кiно (укр.) . — К. : Мистетцтво, 1970.
Литература
- Миславский В. Н. ISBN 978-966-2149-55-5 . . — Харьков: Дім Реклами, 2016. — Т. 1. — 496 с. —
Ссылки
- А. Шерман - Предшественник Штирлица («Укразия» Н. Борисова) - послесловие к изданию Н. А. Борисов. Укразия: Кино-роман. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2013. – 180 с.
- 2021-09-19
- 1