Параллельные миры в фантастике
- 1 year ago
- 0
- 0
Лю́ди — самая распространённая раса (вид) разумных существ в фэнтези и космической опере , присутствующая в большинстве произведений; единственная, имеющая реальный аналог — людей (Homo sapiens) .
В целом, люди в вымышленных мирах биологией и устройством общества соответствуют своей реальной основе. Люди как раса являются стандартом, хорошо знакомым читателю, с которым сравниваются остальные, вымышленные расы (в случае « попаданства » в вымышленном мире может и не быть собственных людей ). Они являются универсальными и среднестатистическими по большинству показателей: имеют среднее телосложение и навыки, живут везде, едят всё, могут заниматься любой профессией, иметь любое мировоззрение, применять любую военную тактику. В отличие от остальных рас, которые зачастую поданы стереотипно, для людей характерно множество различающихся по культуре народов и самых разнообразных индивидуальных характеров. В фэнтези понятие рас закрепил Дж. Р. Р. Толкин; люди в его книгах о Средиземье (1954—1955) смертны, относительно недолго живут (но всё же дольше, чем реальные люди), по сравнению с другими расами слабы духом и телом, но быстро размножаются и взрослеют, упорны и авантюристичны. Во многих произведениях люди могут скрещиваться с другими разумными существами, образуя смешанные расы, например полуэльфов или .
Несмотря на общую усреднённость людских рас, встречаются произведения, где они обладают сверхспособностями по сравнению с другими расами. Например, в трилогии « » Алана Дина Фостера (1990-е) у людей самые сильные солдаты, некоторые из них даже телепаты . Телепатами стала часть « Вавилон-5 » (1990-е). Зачатки способностей в «псионике» проявляют люди ( терраны ) в компьютерной игре StarCraft (1998). Как и представители большинства других рас в фэнтези, люди могут становиться , иногда способность к магии передаётся по наследству, как в серии романов о Гарри Поттере (с 1997) , а иногда присуща всем людям, как в серии романов « Ксанф » Пирса Энтони (с 1977) .
В « Хрониках Нарнии » К. С. Льюиса (1950-е) люди правят волшебным миром со множеством обитателей. Но такой позитивный взгляд редок, например, в романе « Планета обезьян » Пьера Буля (1963) люди порабощены разумными обезьянами, в играх « Мира Тьмы » (с 1991) низведены до роли декораций, в мире « Матрицы » (с 1999) стали батарейками для машин. В научной фантастике часто описывается эволюция людей, так в романе « Машина времени » Герберта Уэллса (1895) люди разделились на изнеженных элоев и поедающих их диких морлоков , сильные изменения с человеческой расой произошли также в будущем, показанном в сериалах « Доктор Кто » (с 1963) и « Звёздный путь: Энтерпрайз » (2000-е) . В космической опере люди часто достигают успеха в торговле и дипломатии, например в играх Star Control (1990) и Master of Orion (1993), являются миротворцами, как во вселенной «Звёздного пути» (1966). Впрочем, во многих вселенных будущее людей не так мирно, например, в мире Warhammer 40,000 люди построили огромную агрессивную империю .
Во многих произведениях люди — всего лишь один из многих разумных видов. Но для ряда фэнтези характерен мотив постепенного угасания прочих рас и перехода власти над миром к людям , например у Толкина или в серии игр The Elder Scrolls (с 1994). Во вселенных Дюны Фрэнка Герберта (с 1965), Перна Энн Маккефри (с 1968), Земноморья Урсулы Ле Гуин (с 1968), игр Battletech (с 1984), « Песнь Льда и Огня » Джорджа Мартина (с 1996), люди уже доминируют, оставляя остальные расы на заднем плане.