Interested Article - Призрак в доспехах (аниме, 1995)

«Призрак в доспехах» ( яп. 攻殻機動隊 Ко:каку Кидо:тай , с англ. «Ghost in the Shell») полнометражный аниме -фильм 1995 года в жанре киберпанк , основанный на одноимённой манге Масамунэ Сиро 1989 года. Режиссёр — Мамору Осии , сценарий — Кадзунори Ито , дизайнер персонажей — Хироюки Окиура , композитор — Кэндзи Каваи . Фильм создан студией Production I.G . В 2004 году был выпущен сиквел « Призрак в доспехах: Невинность ».

Для своего времени фильм стал революционным по части графики. Например, в нём использовался приём замедленного воспроизведения, позже применённый в фильме « Матрица » (создатели братья Вачовски утверждали , что вдохновлялись «Призраком в доспехах» , это подтверждается неоднократным повторением кадров). На мировом рынке аниме является одним из наиболее популярных .

12 июля 2008 года в пяти кинотеатрах Японии прошёл показ ремейка оригинального фильма под именем «Ghost in the Shell 2.0». Звук был перезаписан в формате 6.1, переработан видеоряд, добавлены компьютерная графика и спецэффекты.

Сюжет

Действие фильма происходит в антиутопическом будущем . К 2029 году , благодаря повсеместно распространившимся компьютерным сетям и кибер-технологиям, практически все люди вживили себе разнообразные нейронные имплантаты . Но кибер-технологии принесли и новую опасность для человека: стал возможным так называемый «взлом мозга» и ряд других преступлений, связанный непосредственно с ними.

Девятый отдел, спецотряд полиции, занимающийся борьбой с кибертерроризмом и оснащённый по последнему слову техники, получает приказ расследовать одно из таких преступлений и остановить хакера , скрывающегося под псевдонимом Кукловод. На деле Кукловодом является искусственный интеллект , созданный правительством для выполнения дипломатических задач и провокаций. Его скрывают под псевдонимом «Проект 2501», разрешив достигать цели любыми методами, в том числе взломом призраков людей по всему миру. В процессе работы «Проект 2501» развивается и в нём зарождается собственный призрак. Девятый отдел пытается обезвредить Кукловода, но в их руки попадают только люди-марионетки со взломанными призраками. Деятельность отдела привлекает внимание Кукловода, особенно он интересуется майором Мотоко Кусанаги , видя в ней родственную душу, и пытается выйти на контакт. Воспользовавшись случаем, он переносит своего призрака в андроида , который попадает в Девятый отдел.

Истинная цель Кукловода — эволюция призраков, подчиняющаяся теории Дарвина . Он предлагает майору объединить призраков, чтобы в результате из двух получить одного призрака, являющийся не прямой копией, а совершенно новым объектом, по аналогии с генами живых существ.

Министерство иностранных дел, не заинтересованное в потере диверсанта с искусственным интеллектом и утечке дискредитирующей его информации, проводит спецоперацию с целью уничтожить копию Кукловода. Кукловода пытаются уничтожить снайперами Министерства иностранных дел во время слияния призраков в кибермозгу майора, но задуманное не удаётся. Коллега Кусанаги Бато помещает обновленный кибермозг майора в кибертело маленькой девочки, и они расстаются. «Эта девочка выходит в огромный мир реальности и виртуальной сети, имея новые безграничные возможности…».

Роли озвучивали

Актёр Роль
Ацуко Танака Мотоко Кусанаги Мотоко Кусанаги
Акио Оцука Бато Бато
Иэмаса Каюми Кукловод Кукловод
Коити Ямадэра Тогуса Тогуса
Тамио Оки Дайсукэ Арамаки Дайсукэ Арамаки
Ютака Накано Исикава Исикава
Тэссё Гэнда начальник 6-го отдела Накамура начальник 6-го отдела Накамура
Мицуру Миямото Мидзухо Дайта Мидзухо Дайта
Кадзухиро Ямадзи сборщик мусора А сборщик мусора А
сборщик мусора Б сборщик мусора Б

Награды и номинации

Музыка

Ghost in the Shell Original Soundtrack
яп. 攻殻機動隊
Обложка альбома Кэндзи Каваи «Ghost in the Shell Original Soundtrack[7]» ()
Саундтрек Кэндзи Каваи
Дата выпуска 22 ноября 1995
Дата записи 1995
Жанр музыка к аниме
Длительность 45:30
Продюсер
Страна Япония
Лейблы RCA Records , BMG Victor Inc.
Название Длительность
1. «M01 Chant I - Making of Cyborg» 4:31
2. «M02 Ghosthack» 5:16
3. «EXM Puppetmaster» 4:23
4. «M04 Virtual Crime» 2:44
5. «M05 Chant II - Ghost City» 3:37
6. «M06 Access» 3:18
7. «M07 Nightstalker» 1:47
8. «M08 Floating Museum» 5:07
9. «M09 Ghostdive» 5:55
10. «M10 Chant III - Reincarnation» 5:47
11. «See You Everyday» (Bonus track) 3:26

В главной теме Кэндзи Каваи попытался представить и передать в музыке суть описываемого в аниме мира. Во вступительной теме «Создание киборга» он использовал японский язык бунго . Композиция представляет собой болгарский лад , соединённый с традиционными японскими мелодиями; запоминающийся хор — традиционная болгарская свадебная песня, исполнявшаяся, чтобы развеять злые силы . Сочетание эстетики киберпанка с напевами древних японских гимнов не оставило равнодушными многочисленных зрителей . Песню «See You Everyday» на кантонском диалекте исполнила Фанг Ка Винг (Фан Цзяюн) .

Выпуск на видео

За два десятилетия аниме-фильм был хорошо представлен на видеоносителях . В августе 1996 года «Призрак в доспехах» занял первое место в хит-параде американского журнала Billboard . На 1997 год кассовые сборы составили 2 962 716 $ . К 2002 году продажи на VHS , LaserDisc и DVD превысили 1 млн копий .

В 2005 году вышло издание Ghost In The Shell: Special Edition на 2 DVD от Manga Entertainment . Соотношение было традиционным 1.85:1, а отличный звук без дефектов (английский и японский) представлен как Dolby Digital EX 5.1, так и DTS -ES 6.1. Диалоги хорошо слышны и понятны. Внутри упаковки находились открытка и плакат. Новое меню выглядело очень красиво и функционально по сравнению с первыми выпусками. Анаморфирование выдающееся, в некоторых местах изображение выглядит более чётко, чем раньше, хотя это и не является значительным улучшением. Цвета имеют много оттенков и не видятся тусклыми или приглушёнными. Детали заметны в тени. Недостаток заключался в том, что оставались пятна. Все дополнительные материалы представлены на втором диске. Они включали: два фильма о производстве — «Создание „Призрака в доспехах“» и компьютерной графике, интервью с режиссёром на японском языке с английскими субтитрами, биографии Масамунэ Сиро и Мамору Осии, досье персонажей, трейлеры, превью и ссылки издателя .

В Японии «Призрак в доспехах» выпускался на Blu-ray от Bandai Visual , причём несколько раз: в 2007, 2011 и 2017 годах . В 2018 году появилась версия в 4K Ultra HD . Формат — 1.85:1, звук — LPCM 2.0. Занято 101 место в чарте Oricon . Также продавался комплект из двух фильмов (первый плюс «Невинность»), получивший 19 место . В США и Канаде диски издавала Anchor Bay Entertainment в 2014 (к 25-летию манги) и 2016 годах . В Великобритании этим занималась Manga Entertainment , выпуски 2014 и 2017 годов получили рейтинг 15 . Австралийская аттестационная комиссия для издания Madman Entertainment присвоила рейтинг M .

По поводу юбилейного издания 2014 года сайт DVD Talk подчеркнул: передача в оригинальном соотношении сторон 1,85:1 и разрешении 1080p вполне сносна, но есть несколько проблем, чего некоторые фанаты могут не заметить. Изображение широкоэкранное, и на правильно настроенных дисплеях это означает, что кадр со всех сторон окружён чёрными полосами. Но здесь не ремастер, значит видео приемлемое. Уровни чёрного, детализация и контраст в целом хорошие, а цифровые недостатки, как правило, сведены к минимуму. На самом деле это приятное улучшение версии с разрешением 480p . Английский звук DTS-HD Master Audio 5.1 громче и резче, чем более естественный и сбалансированный японский LPCM 2.0. Однако британское и австралийское издания используют в субтитрах сленг , что запутывает и кажется бесполезным при воспроизведении аудио. К диску прилагается буклет с несколькими короткими заметками, включая интервью с Мамору Осии. Других дополнительных материалов нет .

8 сентября 2020 года Lionsgate выпускает диски 4K Ultra HD и Blu-ray, а также цифровую копию фильма в честь 25-летия выхода фильма . Поддерживаются технологии Dolby Vision и Dolby Atmos , что обещает новый стандарт видео и аудио. Дополнительные материалы включают комментарии переводчика Мэри Клейпул, продюсера и сценариста Эрика Кальдерона, актёра озвучивания Ричарда Эпкара (Бато), историка анимации Чарльза Соломона, а также два новых бонуса — «Доступ к 9 отделу: 25 лет в будущее» (19-минутный короткометражный фильм) и «Ландшафты и мечты: искусство и архитектура „Призрака в доспехах“» (11-минутное интервью со Стефаном Рикелесом) . 12 июля 2021 года издание 4K Ultra HD + Blu-ray появляется в Великобритании благодаря Manga Entertainment (Funimation UK) . 17 сентября 2021 года 4К-версия фильма показывается в кинотеатрах IMAX в США, Канаде, Великобритании и Японии . 18 сентября состоялось сценическое приветствие в Toho Cinemas Hibiya, где появились Мамору Осии и звукорежиссёр Кадзухиро Вакабаяси. Осии сказал, что для него счастье вновь увидеть это на большом экране спустя более чем 25 лет .

Фильм занимает 66 Гб на диске и представлен в соотношении 1,78:1 и сверхвысокой чёткости 2160p, с HDR и кодеком H.265 . Трансфер более чёткий, чем предыдущие выпуски Blu-ray, поэтому качество детализации выросло. Цветопередача выглядит ярче и увереннее и не бывает неестественной. В «Призраке в доспехах» много серых, зелёных и синих тонов, поэтому нет картины с более последовательной палитрой, но есть хорошее визуальное улучшение по сравнению с тем, что было. Это не похоже на эталонное качество 4К, учитывая исходный материал и некоторую пластичность. Единственная жалоба заключается в том, что использовалось незначительное шумоподавление , вычистившее зернистость и сделавшее видео «восковым» в нескольких местах. Dolby Atmos звучит превосходно, создавая эффект присутствия с большим количеством деталей. Нет проблем с искажением и шипением, уровни правильно сбалансированы. Хотя такое не может конкурировать с Atmos для нового голливудского блокбастера с большим бюджетом, но звучит очень хорошо. Также присутствуют японский 24-битный микс LPCM 2.0 и аудиокомментарии. Субтитры предлагаются на английском и испанском языках. На UHD нет 27-минутного фильма Ghost In The Shell Production Report и 30-минутного Digital Works , которые доступны на Blu-ray. В итоге издание от Lionsgate получило оценку «настоятельно рекомендуется» .

12 декабря 2021 года « Искусство кино », «Japan Foundation» при ВГБИЛ и «КАРО.АРТ» осуществили показ «Призрака в доспехах» на японском языке с русскими субтитрами в московском кинотеатре « Октябрь » в рамках программы «Киберпанк. Воспоминание о будущем» .

Что касается Ghost in the Shell 2.0 , то это фильм, переделанный в широкоэкранный формат 1,78:1 с компьютерной графикой и заново записанным звуком DTS-HD Master Audio 6.1 и LPCM 2.0 . Выход был в 2008 году, как и The Sky Crawlers , заменила Иэмасу Каюми в роли Кукловода, за звук отвечал Рэнди Том из Skywalker Sound . Некоторые эффекты иногда конфликтуют с традиционной анимацией, что может раздражать поклонников оригинала, но выглядит это фантастически. В картине есть прекрасное чувство глубины и размерности. Цвета стали сильнее во всех отношениях, в то время как уровни чёрного приятны и насыщены. Для современной версии саундтрек был приглушён. В целом передача несколько противоречивого исходного материала была достойной. Чистый и мощный звук 6.1 стал отличной работой, объёмность подтверждают начальная сцена, в которой Мотоко падает за окно огромного небоскреба и открывает огонь, погоня за автомобилем и перестрелка, а также бой с танком в конце. Уровни очень хорошо сбалансированы, диалоги легко понять, и нет проблем с шипением или искажениями. Дополнительные материалы включали 25-минутный фильм о создании оригинальной версии на основе манги, интервью с режиссёром и другими сотрудниками, биографии Масамунэ Сиро и Мамору Осии, профили персонажей и трейлер .

Показы на телевидении

В 2007 году «Призрак в доспехах» транслировался на Первом канале , наряду с « Акирой », « Манускриптом ниндзя » и « Ходячим замком » . Перед этим, 14 декабря, началась вечерняя передача Александра Гордона « Закрытый показ », продолжение которой перенесли на 15 декабря . Впервые в цикле было представлено не отечественное игровое кино, а полнометражный фантастический аниме-фильм . Вместо съёмочной группы присутствовали Валерий Корнеев («АнимеГид»), Дмитрий Федоткин ( MC Entertainment ), Борис Иванов , Василий Перфильев («Япония сегодня») и Хихус ; «за» — Виктория Толстоганова , Наталья Вашко ( 2x2 ), Роман Волобуев , Александр Асмолов , Константин Бронзит ; «против» — Михаил Веллер , Елизавета Скворцова , Виктор Славкин , Александр Ципко . Гордон заметил: фильм ему понравился, что на программе бывает крайне редко .

Влияние и критика

экран Матрицы

Metacritic дал 76 баллов из 100 на основании 14 рецензий . На Rotten Tomatoes рейтинг составляет 95 % c учётом 61 критического обзора . 4 место в списке 100 лучших аниме фильмов согласно журналу Paste . 28 место в числе 50 ключевых аниме-фильмов по мнению обозревателей Британского института кино . Slant Magazine присудил 37 место в списке 100 лучших научно-фантастических фильмов всех времён . 83 место среди 100 лучших анимационных фильмов по версии журнала Time Out .

Джонатан Клементс и Хелен Маккарти в энциклопедии указали, что «Призрак в доспехах» является одним из лучших аниме в жанре киберпанк и обосновано претендует на такое звание. Это превосходный боевик, в отличие от многих других фильмов, которые на самом деле ничего подобного не достигли, он был действительно сделан для больших экранов, чего показывают и бюджет, и преданность делу. Идеальная экранизация для своеобразного режиссёра Осии, позволившая ему переиграть « Полицию будущего ». Сценарист Ито искусно упростил оригинальную мангу, перейдя от напряжённого философствования к извращённому роману между Мотоко и Кукловодом. Музыка Кэндзи Каваи — призрачная церемония для двоих на тайном японском языке. Несмотря на довольно смутную репутацию в Японии, где фильм известен в основном среди поклонников научной фантастики, «Призрак в доспехах» пользуется неизменным зарубежным успехом как флагман для аниме после « Акиры » .

Елена Катасонова обратила внимание на то, что хотя режиссёр-философ Мамору Осии достаточно далеко отошёл от манги с её тонким юмором и сложным сюжетом, лента породила немало подражаний, в первую очередь в области визуальных решений. Возможно, именно поэтому аниме «Призрак в доспехах» стало одним из культовых в 1990-е годы, хотя большого коммерческого успеха в прокате не имело. Но ввиду небывалой популярности на домашнем видео фильм позже получил продолжение . Борис Иванов также осветил этот аспект: в отличие от манги — футуристической антиутопии с характерным чёрным юмором, Осии, получив значительную финансовую поддержку с Запада, решил снять фильм, ориентированный на зарубежную аудиторию — гораздо более серьёзный и запутанный, демонстрирующий всё то, на что в техническом смысле способны японские аниматоры при адекватном финансировании. Сюжет потерял большую часть юмора оригинала, став мрачным, готическим, философским произведением в жанре киберпанк. Проявив тщательность и скрупулёзность, авторы в точности воссоздали в рисованной графике детали, ранее возможные только в кино. Фильм был очень благосклонно принят западной аудиторией, но не стал особенно популярен в Японии — здешняя аудитория не привыкла обращать большое внимание на тщательность проработки анимации, а фанатов манги сильно задело то, как «варварски» режиссёр обошёлся с духом оригинала. Особую известность получила музыка популярного аниме-композитора Кэндзи Каваи, созданная на основе древних японских хоралов и органично передающая трагедию общества будущего .

Анимационный фильм оказал влияние на трилогию «Матрица» , а также на сериал Джеймса Кэмерона « Тёмный ангел » . Кэмерон сказал так: «Потрясающая работа спекулятивной фантастики ». Согласно рецензии кинокритика Робби Коллина в The Daily Telegraph , спустя два десятилетия эти слова можно назвать пророческими. Одна из величайших анимационных сцен, когда-либо созданных — Кусанаги бродит по безымянному городу, в то время как окружающие её люди беззвучно перемещаются, загипнотизированные рекламой, подавленные дождём. Саундтрек выглядит как религиозный обряд. Такая глубокая и меланхоличная красота не менее существенна в XXI веке, как это было и раньше . В 2022 году Киану Ривз вспоминал, что во время работы над «Матрицей» Вачовски сказали ему посмотреть « Акиру » и «Призрак в доспехах», хотя актёр не разбирается в современном аниме .

Ливия Монне из Монреальского университета высказывала мнение, что аниме в плане визуального оформления и повествования напоминает « Бегущего по лезвию » . Об этом также написал обозреватель The Washington Post Ричард Харрингтон, подчеркнув, что виртуозный «Призрак в доспехах» — триллер с кибер-технологиями, который намного опережает такие фильмы как « Джонни-мнемоник ». Мамору Осии и его команда создали уникальный мир. Технически он поражает сочетанием ручной и компьютерной анимации, оригинальным сюжетом и настроением благодаря Кэндзи Каваи .

Елена Самойлова отмечает неточность перевода «Призрак в доспехах», предлагая заменить слово «призрак» на « дух », видя при этом в «доспехах» отражение тела человека как его физической, кибернетической стороны . Ксения Аташева в статье журнала « Мир фантастики » раскрыла детали: на японском языке и аниме, и манга называются Kokaku Kidotai , что примерно переводится как «Мобильная группа бронированной полиции». Американские издатели посчитали это недостаточно глубокомысленным и киберпанковским, взяв Ghost in the Shell , такое логичнее перевести на русский как «Дух в оболочке». Однако в России закрепилось поэтичное, хотя и бессмысленное название «Призрак в доспехах» .

Роджер Эберт в своём обзоре 1996 года поставил фильму 3 из 4 звёзд, назвав «Призрак в доспехах» слишком сложным и мрачным для широкой аудитории. Эберту понравились идеи фильма, визуальные эффекты и запоминающийся саундтрек. В оформлении фильма Эберт отмечает стилистику нуара . Критик рассматривает тенденцию аниме показывать сильных женщин в центре сюжета. При этом он цитирует ревью Film Quarterly о том, что быть наёмным работником в современной Японии настолько утомительно и бесчеловечно, что многие мужчины (составляющие большую часть аудитории аниме) проецируют на героинь свободу и власть и сопоставляют себя с ними .

Питер Брэдшоу в обзоре The Guardian дал 4 звезды из 5. С его точки зрения, этот головокружительный фильм объединяет триллер с насилием, отчуждением, техно порно и научной фантастикой. Спустя 25 лет аниме выглядит так же поразительно и таинственно, как и всегда. Это напоминает о том, какой редкостью по-прежнему остаётся анимация, предназначенная исключительно для взрослых. Кадр за кадром, «Призрак в доспехах» несёт тематику игрового боевика, хотя он и появился позднее, чем « Вспомнить всё », его визуальная смелость часто захватывает дух .

Сайт THEM Anime аналогично оценил на 4 звезды из 5, однако написал: репутация «Призрака в доспехах», как и «Акиры», немного преувеличена. Manga Entertainment разрекламировала его до такой степени, что казалось, будто это единственная вещь, которую компания продавала в США. Аниме, без сомнения, воспринимается многими людьми как классика. Сюжет довольно удачно сочетает правительственный заговор и философию, но не в стиле « Полиция будущего: Восстание », и ему не хватает глубины. «Неожиданный поворот» в конце не удивляет. Все персонажи в порядке, хотя Кусанаги иногда попадает в клише жёсткой неэмоциональной героини, но Бато замечательно справляется со своей незначительной ролью. Анимация гладкая и ровная, а искусство мрачное и резкое. Особенно выигрывают городские пейзажи и освещение, а также компьютерная графика. Саундтрек причудливый и запоминающийся. В общем, это хороший фильм, о котором поклонники долго говорят после просмотра .

Примечания

  1. . Дата обращения: 12 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.
  2. Кирилл Размыслович. . « Мир фантастики » (2 апреля 2016). Дата обращения: 13 апреля 2020. 29 апреля 2020 года.
  3. Катасонова Е. Л. Мангамания // Восточная коллекция : журнал. — 2007. — № 2 . — С. 70—81 .
  4. Choo, Kukhee. (англ.) // Post Script : журнал. — 2009. — Vol. 28, no. 2 . 23 августа 2018 года.
  5. Борис Невский. . « Мир фантастики » (1 мая 2019). Дата обращения: 13 апреля 2020. 1 апреля 2020 года.
  6. . Дата обращения: 12 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.
  7. Penicka-Smith, Sarah: «Cyborg Songs for an Existential Crisis.» In: Anime and Philosophy. Wide Eyed Wonder. Hrsg. v. Josef Steiff und Tristan D. Tamplin. (Popular Culture and Philosophy, 47.) Chicago: Open Court, 2010, S. 261—274.
  8. Катасонова Е. Л. // Япония : ежегодник. — 2010. — С. 231 . 20 октября 2019 года.
  9. . Дата обращения: 12 апреля 2020. 19 февраля 2021 года.
  10. (англ.) . Manga Entertainment. Дата обращения: 10 мая 2022.
  11. . Дата обращения: 29 апреля 2020. 1 ноября 2013 года.
  12. . Дата обращения: 16 апреля 2020. 8 декабря 2021 года.
  13. . Дата обращения: 16 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.
  14. . Дата обращения: 16 октября 2019. 16 октября 2019 года.
  15. . Дата обращения: 16 октября 2019. 16 октября 2019 года.
  16. . Дата обращения: 16 октября 2019. 16 октября 2019 года.
  17. . Дата обращения: 16 октября 2019. 16 октября 2019 года.
  18. . Дата обращения: 12 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.
  19. . Дата обращения: 30 июля 2020. 3 августа 2020 года.
  20. . Дата обращения: 30 июля 2020. 31 июля 2020 года.
  21. . Дата обращения: 1 июня 2021. 2 июня 2021 года.
  22. . Дата обращения: 28 августа 2021. 28 августа 2021 года.
  23. . Дата обращения: 19 сентября 2021. 19 сентября 2021 года.
  24. . Дата обращения: 12 января 2022. 14 июня 2021 года.
  25. . Дата обращения: 10 ноября 2021. 10 ноября 2021 года.
  26. . Дата обращения: 10 ноября 2021. 10 ноября 2021 года.
  27. . Дата обращения: 10 ноября 2021. 10 ноября 2021 года.
  28. . Дата обращения: 17 апреля 2020. 21 августа 2018 года.
  29. . Дата обращения: 12 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.
  30. . Первый канал . Дата обращения: 19 сентября 2021. Архивировано 27 октября 2020 года.
  31. . Дата обращения: 28 августа 2021. 28 августа 2021 года.
  32. . Дата обращения: 16 октября 2019. 5 октября 2020 года.
  33. . Дата обращения: 11 апреля 2020. 7 декабря 2019 года.
  34. Toussaint Egan, Jason DeMarco (2019-08-10). . Paste (англ.) . из оригинала 2 января 2021 . Дата обращения: 5 июля 2020 .
  35. (англ.) . BFI (12 августа 2020). Дата обращения: 27 января 2023. 27 января 2023 года.
  36. Slant Staff. (англ.) . Slant Magazine (9 августа 2019). Дата обращения: 4 июня 2021. 4 июня 2021 года.
  37. Joshua Rothkopf, Dave Calhoun, Time Out contributors. (англ.) . Time Out (22 июня 2015). Дата обращения: 18 мая 2021.
  38. , p. 228, 230.
  39. , с. 107, 119.
  40. .
  41. Robbie Collin (2014-09-26). . The Daily Telegraph (англ.) . из оригинала 19 февраля 2020 . Дата обращения: 12 апреля 2020 .
  42. Christian Zilko. (англ.) . IndieWire (24 июля 2022). Дата обращения: 26 июля 2022.
  43. . Дата обращения: 23 августа 2018. 23 августа 2018 года.
  44. Richard Harrington (1996-03-29). . The Washington Post (англ.) . из оригинала 12 апреля 2020 . Дата обращения: 11 апреля 2020 .
  45. Самойлова Е. О. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства : сетевой журнал. — 2012. — № 3 . — С. 161—163 . 27 сентября 2020 года.
  46. Ксения Аташева. . « Мир фантастики » (27 марта 2017). Дата обращения: 13 апреля 2020. 28 апреля 2020 года.
  47. Roger Ebert (1996-04-12). . RogerEbert.com (англ.) . из оригинала 4 апреля 2020 . Дата обращения: 11 апреля 2020 .
  48. Peter Bradshaw (2014-09-25). . The Guardian (англ.) . из оригинала 20 апреля 2020 . Дата обращения: 12 апреля 2020 .
  49. Raphael See. (англ.) . T.H.E.M. Anime . Дата обращения: 13 апреля 2020. 12 августа 2020 года.

Литература

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.) в энциклопедии сайта Anime News Network
  • (англ.) в базе данных AniDB
Саундтрек
Источник —

Same as Призрак в доспехах (аниме, 1995)