Interested Article - Порфировая ваза
- 2020-10-20
- 1
Порфи́ровая ва́за (другое название — Эльфдаленская ваза ) — произведение камнерезного искусства, установленное в Летнем саду в Санкт-Петербурге . Расположена при входе в сад со стороны набережной реки Мойки на берегу Карпиева пруда .
История создания
Порфировая ваза — подарок императору Николаю I от шведского короля Карла XIV в знак доброй воли после многочисленных войн между Россией и Швецией . Она была выполнена на Эльвдальской (Эльфдальской) королевской мануфактуре, основанной в 1714 — 1716 годах в городе Эльвдалене . Вазу доставили в Санкт-Петербург морем, собрали и установили 10 сентября 1839 года у Карпиева пруда в Летнем саду.
По данным шведского исследователя Яна Вестлинга, в документах мануфактуры записано, что для изготовления вазы был взят гранит , добытый около деревни Гарберг. В тех же материалах сказано, что Карл XIV поручил директору фабрики Рослейну изготовить сразу две вазы. Заказ обошелся казне в 20 тысяч риксдалеров (по современному курсу эта сумма равна 1.3 млн шведских крон или 150 тыс. американских долларов ). В качестве материала для постаментов использовался гранит сорта «Blyberg». Сперва двадцать рабочих обрабатывали камень вчерне, а для последующей более тонкой обточки заготовки её переместили в специально выстроенную мастерскую. При этом одна из ваз дала трещину; и хотя от директора поступило предложение заменить её, король решил отправить в Санкт-Петербург только одну вазу с постаментом. Зимой на санях её тянули 150 миль до порта Евле . На шведском судне «Александра» ваза прибыла в Санкт-Петербург, где её должны были собрать и установить два специально прибывших мастера — А. С. Агрен и Д. Е. Экстрём. В рапорте шведского министра Л. Мандерстрёма сказано, что Николай I от помощи иностранных мастеров отказался, подарив каждому кольцо с драгоценным камнем. Монтаж осуществили местные мастера.
Характеристика
Ваза собрана из пяти отдельно выточенных деталей — верхней шейки, средней части, нижней шейки, валика и плинта. Высота вместе с постаментом — 485 сантиметров, высота самой вазы — 394 сантиметра, её максимальный диаметр — 134 сантиметра, стилобата — 34 см.
Материалом для вазы послужил розовый гранит , который по традиции принято называть порфиром . По этой же причине две другие петербургские вазы, установленные на Адмиралтейской набережной и изготовленные в Эльвдалене, именуют порфировыми. Кроме того, существует распространенное мнение, будто постамент изготовлен из тёмно-красного « античного » порфира по проекту В. И. Демут-Малиновского . Однако документы шведской мануфактуры свидетельствуют, что постамент был изготовлен ещё в Швеции. В 1960-х годах в него были вставлены «заплаты». Стилобат изготовлен из розового финского морского гранита.
История разрушения 2008 года
Предыстория
Эксплуатация вазы осложнена тем обстоятельством, что внутри она полая. Кроме того, у неё нет сливного отверстия; на его месте пирон — железный шип для скрепки камней. Поэтому, чтобы предотвратить попадание воды внутрь, в горловину всегда была установлена деревянная заглушка. В 1965 году заглушка дала течь, и вода попала внутрь. Чтобы ваза не треснула, сотрудники Института Арктики разбурили лёд. Потом по кусочкам его извлекли наружу. По известным данным, это был единственный случай, когда ваза могла треснуть. В 1968 году была проведена большая работа по реставрации порфировой вазы . По сведениям КГИОПа , новая заглушка была установлена уже в 1980-е годы.
Хронология
Днем 11 января 2008 года на порфировой вазе заметили трещину, которая шла от горловины . Сверху торчал кусок льда. О трещине были тут же оповещены СМИ, дирекция музея, КГИОП. В дирекции Летнего сада приняли решения оградить участок и начать реставрационные работы. Со стороны Мойки утром 12 января было видно, что от вазы откололся кусок и упал на газон. Из него высыпался лёд . Утром 14 января сотрудники Русского музея увезли оба фрагмента для выяснения причин произошедшего.
Возможные причины
Рабочей версией было предположение, что вода, попав в «старые трещины, которые появились не вчера и не сегодня», постепенно разрушала камень. Имелась также версия, что трещины появились в послевоенный период . Уже через несколько дней КГИОП выдвинул основную версию, согласно которой микротрещины появились ещё во время Великой Отечественной войны , когда ваза пострадала от разрывающихся рядом в Карпиевом пруду снарядов . 7 марта глава КГИОП Вера Дементьева заявила, что ваза раскололась из-за «усталости» камня, вызванной неблагоприятным климатом . Основой причиной разрушения явились изменения в структуре камня — это 20 марта вновь подтвердила глава комитета, основываясь на исследованиях, проведённых сотрудниками Горного института . Первоначальную версию, согласно которой разрушение могло быть вызвано водой, попавшей внутрь вазы, представители Летнего сада и Русского музея теперь отрицают .
Реставрация
В середине марта 2008 года директор Русского музея В. А. Гусев заявил, что после реставрации вазу установят в залах Инженерного замка , а в Летнем саду установят её копию . В реставрации вазы должен был принять участие шведский эксперт Эллис Эриксон (прямой потомок в шестом поколении того мастера, который делал вазу), а также Георгий Шуйский, представитель русской дворянской фамилии . Эриксон предположил, что после реставрации вазу возможно установить на прежнее место. Характер её повреждений был таков, что восстановление не должно было оказаться трудоёмким. Заключение шведского эксперта было передано в Комитет по охране памятников, где и принималось окончательное решение о судьбе вазы .
В рамках первого этапа работ по реконструкции и реставрации Летнего сада (2009—2011 гг.) порфировая ваза была полностью отреставрирована и установлена в мае 2012 года на своё прежнее историческое место в Летнем саду .
Другие порфировые вазы
Ещё две порфировые вазы — тоже подарок шведского короля — установлены на Адмиралтейской набережной . В начале XXI века на них появились трещины, и вазы отправили на реставрацию (одну в 2003 году , а другую в 2013 году ). 11 мая 2014 года обе они были возвращены после реставрации на свои привычные места на Адмиралтейской набережной .
См. также
Примечания
- ↑ А. Г. Булах, И. Э. Воеводский. Порфир, и мрамор, и гранит…/Каменное убранство Петербурга. Книга седьмая. — СПб. , 2007. — С. 64—74. — 160 с.
- ↑ А. Н. Петров, Е. А. Борисова, А. П. Науменко и др.; Гл. ред. Г. Н. Булдаков, 4-е изд. /. Памятники архитектуры Ленинграда. — Л. : Стройиздат , Ленинградское отделение, 1976. — С. 126. — 574 с.
- . Живой город (11 января 2008). Дата обращения: 10 февраля 2009. 3 марта 2012 года.
- . Карповка.нет (13 января 2008). Дата обращения: 5 декабря 2009. 3 марта 2012 года.
- . Фонтанка.ру (14 января 2008). Дата обращения: 10 февраля 2009. 20 октября 2008 года.
- . Карповка.нет (16 января 2008). Дата обращения: 5 декабря 2009. 3 марта 2012 года.
- . Росбалт (7 марта 2008). Дата обращения: 10 февраля 2009. 3 марта 2012 года.
- . Росбалт (20 марта 2008). Дата обращения: 10 февраля 2009. 3 марта 2012 года.
- . Росбалт (17 марта 2008). Дата обращения: 10 февраля 2009. 3 марта 2012 года.
- . Фонтанка.ру (17 марта 2008). Дата обращения: 10 февраля 2009. 19 мая 2008 года.
- (недоступная ссылка — ) . Эхо Москвы (11 апреля 2008). Дата обращения: 10 февраля 2009.
- . Журнал «Профиль» (21 апреля 2008). Дата обращения: 10 февраля 2009. Архивировано из 3 марта 2012 года.
- . Дата обращения: 22 апреля 2012. 24 сентября 2015 года.
- Дата обращения: 11 мая 2014. 12 мая 2014 года.
Литература
- А. Г. Булах, И. Э. Воеводский. Порфир, и мрамор, и гранит…/Каменное убранство Петербурга. Книга седьмая. — СПб. , 2007. — С. 64—74. — 160 с.
- А. Н. Петров, Е. А. Борисова, А. П. Науменко и др.; Гл. ред. Г. Н. Булдаков, 4-е изд. /. Памятники архитектуры Ленинграда. — Л. : Стройиздат , Ленинградское отделение, 1976. — С. 126. — 574 с.
- 2020-10-20
- 1