Альвизе Тальяпьетра родился в Венеции в
1670 году
и умер там же в
1747 году
. Его фамилия происходит от итальянского слова «tagliapietra», что означает «резчик по камню»
или «камнетёс»
.
Ученик
Генриха Мейринга
(1638–1723), старшего товарища, который был у него свидетелем на свадьбе
(февраль 1697 г.)
. После женитьбы начал самостоятельную деятельность
. Один из самых тонких и изысканных венецианских ваятелей начала XVIII века. В его творчестве наиболее ярко ощущается близость к стилю
рококо
, а для его работ характерно «высокое композиционное мастерство, элегантность деталей и какая-то совершенно особая свобода и непосредственность исполнения»
.
Статуя «Беллона»
. 1718-1719. Мрамор белый каррарский. Высота 188 см. На подножии спереди: «BELLONA», сзади «ALVISE A S. MOISE. F.». Скорее всего выполнена по заказу графа
С.Л. Рагузинского-Владиславича
для
А. Д. Меншикова
и затем предназначалась для
Царского села
, но так туда и не была перевезена. Упоминается в описях
Летнего сада
начиная с 1736 г. С 2012 г. находится в Михайловском замке Государственного Русского музея, Зал антиков (№ 137). В Летнем саду установлена копия.
Статуя «Правосудие»
. 1718–1719. Мрамор белый каррарский. Высота 202 см. Надписи не видны. Приобретена С.Л. Рагузинским-Владиславичем в Венеции для А. Д. Меншикова. В 1732 г. перевезена из сада дворца А. Д. Меншикова в Летний сад и оставлена там за неимением парной. Позже, после 1771 г., оказалась в
Таврическом дворце
, откуда в 1839 г. поступила в
Зимний дворец
. В мае 1839 г. статую реставрировал
В. И. Демут-Малиновский
, затем её установили в нише по центральной оси
Иорданской (Парадной) лестницы
, где и находится.
Статуя «Слава»
. 1723–1725. Мрамор белый каррарский. Высота 197 см. На подножии спереди: «GLORI», сзади «ALVISE A S. MOISE. F.». Заказана С.Л. Рагузинским-Владиславичем из Санкт-Петербурга в 1723 г. в ознаменование
мира
, заключённого со Швецией. Завершена к весне 1725 г., в июне 1726 г. привезена из Венеции в Санкт-Петербург и установлена в Летнем саду, откуда в 1743 г. поступила в Царское село. В 1992 г. установлена у парадного подъезда
Екатерининского дворца
со стороны плаца, где и находится.
В авторской подписи «ALVISE A S. MOISE. F.» указывал своё имя «Alvise» и, вероятно, прозвище «a San Moise» — по названию знаменитой барочной церкви
Сан-Моизе
в Венеции, которая сплошь усеяна декоративной скульптурой как снаружи, так и изнутри, и в которой ему довелось работать
, а также букву «F», что означает «делал».
↑
Мацулевич Ж. А.
Летний сад и его скульптура. Л.: Огиз, Изогиз, Ленинградское отделение, 1936. – С. 98. – 172 с.
Kudiš Burić, Nina
. A tabernacle by Alvise Tagliapietra in the Cathedral of Osor // Zbornik za umetnostno zgodovino (Nova vrsta) (0351-224X) 41 (2005). – С. 212.
↑
Андросов С. О.
Итальянская скульптура в собрании Петра Великого. — СПб.: Дмитрий Буланин (ДБ), 1999. – С. 72 – 74. – 272 с.
↑
Андросов С. О.
Пётр Великий и скульптура Италии. — СПб.: Арс, 2004. – С. 220, 223, 224. – 419 c.
↑
Степаненко И. Г
. Венецианская декоративная скульптура первой четверти XVIII века. Каталог коллекций. Том IX. Книга I. — СПб.: ГМЗ «Царское Село», 2015. – С. 100 – 101. – 136 c.
↑
Андросов С. О.
Пётр Великий и скульптура Италии. — СПб.: Арс, 2004. – С. 391–392. – 419 c.
Norwich, John Julius.
(англ.)
. — Frances Lincoln, 2009. — P. 136.
(неопр.)
. Tsarskoye Selo State Museum. Дата обращения: 2 января 2013. Архивировано из
25 октября 2012 года.
Norwich, John Julius.
(англ.)
. — Frances Lincoln, 2009. — P. 126.
(неопр.)
. Museum with no Frontiers. Дата обращения: 2 января 2013. Архивировано из
15 апреля 2013 года.
(неопр.)
. — Touring Club Italiano, 1996. — С. 428.
Alinari, V.
(неопр.)
. — Florence: Alinari Frères, 1906. — С. 249, 325.
Romanelli, Giandomenico.
Venice: Art & Architecture
(неопр.)
. — Könemann, 1997. — С. 733.
Мацулевич Ж. А.
Монументально-декоративная скульптура садов и парков Ленинграда и Москвы. 1946. Рукопись. Архив Государственного Эрмитажа. – С. 33.
Итальянская скульптура XVII–XVIII веков: каталог коллекции / С. О. Андросов; Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. — С. 207, 209. — 344 с.
Пашкова Т. Л.
Эрмитаж. Парадные залы. СПб.: Альфа-Колор, 2019. – С. 5. – 36 с.