Interested Article - Патерсен, Бенжамен

«Невские ворота Петропавловской крепости».

Бенжамен Патерсен ( швед. Benjamin Patersen (Paterson) , 1750 , Варберг 1815 , Санкт-Петербург ) — шведский художник и гравёр, значительную часть жизни работавший в Санкт-Петербурге ; получил известность как мастер городского пейзажа .

Биография

Бенжамен Патерсен родился в Варберге , Швеция , в семье таможенного писаря . Художественное образование получил в Гётеборге у церковного художника Симона Фика, и стал членом местного Общества художников. В конце 1770-х путешествовал по Польше, Литве и Латвии. С 1774 по 1786 год он жил и работал в Риге .

В 1787 году Патерсен прибыл в Санкт-Петербург . Сохранился текст объявления, которое художник опубликовал в «Санкт-Петербургских ведомостях» 22 января 1787 года:

Здесь, в Санкт-Петербурге, несколько времени пребывающий живописец Патерсен, который портреты и исторические пьесы масличными красками и карандашом рисует… Сим извещаем охотников до живописи, что он ныне живет в Погенполовом доме у Синего моста под № 154 .

В 1791 году Патерсен женился, его дочь Марию крестили в церкви Св. Екатерины в 1795 году . С 1790 года он стал посылать свои работы на выставки в Королевскую Академию искусств в Стокгольм , первой из них стал портрет горного советника Юхана Эрика Нурберга. После того, как в 1799 году Академия одобрила картину Патерсена «Вид на часть так называемого Летнего сада в С.-Петербурге», художник был принят в её члены .

В середине 1790-х Патерсен получил первый заказ от Императорского двора, а в 1798-м был назначен придворным живописцем .

Согласно заметке в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 1800 года, Патерсен проживал «по Екатерининской канаве между государственным заемным банком и Кокушкиным мостом в Шаровом доме, под № 131» . В 1806 году Петерсен ездил на родину в Швецию .

Художник скончался в Петербурге 23 июня 1810 года, был похоронен на кладбище финского прихода в Тёнттёля (Тинтела) у современных Нарвских ворот .

Творчество

Мария Ивановна Колокольцева, худ. Б. Патерсен, 1797—1799

Одной из первых работ Патерсена после приезда в Петербург стал портрет пастора Эмануэля Индрениуса. Сохранились и несколько жанровых сценок, например, «Сидящий мужчина в русской одежде, торгующий спиртными напитками» . Известно, что в 1797 году князь Фёдор Михайлович Колокольцев заказал у Патерсена парные портреты себя и супруги Марии Ивановны, а также внучки Марии Михайловны Хованской. Эти картины в настоящее время хранятся в фонде Русского музея .

Основным жанром, которому Патерсен посвятил весь долгий период своего петербургского творчества, стали городские пейзажи. По мнению исследователей, художник «совершил нечто совершенно уникальное» и во многом благодаря его картинам мы можем в подробностях представить себе Петербург рубежа XVIII—XIX веков .

С момента своего первого приезда в Петербург Патерсен был очарован его прелестью и своеобразием, и всю дальнейшую творческую жизнь связал с городом на Неве. Водная гладь реки или каналов на большинстве картин занимала весь передний план, также значительную часть художник оставлял для неба . В 1799—1800 годах Патерсен создал целую серию гравюр с пейзажами набережных Невы, которую посвятил императору Павлу I («Sa Majestd L’Empereur et Autocrateur de toutes les Russies»). Гравюры печатались на двух видах бумаги и стоили по 20 (за бумагу более высокого качества) и 15 (за обычную) рублей .

Для картин Патерсена характерны хорошо прорисованная линия горизонта, серо-голубая или золотистая тональность (для акварелей и раскрашенных графических листов). На его произведениях представлены практически все известные архитектурные памятники второй половины XVIII века: Эрмитаж, Академия художеств, Михайловский замок, Таврический дворец и другие .

Наследие художника составляют свыше 100 пейзажей Петербурга, самая крупная коллекция его картин хранится в Эрмитаже .

Галерея

Литература

  • Бенгт Янгфельдт . Русскоязычный швед из Финляндии // . — Москва: «Ломоносов», 2010. — 392 с. — ISBN 978-591678-041-3 .
  • Брук Я. В., Иовлева Л. И. Государственная Третьяковская галерея: Живопись XVIII-XX веков. — Москва: «Красная площадь», 1998. — С. 182. — 336 с. — ISBN 5-900743-40-3 .
  • Комелова Г.Н. . — Изобразительное искусство, 1984.
  • Коновалов Э. . — Москва: Эксмо, 2008. — С. 378. — ISBN 978-5-699-20636-0 .
  • Хованский С. // Князья Хованские / науч. ред. Наумов О. Н.. — Москва: МЦНМО, 2007. — С. 236. — 424 с. — ISBN 978-5-94057-286-2 .

Примечания

  1. Benjamin Patersen //
  2. Benjamin Patersson // — 1998.
  3. (нем.) / Hrsg.: , — Berlin: , Verlag Walter de Gruyter , 2009. — ISSN —
  4. .
  5. .
  6. , с. 182.
  7. , с. 378.
  8. , с. 236.
  9. . Петербургские старости (26 октября 2010). Дата обращения: 20 марта 2020. 30 сентября 2020 года.
  10. . Государственный музей истории Санкт-Петербурга (21 октября 2010). Дата обращения: 20 марта 2020.

Ссылки

Источник —

Same as Патерсен, Бенжамен