Interested Article - Лурих, Георг
- 2020-12-15
- 1
Гéорг ( Геóргий Геóргиевич ) Лу́рих ( 22 апреля 1876 , Вяйке-Маарья , Ляэне-Вирумаа — 22 января 1920 , Армавир , Кубанская область ) — российский профессиональный борец и промоутер .
Двукратный чемпион мира по французской борьбе . Популяризатор спорта . Один из пионеров российской спортивной публицистики.
Биография
Происхождение
Полагают, что переиначенную на немецкий лад фамилию Лурих дал крепостным предкам атлета кто-то из остзейских баронов, но корень её в эст. luuri vedamine — древней атлетической игры эстонцев, служившей увеселением во время народных гуляний. Она заключалась в попытке перетянуть друг друга закинутым на затылок соперника подобием вожжей. Другой вариант, когда два соперника, согнув колени и упираясь ступнями в ступни друг другу, перетягивают палку. Словно подтверждая фамилию, родственники Георга отличались физической силой. Деды и прадеды атлета, как по линии матери, так и по линии отца, отличались крепким телосложением, хорошим здоровьем, да к тому же ещё и были людьми чрезвычайно трезвого образа жизни. Насколько известно, трое из его предков дожили почти до 100, а один даже до 103 лет. А его дядя Ханс, напоминавший Георгу героя народного эпоса « Калевипоэг », которым тот восхищался, запросто отрывал от земли 18- пудовый [ прояснить ] валун, мог держать на вытянутой руке 50- фунтовый груз или, ухватив за форменный ученический ремень племянника, поднять его над головой и нести по всему селу .
Ранние годы
Георг Лурих родился 22 апреля 1876 года в селе Вяйке-Маарья под Везенбергом(ныне Раквере ) в Эстляндской губернии Российской империи . Чрезвычайно болезненный от природы мальчик в раннем детстве перенёс сильнейшее воспаление лёгких, что существенно подорвало его здоровье. Был хилого телосложения, бледен, слаб физически, в то же время являлся человеком, обладающим исключительной силой воли и невероятным желанием перебороть свою слабость. Лурих принял решение развивать себя физическими упражнениями , вероятно находясь под впечатлением от выступления двух профессиональных атлетов-немцев Лейднера и Ломберга, которое он увидел в 12-летнем возрасте в Ревеле(ныне Таллин ). В годы обучения в Ревельском реальном училище Георга по состоянию здоровья даже освободили от занятий гимнастикой , но он стал самостоятельно заниматься силовыми упражнениями , и вскоре добился потрясающих результатов. В 15-летнем возрасте Лурих на спор выжал 2-фунтовые [ прояснить ] гантели , синхронно поднимая их обеими руками 4 тысячи раз. В дальнейшем Георг проявлял завидную целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие и упорство, уделяя тренировкам всё своё свободное время. Занятия с гантелями, гирями , штангой и тяжёлыми валунами чередовались с упражнениями гимнастикой, бегом, прыжками, плаванием, ездой на велосипеде и катанием на коньках. За год выпуска из реального училища Лурих уже привлекал внимание прессы своими спортивными успехами. Репортёр местной газеты писал: « У нас в Эстонии живёт 17-летний богатырь …». Для этого были основания, Лурих поднял одной рукой гирю в 4 пуда [ прояснить ] 20 раз, поднял с земли одним пальцем несколько связанных гирь общим весом 10 пудов [ прояснить ] , в то же время как в вытянутой левой руке он держал ещё 95 фунтов [ прояснить ] . Народная молва быстро нарекла его невиданным силачом и сделала известным и уважаемым человеком. Неудивительно, что после окончания реального училища (1895) он решил стать профессиональным борцом и атлетом.
Начало спортивной деятельности
Для воплощения своей мечты в жизнь в 1895 году Лурих направился в Санкт-Петербург , в знаменитый «атлетический кабинет» доктора Владислава Краевского , «отца» русской тяжёлой атлетики , наставника множества великих борцов и атлетов, в том числе таких звёзд, как Гаккеншмидт и Поддубный . Буквально за год под руководством опытных наставников Георг добился ошеломительных результатов и окончательно решил посвятить спорту всю свою жизнь. Многие достижения Луриха, продемонстрированные на первых в его жизни соревнованиях, превышали установленные наиболее выдающимися силачами мировые рекорды по поднятию тяжестей. В 1896—1897 годах он завоевал звания «первый борец России», «атлет — чемпион России», затем и «чемпион мира по поднятию тяжестей одной рукой». В 1901 году в Гамбурге Георг выиграл звание «чемпиона мира по (классической) „французской“ борьбе», а в следующем году в Риге вновь без труда клал на лопатки всех своих именитых соперников, тем самым подтверждая свой титул «самого сильного в мире борца».
После, в ранге чемпиона, Лурих колесил по миру, принимал участие в самых престижных соревнованиях Европы и Америки, выступал с показательными выступлениями перед совершенно очарованной невиданным силачом, обладающим потрясающей фигурой, публикой, на ура принимающей демонстрируемые им уникальные номера и трюки. Одерживал блистательные победы над немецким силачом Зигфридом (1904) и огромным казахом Муканом Мунайтпасовым по прозвищу «Кара Мустафа» (1908).
Вершина карьеры
В спорте Лурих был типичным самоучкой и не преклонялся перед признанными авторитетами. Он самостоятельно, с непостижимой тщательностью, исследовал собственное тело и разработал собственную, продуманную до мельчайших подробностей, систему развития силы человеческих мышц, что позволило ему из немощного подростка превратиться в одного из самых сильных людей планеты. Он так ловко научился контролировать собственное тело, что мог на глазах у изумлённой публики приводить в движение отдельные мускулы или группы мышц, оставаясь совершенно неподвижным. Если же его иной раз и побеждали, то поражением он, как правило, был обязан прежде всего своей не в меру смелой и предприимчивой натуре, своей жажде спортивного исследователя, которая заставляла его даже в самых решающих схватках испытывать какой-либо новый приём. Лурих был спортсменом до мозга костей . К 1910 году на счету Георга было уже 20 установленных мировых рекордов по поднятию тяжестей. Среди любимых цирковых номеров Луриха, в которых он демонстрировал свою богатырскую силу, было удержание двух верблюдов, поднятие на заплечьях коня вместе с всадником, а также жонглирование тяжестями, которые обычному человеку трудно было даже просто оторвать от земли двумя руками. В 1912 году Георг завоевал в Гамбурге ещё один первый приз в борьбе и отправился в турне по Америке, где обучался приёмам только что появившейся вольно-американской борьбы.
Как и многие популярные атлеты, Лурих стал жертвой мошенников-самозванцев , гастролировавших по городам империи под его именем. Двигательная одарённость Луриха была очень высокой, он боролся и на поясах, и в классическом и вольном стиле. Среди побеждённых им соперников в разное время стоят такие имена как: Гаккеншмидт, Педерсен, Збышко , Пытлясинский . Особо надо отметить его успех в вольной борьбе в 1913 году над чемпионом мира американцем Фрэнком Готчем , которому он сначала проиграл, а затем через месяц в матче-реванше, прошедшем в Гаване, дважды положил того, кто подпортил карьеру самому Гаккеншмидту.
Перед Первой мировой войной Лурих вместе с другом и товарищем по борьбе Александром Абергом ездил в США, чтобы выступать перед американской публикой. В 1913—1917 годах Лурих участвовал в соревнованиях по вольной борьбе в США. В 1913 году в Канзас-Сити Лурих боролся с американским чемпионом мира по рестлингу в тяжёлом весе Фрэнком Готчем , но проиграл, что стало последним матчем в карьере Готча .
После возвращения домой через Японию , Китай и Россию в 1917 году, осенью они прибыли в Эстонию . Они приняли участие в турнире по борьбе в Ревеле , который остался незавершенным из-за приближения немецких войск. Спортсмены отправились в Санкт-Петербург и далее на юг России. Гражданская война в России означала прекращение работы в Санкт-Петербурге и Москве. Условия оказались лучше на юге, который контролировала Белая армия . Однако война распространилась и туда, и борцам пришлось бежать дальше вглубь, остановившись в Армавире . Их целью было покинуть Россию через Черное море на лодке.
Смерть
В начале 1920 года боевые действия дошли до Армавира , город несколько раз переходил из рук в руки, погибло много мирных жителей. Теплая зима принесла эпидемию брюшного тифа . Из-за войны было трудно получить медицинскую помощь. Первым заболел Лурих и умер 20 января 1920 года. Аберг также заразился тифом, но сумел преодолеть болезнь. Однако позже он заболел пневмонией и умер 15 февраля 1920 года. Борцы были похоронены в одной могиле на немецком кладбище Армавира .
Личность
Он имел такое тело,
Что зависть кой-кого заела.
Знал он десять языков —
Это злило дураков.
Лурих — яркая звезда,
Наша гордость навсегда!
Богатырскими делами
Он известен за морями.
Ярче солнышка медали
На груди его блистали.
Он земной объездил шар,
Знал его и млад и стар.
Ему по силе равных нет,—
Без счёта у него побед...
Георг Лурих является одним из величайших атлетов в истории. Он эталон человека, ведущего здоровый, разносторонний образ жизни, сподвижник нарождавшейся спортивной науки. На собственном примере он продемонстрировал важность гармоничного развития спортсмена и человека. Лурих был поистине уникальной личностью — помимо грандиозных спортивных достижений, он обладал великолепным чувством юмора, был широко образован, слыл отличным шахматистом (играл в шахматы с величайшими мастерами этой игры, среди которых Ласкер, Чигорин и Тарраш ) и блестящим музыкантом, виртуозно играющим на фортепьяно (даже в дальних поездках никогда не расставался с гармоникой). Кроме этого, Георг был полиглотом и литератором, знал 10 языков, писал рассказы и статьи о спорте и физической культуре , собирал и записывал народные сказки.
В 1910 году в общественных кругах Ревеля даже поговаривали о сооружении памятника народному любимцу. В народе называли его «нашим Юри», что очень нравилось самому Луриху. Широкая популярность переросла во всенародную любовь, которая стала пищей для ореола разного рода слухов и легенд, ходивших среди поклонников спорта. Народной фантазией были сочинены и стихи.
Лурих в искусстве
Фигура Луриха считалась красивейшей в мире мужской фигурой. В начале XX века искусство тяжёлой атлетики весьма почиталось и было популярным не только в народной, но и артистической среде. И нередко жюри чемпионатов по тяжёлой атлетике формировалось из знаменитых художников, артистов и журналистов, получавших от состязаний огромное эстетическое удовольствие. Многие известные скульпторы, такие, как Роден , Бегас , Хтоппе и многие другие, увидев Луриха, просили его позировать им. Георг был также любимой моделью известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона , выпускника Петербургской Академии художеств . Одна из их совместных работ «Чемпион» была удостоена первой премии на всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе как раз во время проведения Олимпийских игр. Вторая знаменитая работа Адамсона, моделью которой был Лурих, называлась «Калевипоэг у врат ада», где герой эстонского народного эпоса изображен в момент освобождения «из плена скал».
Спортивная и общественная деятельность
Георг был от природы талантливым пропагандистом и сильным теоретиком. Он серьёзно занимался вопросами развития тела человека и часто упрекал учёных мужей, что они уделяют проблемам здоровья, спорта и физкультуры слишком мало внимания. Обладатель острого ума и совершенного тела, Георг умело и со знанием дела выступал перед простыми людьми с лекциями о необходимости соблюдать гигиену тела, заниматься физической культурой, вести здоровый образ жизни , культивировать силу и ловкость , стремиться через самосовершенствование сделать окружающий мир лучше.
Лурих утверждал, что силачом и атлетом может стать любой человек, независимо от задатков, заложенных в него природой, при условии регулярных занятий спортом. Тренировки, по мнению великого силача, — это не что иное, как овладение собой, собственной волей и стремлениями. В качестве тренера Луриху удалось воспитать целую плеяду выдающихся атлетов и борцов, снискавших впоследствии всемирную славу, среди них Кристап Вейланд-Шульц . Наиболее известным учеником Георга стал Александр Аберг , его земляк и близкий друг, которому Георг помог встать на ноги. А затем из этого, от природы сильного парня, он сделал многократного чемпиона мира. Лурих высоко ценил способности своего выдающегося ученика. От Аберга у него не было секретов.
Часто публиковался в спортивных изданиях, давал интервью, выступая не только как знаменитость, но и публицист и даже учёный, обнародуя добытые эмпирическим путём научные знания. Упрекая учёных в том, что они мало уделяют внимания физкультуре и спорту, Лурих писал:
Почему, например, за единицу измерения мощности взята лошадиная сила, а не человеческая, которая меньше лошадиной, и, следовательно, была бы удобнее в употреблении как мера более точная. Почему наука вообще не изучает силовых возможностей, заложенных в организме человека, а сосредоточивает своё внимание лишь на мире животных? Почему не оказывается материальная поддержка физкультурному движению, которое играет такую важную роль в развитии человека?! Как уже было отмечено, высокая наука всегда относилась к физической культуре, словно мачеха, и эта область ещё и до сих пор оставалась бы terra incognita (неизвестная земля - прим.авт.), если бы мы, атлеты, не начали её разрабатывать сами, — мы дали каждому движению человеческого тела соответствующее, глубоко продуманное название, основательно изучили и проанализировали возможности каждой мышцы и довели тяжёлую атлетику, включающую в себя и борьбу, и поднятие тяжестей, до такого высокого уровня развития, что она фактически сама превратилась в науку. Устанавливая мировые рекорды, мы сумели с математической точностью определить границы физической силы человека в целом, а также его отдельных мышечных групп. Мировые рекорды — это пограничные камни, обозначающие предел физической силы человека. Теперь, когда тот или иной рекорд побивают, это уже не просто доказательство того, что один спортсмен сильнее другого, а событие великое, до сей поры ещё на земле невиданное. Оно вместе с тем имеет и большое научное значение, ибо при этом пограничный камень силы соответствующей группы мышц передвигается ещё на несколько градусов вперёд. И значение этого продвижения ничуть не меньше, чем продвижение какого-нибудь полярного исследователя ещё на несколько градусов ближе к Северному полюсу. Тяжёлая атлетика связана с непрерывным напряжением сил, что даёт нам возможность определить выносливость лёгких, сердца, круга кровообращения, — этим самым мы предоставляем в распоряжение науки бесценный материал не только в области анатомии, но и в области физиологии человека.
Позиция Луриха в отношении развития человека была такова:
Душа и тело человека должны составлять единое гармоничное целое, потому что недоразвитость одного из этих компонентов всегда пагубно отражается на другом. Лишь в здоровом теле живёт здоровый дух. Дух, достигший совершенства, но живущий в слабом, угасающем теле, — словно выстроенный на песке дворец. Человека, развитого физически, но не развитого духовно, обычно считают невеждой, однако с не меньшим основанием мы можем применить это определение и к профессору, который из-за лени и недостатка силы воли унизил своё тело до положения вешалки для модной одежды, ибо образование такого профессора негармонично, однобоко.
Лурих любил народное творчество и активно занимался собиранием эстонского фольклора. До сих пор в Эстонском литературном музее хранятся более 800 страниц с текстами народных песен, собранных Лурихом во время его нечастых и кратковременных каникул на малой родине.
Память
После смерти Георга Луриха многие эстонцы начали приукрашивать его достижения с такой силой, что легенда о Лурихе приобрела почти мифологический оттенок. В сельской Эстонии появилось множество народных преданий, которые продолжают распространяться и спустя годы после смерти Луриха. Приведенный ниже отрывок является примером народной сказки о Георге Лурихе, ставшей популярной среди жителей Вяйке-Маарья и был переписан эстонским писателем Калле Воолайдом :
Однажды жарким и солнечным летним днём Лурих сидел на склоне холма в Вяйке-Маарья, и когда жара стала для него слишком сильной, он побежал вниз в долину, чтобы освежиться прохладной родниковой водой. Во время бега он ударился ногой о камень и упал на четвереньки. Затем он встал, подошел к источнику, опустил в него ноги и руки и омылся родниковой водой. Именно здесь он получил огромную силу, взял тот камень, о который ударился ногой, и играл с ним, как с картошкой. Говорят, что этот камень, покрытый мхом, до сих пор находится на краю холма Вяйке-Маарья.
События из жизни Георга Луриха легли в основу сюжета фильма « На арене Лурих », созданного на киностудии « Таллинфильм » в 1984 году.
В 1996 году, в связи со 120-летием со дня рождения Георга Луриха, на улице Пирита в Таллине был установлен памятник, созданный из бронзы эстонским скульптором Тыну Маарандом по мотивам скульптурного портрета Луриха работы Амандуса Адамсона . Из-за неоднократных актов вандализма осенью 2016 года управа района Пирита рассматривала возможность переноса памятника с шумной улицы в находящийся неподалёку спортивный центр «Пирита» .
Мемориальная доска с изображением Луриха была установлена на стене стадиона Таллинской реальной школы, в которой спортсмен учился с 1887 по 1894 год .
Вошёл в составленный в 1999 году по результатам письменного и онлайн -голосования список 100 великих деятелей Эстонии XX века .
В апреле 2018 года памятник двукратному чемпиону мира по французской борьбе Георгу Луриху был открыт на родине атлета — в Вяйке-Маарья .
Примечания
- П. Д. Ярославцев. Как борцы обманывают публику (тайна чемпионатов). — Москва: «Ломоносовъ», 1913. — 43 с.
- ↑ Georg Lurich // (эст.)
- ↑ Georg Lurich // (эст.)
- . Дата обращения: 10 июня 2012. 30 мая 2011 года.
- О. В. Лангсепп «Лурих чемпион»
- Беккер В. Выдающиеся борцы мира. Берлин, 1922
- книга О. Лангсеппа, Е. Дмитриева «Калев XX столетия»
- . Дата обращения: 10 июня 2012. 5 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 16 июня 2023. 16 июня 2023 года.
- Gotch Beats Lurich Easily In Only Bout During Year, Chicago Daily Tribune, Dec 28, 1913
- Article by Claude Johnson, sports editor of the Kansas City Star newspaper, April 2, 1913
- ↑ Tiit Kändler. Sajandi sada Eesti suurkuju (эст.) / Raul Kilgas (Editor). — Tallinn: Eesti Entsüklopeediakirjastus, 2002. — 216 с. — ISBN 998570102X .
- Voolaid, Kalle. Lives, Histories and Identities. Studies on Oral Histories, Life- and Family Stories / Tiiu Jaago. — Tartu : , 2002. — ISBN 9985-4-0268-5 .
- . Rus.Postimees.ee . Postimees (3 октября 2016). Дата обращения: 28 мая 2017. 9 ноября 2017 года.
- . Портал Triptoestonia . Дата обращения: 28 мая 2017. 31 октября 2020 года.
- . Rus.Postimees.ee . Postimees (22 апреля 2018). 5 мая 2018 года.
Ссылки
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
- 2020-12-15
- 1