Белецкий, Ян Кшиштоф
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Ива́нович Беле́цкий ( 21 октября ( 2 ноября ) 1884 , Казанская губерния — 2 августа 1961 , Киев ) — украинский и советский литературовед , академик АН УССР (1939) и АН СССР (1958), заслуженный деятель науки УССР .
Родился в Казанской с/х школе близ деревни Борисково Воскресенской волости , Казанского уезда , Казанской губернии; из семьи агронома-педагога (по матери — украинец). Окончил Императорский Харьковский университет .
В 1922 году предлагался к высылке из Советской России с такой характеристикой:
Крупный и активный черносотенец, для дела преподавания опасен и вреден. Разлагающе действует на студенчество. Опасен также в религиозном отношении. Имеет связь с князьями церкви.
Основные труды по истории русской, украинской, античной литературы. Долгое время был директором Института литературы имени Шевченко в Киеве. За трудовую деятельность награждён 5 орденами, а также медалями.
Дети:
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
В № 11 за 1993 г. газеты «Русский Вестник» была опубликована статья «Воскресение Христово видевше…», приписанная А. И. Белецкому. Документ представлен как докладная записка, якобы поданная Белецким незадолго до смерти в ЦК Компартии Украины в ответ на просьбу прорецензировать материалы официальной советской атеистической пропаганды . В «Докладной записке…» содержатся, наряду с полемикой с авторами антирелигиозных книг и брошюр, сенсационные указания на ряд якобы древних источников , содержащих свидетельства очевидцев воскресения Иисуса Христа . Документ, приписываемый Белецкому, получил впоследствии достаточно широкое распространение в православных изданиях (см., например, , ), которые неоднократно публиковали его с апологетической целью.
Несмотря на то, что А. И. Белецкий не скрывал своих религиозных убеждений (так, в 1920-е годы он был церковным старостой в одном из храмов Харькова ), текст «Записки…» не выдерживает, однако, никакой критики.
В пользу подложности документа говорят:
1. Неизвестность цитируемых автором источников сенсационных свидетельств о воскресении Христа (ни один из них нигде не опубликован, на них не ссылается ни один специалист по источниковедению Нового Завета и истории раннего христианства ).
2. Общий стиль аргументации, совершенно немыслимый для маститого учёного- филолога (записка не содержит ни одной ссылки на источники ).
3. Неуместная, мягко говоря, в контексте данного документа политическая окрашенность: записка, якобы поданная в ЦК КПУ как экспертная, содержит ряд грубых антисемитских выпадов в отношении оппонентов (зачем Белецкому так глупо подставлять себя под удар?).
4. Несоответствие свидетельств «Записки…» повествованию канонических Евангелий , которые автор якобы защищает от критики (по свидетельствам «от Белецкого» выходит, что у гроба Христа в момент воскресения стояла целая толпа любопытствующих зевак).
5. Лингвистические нестыковки: почему у евреев эпохи Христа имена, похожие на имена на идиш : Миферкант (по другой версии — Маферкант), Ферман?
6. Литературно - филологические нестыковки: слова, приписываемые «сирийцу Эйшу», стилистически наиболее характерны для американских проповедников .
Все это не позволяет считать «Записку Белецкого» принадлежащей Белецкому, а её содержание — достоверным.
Вопрос об авторе «Записки Белецкого» и обстоятельствах его появления на свет остаётся открытым. Известно только, что документ ходил (под именем Белецкого) в самиздате ещё в 1960 - 70-е гг. как реакция на необъективность и интеллектуальную нечестность советской антирелигиозной пропаганды .