Interested Article - Анкирская митрополия
- 2020-09-20
- 1
Анки́рская митропо́лия ( греч. Μητρόπολις Ἀγκύρας , тур. Ankara Metropolitliği ) — епархия Константинопольской православной церкви в Малой Азии. Диоцез существовал с 325 по 1922 год с центром в городе Анкара (по гречески Анкира). Митрополит носит титул митрополит Анкирский, ипертим и экзарх всей Галатии ( греч. Ο Αγκύρας, υπέρτιμος και έξαρχος πάσης Γαλατίας ).
История
Ранее христианство
Город Анкира был политическим центром римской провинции Галатия с момента её основания в 25 году до н. э. Приход христианства в Анкиру, вероятно, датируется временем апостолов в середине I века н. э., но засвидетельствован в источниках лишь значительно позже . Современные историки предполагают, что апостолы Пётр и Андрей лично проповедовали в городе и основали местную церковь вместе с Крискентом , учеником апостола Павла, жившим между 56 и 117 годами нашей эры, как первый епископ города . Существование христианской церкви в Анкире засвидетельствовано только около 180 года , и самым ранним засвидетельствованным епископом, однако, является , который стал мучеником во время одного из антихристианских гонений III века . Другими важными раннехристианскими мучениками, способствовавших укреплению христианства в Анкире, были и .
Город хорошо известен в IV веке как центр христианской деятельности: епископ Марцелл из Анкиры и Василий из Анкиры активно участвовали в богословских спорах своего времени, и город был местом не менее трёх церковных синодов в 314, 358 и 375 годах, причём последние два выступали в пользу арианства . Император Юлиан (ок. 361—363) посетил город во время своего злополучного Персидского похода в 362 году и, как сообщается, приказал казнить мучеников Василия и Гемелла; третий осуждённый, Бусирис, был спасён от смерти .
Византийский период
Когда провинция Галатия была разделена где-то в 396—399 годы, Анкира оставалась гражданской столицей Галатии Примы , а также стала её церковным центром ( митрополией ) . Тем не менее официальная титулатура митрополитов Анкиры оставалась «ипертим и экзарх всей Галатии» на протяжении всего существования кафедры . Первоначальные Анкирскому митрополиту подчинялись кафедры в были , , Кинна, Лагания (Анастасиополь), и . К ним были добавлены Веринополис в 7 веке и Калимна в 9 веке. Среди митрополитов, подчинённых Константинопольскому патриархату, Анкира занимала четвёртое место после Кесарии Каппадокийской, Эфеса и Ираклии во Фракии .
Некоторые сведения о церковных делах города в начале V века можно найти в трудах и . Два женских монастыря засвидетельствованы в VI веке (один посвящён Богородице-Бее и Петринскому монастырю), а мужской монастырь под названием Атталин засвидетельствован в VII веке. Несмотря на уменьшение размеров города до небольшого укреплённого ядра после Персидского завоевания в 622 году , Анкира оставалась важным центром в последующие столетия, как столица Опсикийской темы с середины VII до конца VIII века, а затем и Букелларианской темы .
При Константине X Дуке (1059—1067) викарное епископство города Базилиона (Юлиополя или Илипополя) было возведено в сан митрополии, так как возглавлявший его иерарх стал митрополитом, но хотя это возвышение было задумано как временное, после смерти последнего его преемники продолжали претендовать на статус митрополита. Это привело к спору между императором (ок. 1081—1118) и митрополитом Никитой Анкирским, который закончился тем, что Базилион сохранил свой новый статус . Кроме Базилиона/Юлиополя, Аспонийская и Веринопольская епископии также, по-видимому, были временно потеряны для Анкиры .
Османский период
Город был захвачен турками-сельджуками в течение десятилетия после битвы при Манцикерте (1071) и оставался под турецким владычеством после этого, за исключением короткого периода восстановления византийского контроля после 1101 года . Турецкое завоевание означало изоляцию Анкиры, по крайней мере до Османского периода, от Константинополя и Патриархата и начало длительного периода упадка местного христианского населения. В результате часто остаётся неясным, жили ли митрополиты с XII века и далее в своём титулярном городе; до начала XVII века существует множество документально подтверждённых случаев передачи управления престолом другим митрополиям . Тем не менее, Анкирская метрополия продолжала существовать вплоть до греко-турецкого обмена населением в 1923 году .
Во второй половине XII века престол Анкиры был временно объединён с Назианзской епископией , а в 1173 году Патриарший Синод разрешил действующему митрополиту перейти на престол Кераса, который всё ещё находился в руках Византии . Христианское население города засвидетельствовано во время правления Андроника II Палеолога (ок. 1282—1328) в рассказе о неомученике Никите, который был чтецом в церкви в Анкире. Однако в то же время источники сообщают о жалобах на то, что митрополит покинул свой престол, и в 1310/1314 году территория Анциры была передана Гангрской митрополии, в то время как действующий митрополит получил в качестве компенсации престолы Филиппов и Хрисополя во Фракии . Во второй половине XIV века Notitiae 19 и 20 сообщают, что митрополия Анкиры была присуждена митрополиту Фессалоникийскому, но в 1395—1406 годах снова появился митрополит Анкирский Макарий, выдающийся богослов, сопровождавший императора Мануила II Палеолога в его путешествии в Западную Европу . После 1406 года Анкира была вновь пожалована Гангре, но в 1438 году престол удерживает митрополит Кизикский; митрополит Анкирский Константин засвидетельствован ок. 1450 года, но на соборах, проходивших в Константинополе (под османским владычеством) в 1471/1472 и 1483/1484 годы, Анкира была представлена (и, возможно, снова управлялась) Фессалоникой; однако в промежутке между ними, в 1475 года, действующий митрополит присутствовал на рукоположении патриарха Константинопольского . Ситуация ещё больше запутывается упоминанием об активной митрополии в патриархальных постановлениях 1483 и 1525 годов. Ситуация становится более ясной, начиная с митрополии Парфения (1602—1631), которая, по-видимому, жил на своей кафедре и занималась попытками восстановить свою паству и финансы, которые сильно пострадали в результате восстаний Джелали в предыдущие десятилетия . Преемники Парфения, скорее всего, также были жителями Анкары. Однако точная информация о жизни Анкрийских митрополитах доступна только с середины XIX века .
Местное христианское население быстро сокращалось в течение первых столетий после турецкого завоевания. В османских налоговых регистрах 1488/1489 года в целом по зарегистрировано в общей сложности 822 домашних хозяйства, подлежащих джизье (налог на душу населения для немусульман). В 1522 году число христианских семей оценивалось в 277, а соответствующее население — в 1500 человек против 15 000 мусульман и около 200 иудеев. Регистры также указывают на то, что среди местного христианского населения преобладали армянские имена , а следовательно, и последователи армянской церкви. Существование греческого православного населения наряду с армянами и евреями подтверждает немецкий путешественник в 1553 году . Это отражает ситуацию, которая всё ещё была очевидна в 1880-х годах, когда французский этнолог Виталий Куинет оценил христианское население Анкарского вилайета в 34 009 греко-православных, 83 063 армян армянской церкви и более мелкие армянские католические и протестантские общины . Численная слабость паствы была одной из причин частого проживания митрополитов Анкирских вне своей епархии в XV—XVI веках. Что ещё более важно, оставшееся христианское население было рассеяно и изолировано в небольших общинах с низким социальным, образовательным и финансовым положением, которые ещё больше пострадали во время восстаний Джелали . Чтобы уравновесить это, по предложению митрополита Парфения, в 1610 году ряд городов (Тильхиссар, и Тосья ) были переведены из ; однако последняя никогда не соглашалась на это и в течение нескольких последующих десятилетий добилась их возвращения .
Анкирская митрополия сохранила свой традиционный высокий ранг среди митрополий Константинопольского патриархата, по крайней мере, до 1715 года, когда она всё ещё зафиксирована на четвёртом месте в Синтагме патриарха Иерусалимского Хрисанфа . Однако в списке Патриарха Константинопольского Серафима II в 1759 году он был понижен до 31-го места; к 1855 году он опустился ещё ниже — до 32-го, но к 1901 году снова поднялся до 29-го . Тем не менее в тот же период в судьбах местного греческого населения произошёл значительный переворот. Могущественная семья Чапаноглу восстановила порядок и процветание в этом районе в XVIII веке , а подъём торговли принёс пользу местному христианскому населению, которое также было увеличено иммиграцией каппадокийских греков из района Кесарии ( Кайсери ) и понтийских греков , ищущих работу в шахтах . Однако в результате Каппадокийской иммиграции вполне вероятно, что православные санджаки Йозгата, Чорума и Киршехира, которые вместе с санджаком Анкары составляли Анкарский Вилайет, находились под юрисдикцией Кесарийской митрополии, а не Анкирской .
В конце XIX века Анкирская метрополия включала в себя Санджак Анкара в Анкарском вилайете и казы Кютахьи и Эскишехира в Хюдавендигарском вилайете . Однако его фактический размер был ещё меньше, поскольку православные общины проживали только в восьми населённых пунктах: Анкаре, городе Хаймана, деревнях Дикмен и Кечерен в санджаке Анкары, а также в Кютахье, Эскишехире и деревнях Испир и Кёчоглу близ последнего . В начале XX века годовой доход митрополии оценивался в 200 000 пиастров и, согласно реестрам Константинопольского Патриархата, паства Анкриской митрополии составляла в 1913/1914 году 10 598 человек, из которых 2251 жили в Анкаре (по сравнению с 1637 в 1881 году), 4398 — в Кютахье (4050 в 1880-х годах), 407 — в (23 в 1881 году), 2952 или 1941 — в Эскишехире (1147 в 1880-х годах), а остальные — в более мелких поселениях. Это отражает важную роль, которую сыграли в численном превосходстве метрополии общины, расположенные дальше на Запад, вокруг Кютахьи и Эскишехира , которые были включены в неё в какой-то неизвестный момент. Анкирская метрополия всё ещё оставалась в числе наименьших метрополий в Малой Азии в конце Османского периода; только и были ещё меньше . Местные христиане были в основном тюркоговорящими ( Караманлидами ). Грекоязычным были только высшее духовенство, правительственные чиновники и директора школ , хотя основание греческих школ в 1870-х и 1880-х годах увеличило знание греческого языка .
Современный период
После обмена населением и ухода всех христиан региона правящие иерархи на Анкирскую кафедру не назначались.
В 2016 года в Анкаре появилась небольшая православная община, состоящая из служащих греческого посольства и их семей, а также греков, работающих в Анкаре и её окрестностях. 10 июля 2018 года Священный Синод Константинопольского патриархата назначил первого с 1934 года митрополита на Анкирскую кафедру .
Правящие архиереи
- (III век)
- Климент (ок. 312 )
- Панкратий
- Маркелл ( 314 — 335 ) смещён по обвинению в ереси
- Василий ( 336 — 348 )
- Маркелл ( 348 — 350 , второй раз
- Василий ( 350 — 360 ), изгнан за его полуарианские взгляды
- Афанасий ( 360 — 373 )
- Аноним (ок. 381 ), арианин
- Арабиан (бл. 394 — 400 )
- Леонтий ( 404 )
- Феодот (ок. 431 ), несторианин
- Евсевий (до 446 — после 451 )
- Анастаний ( 458 )
- Дорофей I (казнён 513 )
- Элпидий ( 536 )
- Домитиан ( 537 )
- Дорофей II ( 550 )
- Фронтий ( 562 )
- Павел (ок. 582 — 595 )
- Платон ( 680 )
- Стефан I ( 692 )
- Василий II ( 787 )
- Феодул ( 869 / 870 )
- Даниил I ( 879 / 880 )
- Феофилакт (упом. 892 )
- Гавриил (ок. 907 — 912 )
- Иоанн ( 997 )
- Михаил I ( 1032 )
- Николай (ок. 1037 )
- Михаил II ( 1043 — 1058 )
- неизвестный ( 1067 )
- ( 1082 или 1102 )
- неизвестный (ок. 1140 — 1151 )
- Стефан II ( 1156 )
- Христофор ( 1232 )
- Грегорий ( 1260 )
- Вавилий ( 1320 )
- неизвестный ( 1399 )
- Макарий (нач. XV века )
- Константин (ок. 1450 )
- Макарий (упом. 1460 )
- митрополит Севастийский как местоблюститель ( 1465 )
- Германий
- Митрополит Коринфский как местоблюститель(до 1517 )
- Герасим ( 1561 )
- Матфей ( 1590 )
- Савватий ( 1596 )
- Парфений ( 1602 — 1631 )
- Арсений
- Григорий (возможно)
- Лавретийй ( 1636 — 1655 )
- Германий ( 1655 — 1665 )
- Герасим II ( 1668 )
- Серафим (с 1670 )
- Афанасий ( 1679 )
- Йоаким ( 1698 )
- Макарий II (ок. 1710 )
- Мелетий (ок. 1713 )
- Неофит (упом. 1721 )
- Климент, митрополит Ионнийський, как местолюститель ( 1732 )
- Иоанникий ( 1740 )
- Анфим ( 1765 )
- Серафим Писидийский ( 1774 — ок. 1780 )
- Матфей II ( 1783 )
- Иоаникий II (июль 1779 — март 1811)
- Софроний II (март 1811 — 1814)
- Мефодий (июнь 1814 — 13 май 1823)
- Агафангел (май 1823 — сентября 1827)
- Феодосий II (октябрь 1827 — 1834)
- Герасим III (1834 — сентябрь 1836)
- Кирилл II (сентябрь 1836 — август 1838)
- Никифор (август 1838 — июнь 1845)
- Иерофей (июнь 1845 — декабрь 1852)
- Мелетий II (декабрь 1852 — 16 октября 1860)
- Иоанникий III Иконому (17 октябри 1860 — 25 май 1872)
- Герасим IV (октября 1860 — 25 мая 1872)
- (25 мая 1872 — 26 августа 1877)
- Герасим (3 сентября 1877 — 1 февраля 1899)
- Николай (Саккопулос) (1 мая 1899 — 19 октября 1902)
- (19 октября 1902 — 27 марта 1910)
- Гервасий (Сараситис) (1 апреля 1910 — 17 ноября 1922)
- Иеремия (Каллийоргис) (с 10 июля 2018)
Примечания
- ↑ , p. 127.
- ↑ , .
- , cols. 1538–1539.
- ↑ , .
- ↑ , p. 128.
- , p. 129.
- Соколов И. И. // Христианское чтение . — 1916. — № 5—6 . — С. 532—546 .
- ↑ , .
- ↑ , .
- ↑ , .
- , col. 1538.
- ↑ , col. 1539.
- от 7 декабря 2018 на Wayback Machine . // « Катимерини », 11.07.2018.
Литература
- C. Karalevsky. // Dictionnaire d'Histoire et de Géographie ecclésiastiques (фр.) . — Paris, 1914. — Т. II. — Стб. 1538–1543.
- Klaus Belke, Marcell Restle. Ankyra // Tabula Imperii Byzantini (нем.) . — Vienna: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1984. — Bd. Band 4: Galatien und Lykaonien. — S. 126—130. — ISBN 978-3-7001-0634-0 .
- Moustakas, Konstantinos (2002). [Metropolis of Ancyra (Ottoman Period)]. Encyclopaedia of the Hellenic World, Asia Minor (греч.) . Дата обращения: 9 августа 2017 .
- Demetrius Kiminas. (англ.) . — , 2009.
- 2020-09-20
- 1