Interested Article - Православие в Северной Македонии

Православие в Северной Македонии является доминирующей конфессией в стране; его исповедуют бо́льшая часть населения — 68 %. В стране параллельно существуют Македонская православная церковь (автокефалия признана Сербской Православной церковью ) и Православная Охридская архиепископия , находящаяся в составе СПЦ.

История

Христианство на македонские земли (вне территории Северной Македонии) пришло с миссионерской деятельностью апостолов Павла и Андрея Первозванного . В первые века нашей эры обширная географическая область Македония была под властью Римской империи и затем её границы и этнический состав менялся, однако уже к IV веку христиане Македонии имели церкви с церковной иерархией. На Сардикийском соборе ( 343 ) присутствовал епископ Скупи (совр. Скопье ) Перигорий. В IV веке существовало епископство и в городе Лихидос (совр. Охрид ). В V веке существовали метрополии в Солуни , Скопье , Хераклеи , (макед.) и Стоби . Сооружаются базилики . В IV веке, за время правления византийского императора Юстиниана I , родившегося неподалёку от Скопье, Скопский митрополит был провозглашён автокефальным архиепископом.

После переселения славян на Балканы в VI—VII веке они вытеснили и ассимилировали греческое население современной Северной Македонии, при этом христианство было в значительной мере вытеснено языческими культами славян.

Средневековье

В IX веке территория Северной Македонии оказывается во власти Болгарского царства . Ведущую роль в христианизации славян сыграли Кирилл и Мефодий , которые создали один из первых славянских алфавитов , и перевели на старославянский язык избранные места из Евангелия , Псалтырь , Апостольские послания . Большую роль в утверждении христианства сыграли ученики Кирилла и Мефодия — Климент и Наум — их усилиями конце IX века была основана и .

В 927 году была создана автокефальная церковь (патриархат) с центром в Охриде ( Охридская православная церковь ). Эта церковная независимость постоянно оспаривалась Константинополем. Именно с Охридской церкви пришли в Киев первые митрополиты, церковная организация и (по некоторым данным) крещение. После раскола христианства Северная Македония продолжала оставаться тесно связанной с Восточной церковью, за исключением краткого периода, когда после IV крестового похода и основания Латинской империи в Скопье было учреждено католическое епископство .

С разгромом Болгарского царства в 1018 году, церковь была подчинена Константинополю, была создана Охридская архиепископия. Во второй половине X века в Охриде была создано автокефальное Охридское архиепископство, которое просуществовало, несмотря османскую оккупацию Македонии с XIV века до 1767 года.

Новое время

Иконостас церкви Святой Троицы в Радовише

В 1767 году во времена османской оккупации Охридское архиепископство теряет автокефалию, подчиняясь Константинопольскому патриархату. С тех пор предпринимались попытки восстановить Охридское архиепископство, которые особенно усилились с подъёмом национально-освободительной борьбы против османского владычества. В 1874 году Македонская церковь переходит под юрисдикцию Болгарского экзархата .

XX век

Епархии Македонской православной церкви
Епархии Православной Охридской архиепископии

С окончанием Первой мировой войны большая часть географической Македонии попадает под власть Сербского королевства . Вместе с тем большинство православных приходов Северной Македонии подчиняются Сербской православной церкви .

После аннексии Македонии Болгарией, принимавшей участие во Второй мировой войне на стороне Германии , северномакедонские приходы возвращаются к юрисдикции Болгарского экзархата.

По окончании Второй мировой войны территория Северной Македонии была возвращена в состав югославского государства, в том время носившего название Демократическая Федеративная Югославия ; вскоре оно было преобразовано в Федеративную Народную Республику Югославия . В это время в Северной Македонии образованы три епархии, к которым принадлежало большинство жителей этой области. После прихода к власти коммунистов сначала была образована Народная Республика Македония , а затем властями было санкционировано создание автокефальной православной церкви.

В октябре 1958 года в Охриде состоялся Церковный и Национальный собор, собравший 220 священников и мирян, на котором было решено восстановить и древнюю архиепископскую кафедру в Охриде, и автономию Македонской православной церкви. На Соборе избраны три новых епископа для трёх новых епархий, соответственно и такое избрание было расценено как неканоническое, поскольку на нём присутствовал всего один епископ. Однако новая Церковь заявила, что находится в каноническом единстве с Сербской православной церковью в лице Сербского патриарха . В июне 1959 года Сербский Священный синод признал Церковь за свершившийся факт — и в следующем месяце избранные епископы были рукоположены́ сербскими православными епископами.

Осенью 1966 года Македонская православная церковь официально обратилась к Сербскому патриархату с просьбой предоставить ей автокефальный статус, но в мае 1967 года собор епископов Сербской церкви отверг просьбу. Однако македонцы при активном вмешательстве властей настаивали на своём — и 17-19 июля 1967 года созвали собор в Охриде.

19 июля, основываясь на резолюции собора, Священный синод Македонской церкви провозгласил автокефалию Македонской православной церкви. Митрополит получил новый титул «архиепископ Охридский и Македонский». Всё открыто поддерживалось правительством Социалистической Республики Македония, члены которого присутствовали на поставленние архиепископа.

В сентябре 1967 года Синод Сербской церкви объявил Македонскую православную церковь раскольнической религиозной организацией и порвал с её иерархией все литургические и канонические отношения: такое решение было поддержано другими православными церквами — ни одна не признала каноничности Македонской церкви.

Количество верующих составляет примерно 1,2 миллиона, или 2/3 населения Северной Македонии (в основном славянское). Кроме того они имеют общины в США и Австралии .

Литература

  • Белчовски, Јован. (макед.) . — Скопје, 1990.
  • Вуковић, Сава. (макед.) . — Београд: Евро, 1996.
  • Димевски, Славко. (макед.) . — Скопје: Македонска книга, 1989.
  • Димитријевић, Марко. Српска црква под бугарском окупацијом // (неопр.) . — Београд: Свети архијерејски синод Српске православне цркве, 1971. — С. 211—216.
  • Ђурић, Вељко Ђ. (макед.) . — Београд: Народна књига-Алфа, 1997.
  • Ђурић-Мишина, Вељко. (макед.) . — Книн-Београд: Зора, 2000. — Т. 1.
  • Ђурић-Мишина, Вељко. (макед.) . — Книн-Београд: Зора, 2001. — Т. 2.
  • Ђурић-Мишина, Вељко. (макед.) . — Книн-Београд: Зора, 2002. — Т. 3.
  • Ђурић-Мишина, Вељко. Герман Ђорић - патријарх у обезбоженом времену (макед.) . — Београд: Манастир Сланци, 2012a. — Т. 1.
  • Ђурић-Мишина, Вељко. Герман Ђорић - патријарх у обезбоженом времену (макед.) . — Београд: Манастир Сланци, 2012b. — Т. 2.
  • Илиевски, Доне. (макед.) . — Скопје: Нова Македонија, 1972.
  • Пузовић, Предраг. (макед.) . — Београд: Свети архијерејски синод Српске православне цркве, 1997.
  • Пузовић, Предраг. (макед.) // Вардарски зборник. — 1999. — Т. 1 . — С. 155—173 .
  • Радић, Радмила. (неопр.) . — Београд: Институт за новију историју Србије, 2002a. — Т. 1.
  • Радић, Радмила. (неопр.) . — Београд: Институт за новију историју Србије, 2002b. — Т. 2.
  • Радић, Радмила. (макед.) . — Београд: Институт за новију историју Србије, 2006.
  • Slijepčević, Đoko M. (англ.) . — Chicago: The American Institute for Balkan Affairs, 1958.
  • Слијепчевић, Ђоко М. (неопр.) . — Минхен: Искра, 1969.
  • Слијепчевић, Ђоко М. (неопр.) . — Келн: Искра, 1986. — Т. 3.
  • Николай (Трайковский), игумен. Русские монахи в Македонии. — Скопье, 2012

Ссылки

Источник —

Same as Православие в Северной Македонии