Православие и папское первенство
- 1 year ago
- 0
- 0
Православие в Словакии имеет давнюю историю. Впервые христианство распространилось здесь благодаря святым Кириллу и Мефодию в IX веке . В XX веке была создана Мукачевско-Пряшевская епархия , находившаяся в юрисдикции Сербской церкви до 1940-х годов, когда вместе с , перешли к Русской православной церкви от которой в 1951 году получили автокефалию .
Сейчас на территории Словакии служат три епископа, находится две епархии , 171 приход .
Начало христианству на территории Моравии и Словакии восходит к первой половине IX века , когда на эти земли пришли проповедники из Греции , Валахии и Германии . Успеху проповеди препятствовало то, что миссионеры действовали разрозненно и совершали богослужение не на славянском языке, а по-гречески и на латыни. К тому же немецкая миссия угрожала независимости Моравского государства .
В 862 году святой Ростислав , князь Моравский ( 846 — 870 ) после совета со своими вельможами ( жупанами ) и народом отправил посольство к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать в Моравию такого проповедника, который бы учил народ на родном языке. По совету святителя Фотия , патриарха Константинопольского для этого дела были избраны ученые братья Кирилл (Константин) и Мефодий . В 863 году святые братья прибыли в Моравию. Их миссионерская деятельность простиралась на территорию современных Чехии и Словакии. Ими была создана особая славянская азбука ( глаголица ), переведены с латинского языка на славянский язык Евангелие , Апостол , Псалтирь и некоторые богослужебные книги Римской церкви. Всё это способствовало массовому крещению славян. Своих учеников, подготовленных к священнической хиротонии , святые братья планировали отправить на посвящение в Константинополь . Однако политическая нестабильность в Византийской империи не позволила им получить оттуда своевременную поддержку.
Активная миссионерская деятельность славянских просветителей вызвала противодействие со стороны немецкого клира , поддерживаемого частью местных феодалов. Святые братья были обвинены в ереси .
В 867 году Константин и Мефодий отправились в Рим . Здесь они были торжественно встречены папой Адрианом II ( 867 — 872 ). Братья привезли с собой мощи святого Климента Римского , которые были положены в Риме в храме, построенном в честь этого святителя. 14 февраля 869 года в Риме умер Константин, который был похоронен в базилике святого Климента . Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Кирилл.
Святой Мефодий и славянские ученики святого Кирилла были рукоположены в священные степени папой Адрианом и отправлены в Блатенское княжество (частично занимавшую территорию современной Словакии) по просьбе местного князя Коцела Блатенского . Вскоре по просьбе того же князя святой Мефодий был поставлен во архиепископа Паннонии и Моравии . Паннония была изъята из власти баварских епископов латинского обряда и непосредственно подчинена Риму. Это вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые, взяв Мефодия под стражу, отправили его в тюрьму в Швабии . Святитель вышел на свободу лишь через два с половиной года. Римские папы, избираемые обычно из местных италийцев , конфликтовали с набиравшими силу императорами из германских династий , и это соперничество, в последствии привело к жестокой борьбе за инвеституру .
После этого святой Мефодий вновь был отправлен в Моравию Папой Иоанном VIII . Здесь у власти находился князь Святополк , племянник святого Ростислава , который сверг своего дядю с престола. Святой Ростислав был ослеплен и посажен немецкими князьями в тюрьму, где и умер. Однако вскоре Святополк порвал с немцами и стал поддерживать славянское богослужение. При его покровительстве святой Мефодий продолжил миссионерские труды своего брата. Святой много путешествовал по Великоморавскому государству , крестил народ и ставил священников из славян. Так, например, около 874 года им были крещены князь чехов Борживой , его жена Людмила Чешская и двое их сыновей. Мефодий провел в Чехии около года, освятив здесь первые христианские храмы и поставив для чехов несколько священников. 4 апреля 885 года святой Мефодий скончался. Его славянские ученики были изгнаны из Великой Моравии.
Святые Климент , Наум и Ангеларий пошли на юг к Македонии , Болгарии и Сербии ; святой Савва — в пределы современного Закарпатья , а святой Горазд — на Русь [ источник не указан 15 дней ] . Совершение богослужения на церковнославянском языке продолжилось и в католической Хорватии , где даже в XXI веке встречается раритетная глаголица, наряду с более употребимыми современными латинскими буквами.
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
После распада Великой Моравии Словакия вошла в состав Венгерского королевства . Династия Арпадов (Арпадовичей), которая правила в Венгрии в 889 — 1301 годах находилась в родственных связях с византийскими и русскими аристократическими родами и поэтому терпимо относилась к греческой и славянской богослужебным традициям.
Известно, что ещё в XIV веке греческих православных монастырей в Венгерском королевстве было больше, чем католических, что вызывало беспокойство Римского престола .
В Мукачеве ещё с IX века существовала православная епархия, в которую входило славянское население ( русины и словаки Закарпатья (Подкарпатской Руси), и . После 1453 году эта епархия удерживала некоторое время связь с Киевской митрополией , а позднее с Галицкой митрополией , Молдавской и Сербской православными церквями .
В 1308 к власти в Венгрии пришла Анжуйская династия , которая покровительствовала католикам, и это ухудшило положение православных.
В первой половине XVII века в Восточной Словакии и Закарпатье делаются попытки введения унии . Сначала они были неудачными. Так в 1614 году униатский епископ был изгнан из монастыря Красный Брод на Земплине .
Только 24 апреля 1646 в Ужгороде 63 православных священника заключили унию с Католической церковью . Документ об унии был оформлен лишь в 1652 году со значительными фактическими ошибками. Так датой возникновения унии здесь назван 1649 год . Этой фальсификацией объясняется разнобой в датировке Ужгородской унии , что имеет место в церковно-исторической литературе и поныне. Документ в 1652 году был подписан лишь 6 архидеканами ( благочинными ).
Простой же народ, несмотря на своё формальное униатство, продолжал держаться «старой веры» . В Восточной Словакии ( Спиш , Шариш , Земплин и Уг ) и Закарпатье сохранились юлианский богослужебный календарь , церковнославянский язык , традиционных для этой местности церковные распевы и иконографию . Славянское богослужение помогло сохранить национальную идентичность и противостоять мадьяризации вплоть до начала XX века .
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
С 1699 года вся Венгрия попала под власть Габсбургов . В XVIII веке в царствование ревностной католички Марии Терезии ( 1717 — 1780 ) начался процесс латинизации униатской церкви в Восточной Словакии и Закарпатье. Делаются попытки введения григорианского календаря , праздники поклонения Святым Дарам , обычая совершать розарий , западного облачения для духовенства. Проводится исправления православных книг по римским образцам, демонтируются иконостас и т. д. Толерантный патент ( Акт о веротерпимости ) императора Иосифа II , выданный 13 октября 1781 года , гарантировал свободу вероисповедания не только протестантам, но и православным. Однако в Венгерской части империи переход униатов в православие был обставлен практически невыполнимыми юридическими процедурами, что свело на нет действие указанного патента.
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В 1816 году создается Пряшевская греко-католическая епархия , целью которой была ликвидация остатков православия в крае и переведение в латинский обряд местных униатов. Но эти цели не были достигнуты. Лучшие представители униатского духовенства выступили защитниками местных церковных традиций.
В Словакии в XIX веке также были случаи перехода в православие. Массовым этот процесс стал в среде карпатороссов , эмигрировавших в Северную Америку . Заслуга воссоединения с Православной церковью карпаторусских эмигрантов принадлежит протоиерею Алексею Товту ( 1853 — 1909 ). Он был профессором церковного права в греко-католической семинарии в Пряшеве . В 1889 году прибыл в Америки и возглавил униатский приход в Миннеаполисе . В 1891 году вместе с приходом перешёл в православие. В 1916 году была основана Питтсбургская Карпаторусская епархия , первым епископом которой стал преосвященный Стефан (Дзюбай) . В 1994 году отец Алексей Товт причислен Православной церковью в Америке к лику святых как «отец американского Православия».
Знакомство с русским православием подталкивало и общины Восточной Словакии вернуться в Православную церковь . Одна из таких попыток была предпринята жителями Бехерова у Бардейова , но австрийская полиция её пресекла.
В начале XX века трудами по возрождению православия в крае прославился архимандрит Алексий (Кабалюк) ( 1877 — 1947 ). В 1905 году он уехал в Россию , затем посетил Афон , где был воссоединён с православием. В 1910 году принял монашеский постриг и иерейскую хиротонию в Яблочинском монастыре , после чего вернулся в Закарпатье. Благодаря его деятельности за короткое время сотни людей вернулись в православие.
В канун Первой мировой войны против православных общин сёл Великие Лучки ( Мукачевский район ) и Изы ( Хустский район ) были спровоцированы Мармароша-Сиготские процессы . На скамье подсудимых оказались 64 человека, в основном простые крестьяне. Они были обвинены в государственной измене. Процесс длился с 29 декабря 1913 года в 3 марта 1914 36 человек, в их числе и о. Алексий, были осуждены на тюремное заключение, остальные приговорены к телесным наказаниям. Заключенные вышли на свободу лишь после падения Австро-Венгерской империи в 1918 году .
После окончания Первой мировой войны началось активное движение за возвращение униатов в лоно Православной церкви в Закарпатской Украине и Восточной Словакии. Это было чисто народное движение, почти не нашедшее поддержки со стороны греко-католического духовенства. К 1920 году к православному движению присоединилось здесь уже около 50 000 человек, а к 1928 году число православных достигло 112 000 человек .
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
После создания Сербской православной церкви во главе с епископом Гораздом (Павликом) , на территории Словакии тоже стали открываться приходы этой юрисдикции.
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В 1929 году Сербская православная церковь возродила Мукачевско-Пряшевскую епархию . В тридцатых годах Православная церковь имела здесь уже более 100 приходов, в которых служило около 100 священников. Для управления епархией в 1920-1930-е годы в Восточную Словакию и Закарпатье направлялись архиереи из Сербии. Среди них особо известен своей миссионерской деятельностью епископ Нишский Досифей (Васич) (впоследствии митрополит Загребский). В 1930 году на Подкарпатскую епархию был назначен епископ Иосиф, которому в Чехословакии прибыл известный богослов Иустин (Попович) , который трудился здесь в течение двух лет. К 1938 году здесь было построено 127 новых храмов и открыто несколько монастырей и скитов .
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В Восточной Словакии и Закарпатье существовали также приходы, подчинявшиеся архиепископу Савватия . В 1923 году им был направлен сюда архимандрит Виталий (Максименко) , выпускник Казанской духовной академии , который был до революции среди братии Почаевской лавры и занимался там издательской деятельностью. Во время военных и революционных потрясений о. Виталий сумел сохранить типографию, которую перевез сначала в Сербию, а оттуда в Словакию. Благодаря его миссионерской деятельности в Восточной Словакии было создано 26 православных приходов.
Следует также отметить, что в 1923 — 1924 годах на Закарпатье в юрисдикции архиепископа Савватия служил известный отечественный иерарх епископ (впоследствии митрополит) Вениамин (Федченков) .
1 апреля 1928 собрание представителей этих общин, которые проходили в Медзилаборцах , приняли решение о переходе в юрисдикцию Сербской православной церкви . Главной заслугой о. Виталия является создание монастыря Преподобного Иова Почаевского в Ладомировой и открытия при нём типографии. Монастырский храм был построен в 1926 году . «Типография Преподобного Иова Почаевского» выпустила в свет Служебник , Требник , уникальный Большой Сборник, Молитвослов и другие книги. В 1926 году монастырь начал издавать журнал «Православная Карпатская Русь», переименованный вскоре в «Православную Русь», что есть сейчас печатным органом РПЦЗ . В 1934 году архимандрит Виталий был рукоположен в епископа митрополитом Антония (Храповицким) в Сремских Карловцах и отправлен в Северную Америку как архиепископ . Во время Второй мировой войны созданный им монастырь был разрушен (сохранился только храм, а братия переселилась в обитель Святой Троицы в Джорданвилле , штат Нью-Йорк , США ), куда была перевезена и типография.
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В промежутке между двумя мировыми войнами на территории Чехословацкой республики существовали также православные приходы русских эмигрантов, подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому) . На территории Словакии действовал, в частности, русский храм в Братиславе .
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
После захвата германскими войсками чешских земель на территории Словакии был провозглашено самостоятельное государство, находившееся в фактической зависимости от немецких властей. Закарпатье вошло в венгерскую зону оккупации. Мукачевский епископ Владимир (Раич) был взят под стражу венгерскими властями. Православные приходы Закарпатья и Словакии перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде) .
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В 1945 году остро встал вопрос о будущей юрисдикцию православных приходов Чехословакии. Сербская церковь, пережившая немецкую оккупацию, только начинала восстанавливаться. Московская Патриархия же все больше привлекала к себе внимание со стороны местных православных общин. Этому способствовало то, что в октябре 1945 года с ней воссоединился епископ Сергий (Королёв) и подчинённые ему эмигрантские приходы.
Подкарпатская Русь вошла в состав СССР как Закарпатская область Украинской ССР . По соглашению Синодов Сербской и Русской церквей Мукачевская епархия перешла в юрисдикцию Московской Патриархии.
8 ноября 1945 епархиальный съезд , состоявшегося в Оломоуце , принял решение начать переговоры о выходе из юрисдикции Сербской патриархии и переход в подчинение Русской церкви.
После « бархатной революции » 1989 года в Восточной Словакии начался массовый переход верующих из православной в униатскую Церковь. 29 мая 1990 года Президиум Национального совета Словакии издал закон «Об урегулировании имущественных взаимоотношений между Греко-Католической и Православной Церквами» (закон № 211/1990), в соответствии с которым греко-католической Церкви возвращалось всё недвижимое имущество, принадлежавшее ей до 28 апреля 1950 года .
На территории Словакии действуют две епархии Православной церкви Чешских земель и Словакии :
Пряшевский епархию возглавляет Ростислав (Гонт) , Михаловскую — Георгий (Странский) .
Кафедральным собором Пряшевской епархии и главным православным храмом Словакии является в Пряшеве . Кафедральный собор Михайловской епархии — в Михаловцах .
В Словакии проживает 50 000 православных и находится 125 храмов и 105 православных приходов .