Строгановская школа иконописи
- 1 year ago
- 0
- 0
Стро́гановская дача ( Стро́ганова дача , Стро́ганов(ский) сад , Стро́ганов(ский) парк ; использовалось также написание Стро́гоновский ) — местность на Выборгской стороне Санкт-Петербурга , вблизи места впадения Чёрной речки в Большую Невку , принадлежавшая с середины XVIII до начала XX века баронам-графам Строгановым . С юга ограничена Большой Невкой , с востока и севера — Чёрной речкой , с запада — парком при даче Салтыковой . Сами владельцы называли эту местность «мыза Мандурова».
В узком смысле Строгановской дачей называлось также главное здание этого имения.
Первым владельцем этой местности «мерою по обеим сторонам 120 и поперечнику 97 сажен» был дипломат петровского времени Савва Лукич Владиславич-Рагузинский . Затем загородный дом с подсобными строениями и садом перешёл по наследству к его племяннику, иллирийскому графу М. И. Владиславичу, у которого эту территорию напротив Каменного острова приобрёл в 1743 году барон Сергей Григорьевич Строганов .
В 1754 году Антонио Ринальди построил в парке павильон (иногда, как и более поздняя постройка на этом месте, называемый «Строгановской дачей»), который очертаниями и композицией напоминал павильон Катальная горка — наиболее знаменитое сооружение Ринальди в Ораниенбауме , но был выстроен на десятилетие раньше императорской резиденции. Вероятно, тогда же, в 1750-е годы, Ринальди провёл работы по благоустройству местности: устроил пруд, в центре которого располагалась мраморная скульптура Нептуна , стоящего на морских конях ( гиппокампах ). Предполагают, что эта скульптурная группа изваяна итальянским мастером в конце XVII века. В настоящее время статуя Нептуна (без коней), напоминающая первоначальный проект Бартоломео Растрелли , по которому была выполнена в 1737 году аналогичная скульптура для Петергофа , находится во дворе Строгановского дворца на Мойке , куда она была перемещена в начале XX века. После смерти С. Г. Строганова имение перешло его сыну Александру Сергеевичу Строганову . В 1772 году он расширил территорию имения, купив у графа Я. А. Брюса дом около устья Чёрной речки и соседнюю «мызу Мандарову», принадлежавшую Лунину. В 1793 году Иоганн Георги писал:
Летний дом гр. Строганова на Невке… отличается тем, что из кровли нижнего строения выходит второй высокий этаж четвероугольником, на котором стоит ещё третий шестиугольный. Тамошний лес превращён в прекрасный сад.
Никаких других сообщений о первых постройках, относящихся к этому времени, не сохранилось. Известно только, что все три садовых павильона: грот, хижина на острове и павильон Ринальди павильон на берегу Большой Невки, а также статуя Нептуна, стоявшая в центре пруда, находились на одной оси. Летом между павильоном Ринальди и мысом Каменного острова через Большую Невку наводился наплавной деревянный мост. В других местах реки местные жители и инвалиды Инвалидного дома на Каменном острове устраивали перевозы.
Новые постройки и изменения в планировке парка относятся к середине 1790-х годов, когда сын А. С. Строганова Павел Александрович , вернувшийся из-за границы, женился на С. В. Голицыной — дочери Натальи Петровны Чернышёвой (Голицыной) , послужившей А. С. Пушкину прообразом « пиковой дамы ».
В 1794 году в саду были возведены два моста. Один из них имел образ разрушенного временем древнего сооружения. Другой, напротив, был примером современной конструкции, имитируя железный мост через реку Северн ( , 1779), который был в то время чрезвычайно популярен. Мосты вели на остров, который был центром садового сценария. За советами по переустройству своего парка Строганов, вероятно, обратился к своему другу, живописцу Юберу Роберу . Следуя в своих проектах призыву Руссо «назад к природе», Робер старался стереть границу между садом и окружающей его природой, создавая извилистые дорожки, причудливых очертаний водоёмы, устраивая каскады, мостики, руины и гроты.
В 1795 году А. С. Строганов построил для сына Павла и его жены на берегу Большой Невки ансамбль из трёх павильонов: два небольших одноэтажных домика, а в центре — двухэтажный жилой дом с полукруглым балконом, увенчанный небольшим куполом. Именно в это время на месте павильона Ринальди появляется сооружение, — именно к нему обычно применяется название «Строгановская дача». Исходный проект разрабатывал Ф. И. Демерцов в палладианском стиле , он же начинал строительство, но затем граф Строганов предпочёл проект молодого и ещё никому неизвестного А. Н. Воронихина . В Русском музее в Петербурге имеется акварель из семейного альбома Строгановых. На ней французский художник Жан-Бальтазар де ла Траверс, который был дружен с семьей Строгановых, запечатлел постройку палладианского типа. С 1796 года новый проект одновременно разрабатывали Демерцов и Воронихин. Граф Строганов, вероятно, выбрал проект Воронихина. В Музее Академии художеств обнаружен чертёж Ринальди с исправлениями Воронихина. Поэтому Строгановскую дачу можно считать совместным творением итальянца Ринальди и молодых русских архитекторов .
Дача Строганова разрушена в 1908 году, но её облик запечатлел сам Воронихин на живописной картине маслом. За эту картину Совет Академии художеств в 1797 году присвоил Воронихину звание академика перспективной и миниатюрной живописи. В облике Строгановской дачи, особенно в широко расставленных колоннах бельэтажа, очевидны не только античные и ренессансные итальянские источники, но и влияние необычной архитектуры Камероновой галереи в Царском Селе , построенной Чарлзом Камероном в 1784—1787 годах .
Фасад дачи выходил на Большую Невку и был украшен колоннадой. От дачи к реке вела гранитная лестница-спуск, украшенная скульптурами львов и кентавров . Стены первого каменного этажа были прорезаны с обеих сторон тремя высокими проёмами арочной формы. Второй этаж был деревянным, и в его центральной части располагался зал, ориентированный параллельно набережной и предназначенный для балов и собраний. Вместо стен зал окружали сплошь остеклённые палладианские окна-двери, разделённые колоннами. В левой его части находились хоры для музыкантов. По обеим сторонам зала располагались открытые галереи с колоннадами ионического ордера . Завершалось сооружение четырьмя фронтонами , над которыми располагался пологий купол с бельведером . Для придания лёгкости постройки Воронихин в 1796 году заменил предложенные Демерцовым фронтоны и несущую коробку на кольца, гасящие горизонтальное давление купола, что позволило поставить его прямо на свод зала, а в центре сделать отверстие, то есть сформировать двойной купол. Одна из галерей выходила в сад, другая — на набережную Большой Невки. Через центральный зал нижнего этажа, служащий подножием колоннады, прообразом которой Демерцову, по-видимому, послужила Камеронова галерея в Царском Селе , можно было попасть в роскошно декорированный парк с прудами и каналами. Парк существовал при даче ещё со времён Рагузинского, однако Строгановы, став новыми владельцами мызы, перепланировали его в модном тогда регулярном стиле .
Именно на этой даче проходили известные всем современникам «строгановские праздники». Описание одного из них дала французская художница Виже-Лебрен , жившая в Петербурге в 1790-е годы:
Множество барок приплывало со всех сторон… Около трёх часов мы поднялись на террасу, окружённую колоннами, где день обступал нас со всех сторон. С одной стороны можно было наслаждаться видом парка, с другой Невой, загруженной тысячами лодок, одна другой элегантнее… На этой террасе мы обедали. Обед был великолепный… Как только мы сели за стол, стала слышна музыка. Исполнялась увертюра к Ифигении в очаровательной манере… После обеда мы совершили незабываемую прогулку по саду, вечером мы снова поднялись на террасу, откуда наблюдали, как только стемнело, красивый фейерверк, который приготовил граф. Огни, отраженные в водах Невы, производили волшебный эффект.
Имеется более или менее полное представление лишь о центральной части Строгановского сада. Напротив дачи находился пруд, который символизировал море — царство Нептуна. На острове в пруду — в «море» — обитала нимфа Калипсо , державшая у себя в плену Одиссея . Павильоны в саду — Мусульманский, Обелиск, Египетские ворота — олицетворяли скитания по миру главного героя после кораблекрушения, вызванного Нептуном. «Гомеровские» парковые павильоны воспроизведены на рисунках художника семьи Строгановых Е. И. Есакова .
М. И. Пыляев , описывая позднее достопримечательности Строгановской дачи, писал, что
…в саду у Строганова хранились замечательные произведения искусства: две большие статуи Геркулеса и Флоры Фарнезских, стоявшие по сторонам террасы дома, и древняя фигура точильщика, правда, обезображенная временем. При входе на дачу лежали два сфинкса, а по бокам ступеней — два больших кентавра, затем несколько ваз, а на пруду — фигура Нептуна с трезубцем.
Дача молодого поколения Строгановых была отделена от участка, принадлежавшего графу А. С. Строганову, каналом, пролегавшим почти точно с севера на юг и соединявшим воды Чёрной речки и Большой Невки. Неподалёку от этой дачи, на берегу круглого пруда, располагался приобретённый Строгановым-старшим саркофаг , который известен под названием «гробница Ахиллеса » или «гробница Гомера ». Ныне этот саркофаг находится зале Юпитера Государственного Эрмитажа (римский саркофаг с барельефом «Ахилл на Скиросе», II—III в. н. э.) . Объясняя одно из этих названий, граф-отец писал:
В первую турецкую войну , когда русское оружие торжествовало на морях, Домашнев, русский офицер, командовавший десантным войском, нашёл на одном из Архипелагских островов саркофаг, привёз его в Россию и подарил мне. При виде этого памятника я не смог не воскликнуть: не памятник ли это Гомеру? С тех пор все заключили, что я владею гробницей Гомера.
В саду Строганова была устроена библиотека, которая просуществовала только один год, поскольку многие брали книги домой и не возвращали.
В 1811 году, когда владельцем дачи стал П. А. Строганов, Воронихин несколько изменил спуск к реке, пристроив лестницу и уничтожив пристань.
В 1827 году, в связи со переносом Строгановского моста и созданием дороги, ведущей от него (ныне улица Академика Крылова ), Строгановский парк разделился на две части. Западная часть сада — бывшая «Мандорова мыза», стала собственностью дочерей С. В. Строгановой — Елизаветы и Аглаиды (в замужестве Салтыковой и Голицыной). Там располагался особняк, известный ныне как « Дача Салтыковой », принадлежавший первой из дочерей. Вторая владела деревянным домом, который располагался ближе к Большой Невке и до нашего времени не сохранился. Западную оконечность Строгановского сада с дачей Салтыковой до середины XX века ограничивал полукруглый Ферзин переулок (вошёл в состав ул. Савушкина ), название которого, по-видимому, связано с фамилией третьей дочери — Ольги, вышедшей замуж в 1829 году за ротмистра Кавалергардского полка Павла Карловича Ферзена.
В 1898 году дача была превращена в доходный дом. В 1908 году далёкие наследники Строганова сочли дачу, сад, и всё, что в нём находилось, ненужным для себя. Впоследствии дача была разобрана.
В. Я. Курбатов писал в 1913 году :
На Строгановской набережной — остатки Воронихинской дачи, перестроенной в жилой дом. Сад дачи сильно разгромлен, пруды почти исчезли. На берегу ещё существующего круглого пруда — заколоченный досками саркофаг. На остатках другого пруда статуя Нептуна, заколоченная в подобие собачьей будки. В восточной части парка сохранились рощи и между ними обелиск из плиты, по преданию, памятник собаки графа А. С. Строганова.
В начале XX века в восточной части сада появилось несколько предприятий. Крупнейшим из них был филиал Русско-Балтийского вагонного завода , который выпускал самолёты Сикорского .
В 1938—1941 годах в юго-западной части Строгановском сада было сооружено монументальное здание Военно-морской академии . К востоку от здания сохранились остатки сада с небольшим прудом. Далее на восток находятся несколько жилых зданий, а вблизи устья Чёрной речки (Ушаковская наб., д. 65) ранее располагался НИИ Технологии, а ныне построен элитный жилой комплекс «Риверсайд» .