Interested Article - Батырша
- 2020-02-25
- 1
Батырша́ (1710 — 24 июня 1762); настоящее имя — Габдулла́ Гали́ев , ( тат. Габдулла Гали улы ), ( башк. Ғабдулла Ғәли улы ) — идеолог и предводитель Башкирского восстания (1755—1756) . Публицист , мулла .
Биография
Родился в селе Карышево Сибирской дороги, ныне Балтачевского района Республики Башкортостан в мишарской семье . В Большой Советской Энциклопедии утверждается, что Батырша Алиев являлся башкирским муллой .
«Батырша, башкирскій мулла, главный виновникъ Башкирскаго бунта 1755г .; его разсказъ в Тайной Канцеляріи о причинахъ бунта. V,826,827,970,971,972.»
— Указатель къ исторіи Россіи съ дрҍвнейшихъ временъ Сергҍя Михайловича Соловьева. С-Петербургъ. Типография товарищества «Общественная Польза» Большая Подъяческая, 39. 1911. С. 35 .
Учился в медресе деревень Тайсуганово Уфимского уезда и Ташкичу Казанского уезда . В 1744—1745 годах был учителем в деревне Илша Гайнинской волости Осинской дороги , в 1746—1749 годах работал учителем и муллой в деревне Исетской провинции . С 1749 года работал муллой в Карышбаше. Отличался глубоким знанием шариата . Часто привлекался властями для решения наследственных дел в волостях Осинской дороги . В 1754 избран ахуном (главой мусульман) Сибирской дороги , но не вступил в эту должность. В 1754—1755 годах побывал в Оренбурге и ряде волостей Сибирской и Осинской дорог.
Весной 1755 года обратился к мусульманам края с обширным воззванием («Тахризнамэ»), в котором разоблачал колониальную политику царизма в Башкортостане, выступал против правительственного ограничения обрядностей мусульман, запрещения местному населению свободной и беспошлинной добычи соли, ограничений местного самоуправления, чрезмерных налогов и повинностей. Обрисовав тяжелую картину притеснения мусульман со стороны русских, Батырша переходит к военно-политическим проблемам и призывает мусульман сплотиться перед лицом неверных и, взяв в руки оружие, подняться на священную войну за веру и свободу . Начало восстания было намечено на 3 июля 1755 года. Воззвание явилось программой башкирского восстания 1755—1756 годов .
Но в ходе восстания Батырша был разбит мусульманским отрядом, верным правительству. Сам Батырша был схвачен 8 августа 1756 года в деревне Азяково Осинской дороги (ныне деревня Бураевского района Республики Башкортостан ) Сулейманом Деваевым и передан царским властям . Руководил подавлением выступлений башкирского восстания 1755-1756 Неплюев И.И. , Батырша закованный в цепи, под усиленной охраной отвезен в Москву , затем в Санкт-Петербург . Находясь в тюрьме и ожидая приговор, составил знаменитое письмо — «Тахризнамэ», обращенное императрице Елизавете Петровне . Отрывок из письма в переводе:
«Если мы находимся под клятвенным обетом одного падишаха, и если этот падишах тверд и постоянен в своем обете, то мы, по предписанию нашего шариата и нашей священной книги, обязаны жертвовать своими головами и жизнью. Если падишах не обеспечивает в настоящее время взятые на себя обязательства по защите своих подданных от притеснений, если повинности постоянно меняются и накладываются новые, то мусульмане обязаны примкнуть и помочь своим единоверцам и постараться о возвышении веры по способу, предписанному шариатом».
— Письмо Батырши императрице Елизавете Петровне. Уфа 1993.-С. 94.
В декабре 1758 года Батырша был приговорен к наказанию плетьми, вырыванию ноздрей и пожизненной каторге.
После долгих пыток и допросов Батыршу отправили в Шлиссельбургскую крепость на пожизненное заточение. Весной 1757 года Батырша попросил к себе «христианского закона духовную персону». 24 марта произошла встреча с ключарем и священником Петропавловского собора И. Лепицким и состоялась беседа о христианской вере. В качестве толмача присутствовал А. Турчанинов. Батырша попросил дать время для ознакомления с христианским законом через священника, так как прежде о христианском законе никаких сведений не имел. Эту встречу с православным священником Батырша еще раз попытался использовать для того, чтобы настоять на встрече с императрицей. Он говорил, что хочет донести «сам о невыносимых обидах, а именно о насильственном крещении из магометанской веры в христианский закон». В завершении встречи мулла просил, чтобы священник к нему ходил, а когда он убедится, что закон христианский правильнее, чем магометанский, то он оставит магометанскую веру и умрет в православной вере .
Он пять лет промучился в заточении, но закончить свою жизнь в рабстве не захотел. В июле 1762 года он схватил в свои закованные руки топор, забытый в его камере надзирателями, и бросился на охранников. В схватке Батырша убил двоих охранников, двоих смертельно ранил и погиб сам.
"№ 135. 1762 г. июли 21. — Доношение коменданта Шлиссельсбургской крепости подполковника И. Бередникова в Сенат о смерти муллы Батырши. Правительствующему Сенату от подполковника шлютельбургского коменданта Ивана Бередника доношение.
У содержащегося в Шлютельбурской крепости колодника Батырше находились на карауле з данною на тот караул инструкцией полков Санкт-Петербурского гарнизона, а именно Невского капрал Данила Никитин, салдаты Максим Хамутов, Грегорий Епифанов, Санкт-Петербурского Андрей Лазарев; которой колодник, имев у себя на ногах ножныя з заклепом железа, а на руках нарочни, сею июля на 21-е число по полуночи в первом часу, напав на оных, во первых, на капрала и салдат спящих, ис которых и бывшей на часах салдат Епифанов при зазженой свече заснувший был, о чем он уже извинение принес, что подлинно спал. Оной колодник, взяв принесенной в казарму салдатом Хомутовым топор и (которого, також никакого орудия, чем человек может себя повредить, по данной на тот караул инструкции в арестанской казарме иметь было запрещено. Сверх того, велено еще им за оным колодником смотреть накрепко, чтоб он ис под караула утечки не зделал, на собою ж и караульному какова повреждения* таковыми орудиями не учинил), по одиночки у капрала Никитина тем топором голову разрубил на-двое, у салдат — у Хамутова головы левую сторону разрубил и правой висок проломлен, у Лазарева в дву местах брюхо пропорото, у головы же по левую сторону тела схватил; у Епифанова, которой был на часах, в дву местах голову разрубил же, ис которых капрал Никитин, солдат Хомутов сего ж числа умре, а Лазарев и Епифанов лекарем пользуютца. Оной же колодник Батырша и сам умер без всяких язв и побой. Того ради Правительствующему Сенату всепокорнейше представляю: упоминаемого колодника Батыршу в каких местах погресть, а с салдатом Епифаном за заснутье, будучи на часах, по выздоровлении что - повелено будет учинить, на что имею ожидать ея и. в. указа.
Подполковник Иван Бередников. Июля 24 дня 1762 года. Шлютельбурх."
— ГАФКЭ. Фонд - быв. Государственного Архива Разр. VII. Дело 1756, Л? 1781, ч. V, лл, 131—135.
.
Память
- В селе Старобалтачево Балтачевского района Башкортостана существует музей идейного вождя башкирского восстания 1755—1756 гг. Батырши — Габдуллы Галиева. В фонде музея имеется свыше 100 рукописей авторства Батырши. Ежегодно музей встречает 5—6 тысяч посетителей .
- В Старобалтачево 4 октября 2002 года была проведена научно-практическая конференция, посвященная наследию Батырши ( тат. “Ил улы – Батырша, жир улы Батырша, ул яши һәм яшәр мәңгегә” ).
- В 2010 году в столице Башкортостана Уфе появилась улица Батырши Алиева. [ источник не указан 1224 дня ]
Произведения
Примечания
- в исторической литературе известен под именами — Абдулла Алеев, Батырша Алиев, Абдулла Мязгялдин, Губайдулла Матзялтдин
- от 16 октября 2012 на Wayback Machine . — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2007. — 368 с.
- от 28 июня 2020 на Wayback Machine // Башкирская энциклопедия
- Батырша // Башкирская энциклопедия : В 7 т. — Т. 1: A-Б. — Уфа, 2005. — С. 331.
- Указатель къ исторiи Россiи съ дрҍвнейшихъ временъ Сергҍя Михайловича Соловьева. С-Петербургъ. Типография товарищества «Общественная Польза» Большая Подъяческая, 39. 1911. С. 35
- [ . Дата обращения: 28 августа 2011. 20 ноября 2012 года. Тәхризнамә (татар.) ]
- Башкортостан с древнейших времен до наших дней. Хроника основных событий / Сост. Р. А. Валишин. — Уфа: Китап, 2007. — С. 39.
- Паскаль П. от 23 марта 2014 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 3 января 2013. Архивировано из 21 августа 2011 года.
- Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. — Уфа: Китап, 2009. — С. 352—353.
- . Дата обращения: 19 марта 2010. 20 августа 2011 года.
- . Дата обращения: 8 мая 2018. 8 октября 2017 года.
- «Очерки по истории Башкирской АССР», «История Татарии в документах и материалах»; С. Алишев, В. Витебский, А. Чулошников
- . Дата обращения: 1 июля 2012. 4 октября 2013 года.
Литература
- Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. — Т. 3. — М., 1970.
- Новая иллюстрированная энциклопедия. — Кн. 2: Ар-Би. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. − 256 с.: ил. ISBN 5-85270-192-0 (кн.2) ISBN 5-85270-218-8
- Указатель къ исторiи Россiи съ дрҍвнейшихъ временъ Сергҍя Михайловича Соловьева. С-Петербургъ. Типография товарищества «Общественная Польза» Большая Подъяческая, 39. 1911. С. 35
Ссылки
- на YouTube
- 2020-02-25
- 1