Весенняя сказка (фильм, 1990)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мордашка» — советский художественный фильм 1990 года . Яркий представитель так называемого « кооперативного кино ». Производителем и прокатчиком картины выступила компания «Фора-фильм».
Фильм рассказывает историю молодого человека, сделавшего жизненную ставку на свою привлекательную внешность . Внешность эта обворожительна настолько, что у героя возникает идея использовать её для социального и финансового роста .
Работая на станции техобслуживания, Гена внимательно наблюдает за своими клиентками . Каждый день он видит у них дорогие и красивые машины и мечтает сам ездить на подобных автомобилях, а не чинить их . Поняв, что кроме смазливой мордашки, у него нет больше никаких достоинств, Гена начинает подыскивать себе состоятельную невесту . Вскоре к нему в руки попадает объявление некой Светланы, желающей познакомиться с мужчиной для серьёзных отношений. Они встречаются и проводят совместный вечер, а затем Светлана знакомит Гену со своей подругой Юлей . Последняя — дочь покойного знаменитого академика, владелица большой квартиры, огромной дачи и, вероятно, приличной суммы на счету, доставшейся в наследство от отца — становится в итоге невестой Гены .
Однако женившись, Гена не оставляет привычных ему любовных похождений, и в конечном счёте Юля ловит его с поличным . Осознав безнадёжность мужа, она с матерью уезжает жить на дачу, оставив супругу квартиру, в которую тот теперь водит своих подружек. Однажды одна из пассий Гены — состоятельная девушка Маша — припоминает, что ранее видела его работающим в автосервисе, и начинает над ним насмехаться. Он даёт ей пощёчину, и в отместку Маша организует избиение Гены. Тот с разбитым лицом прибывает к Юле, и она принимает его обратно. Тем не менее, едва залечив раны, Гена возвращается к прежней разгульной жизни.
Картину произвела и самостоятельно прокатывала одна из первых в СССР кинопродюсерских компаний — независимая студия «Фора-фильм». Последняя была основана в 1988 году и первоначально зарегистрирована как кооператив . Её главой с момента создания и в последующие годы являлся режиссёр, а затем и продюсер Андрей Разумовский . Будучи ещё не продюсером, а только режиссёром, Разумовский обошёл со сценарием «Мордашки» (авторства Александра Буравского) несколько государственных киностудий, но поддержки нигде не получил. Став совладельцем «Форы», он вернулся к своему замыслу .
Снятая за два месяца, «Мордашка» обошлась создателям в 350 тыс. руб., что меньше средней стоимости советской кинокартины. При этом одной из существенных расходных статей бюджета являлся гонорар исполнителя главной роли — Дмитрия Харатьяна (по слухам, в соответствии с договором ему выплатили немыслимую прежде сумму в размере 10 тыс. руб.) . Таким образом игравший прежде идеальных положительных героев актёр всё же рискнул попробовать себя в негативном амплуа Гены . Его жену Юлию сыграла Мария Зубарева (роль оказалась для актрисы одной из последних — в ноябре 1993 года она скончалась в возрасте 31 года) .
Премьера «Мордашки» состоялась в 1990 году в московском « Дворце молодёжи » . Картина стала первым советским фильмом, в титрах которого значилось слово «продюсеры» (в этом качестве выступили Разумовский и Андрей Романенко). Между тем Харатьян на основе данных соцопросов был признан журналом « Советский экран » самым популярным актёром года в СССР. Ещё не знавшая на тот момент понятия « секс-символ » советская пресса, по сути, возвела артиста в этот ранг, одаривая самыми причудливыми эпитетами . Однако роль хамоватого альфонса Гены на время придала славе Харатьяна также оттенок скандальности .
На момент своего выхода, картина фигурировала в прессе, как правило, в негативном контексте — как наглядный пример плохого качества независимого советского кино. Обозреватель « Правды » Н. Кривомазов описал фильм как « Милый друг » в отечественном варианте, советскую версию Казановы и Растиньяка , где герой достигает своих целей (квартира, машина, деньги и шикарная девочка) примерно на 29-й минуте. Затем, согласно журналисту, персонажу остаётся лишь «валяться со шлюхами, а нам — выжидать, когда же его застукает молодая жена и поколотят куда более состоятельные ребята». При этом Кривомазов отметил, что данную картину, как и прочую продукцию «Форы-фильм», можно «отшлёпать точно грудного младенца» . Журналист « Советской культуры » С. Лаврентьев в материале, посвящённом проблеме низкого художественного уровня советского независимого кино, перечислил «Мордашку» в числе картин «независимых от качества» .
Обозреватель журнала « Крокодил » П. Смирнов обозначил «Мордашку» как фильм о Казанове, занесённом в советскую действительность (с Харатьяном и дюжиной прелестных и полуобнажённых «кинозвёздочек», коим, очевидно, не дают покоя лавры « маленькой Веры » — Натальи Негоды на страницах « Плейбоя »). По мнению рецензента, если авторы хотели снять нормальное коммерческое кино (лёгкое и изящное, возможно даже эротическое), стоило так и поступить, а не кутать фильм в «лохмотья тяжеловесного морализаторства и якобы социальных проблем». В итоге же, согласно Смирнову, окончательно потерялась жанровая принадлежность картины и обнажилась драматургическая, режиссёрская и актёрская беспомощность. Результат критик охарактеризовал как «ни богу свечка, ни чёрту кочерга» .
В 2001 году в справочнике «Новейшая история отечественного кино, 1986—2000» под редакцией Любови Аркус «Мордашка» была упомянута в качестве любимицы публики, ставшей знаменем и символом как студии «Фора-фильм», так и эпохи кооперативного кино . В качестве наглядного представителя последней, картина также фигурировала в тематической документальной ленте режиссёра Сергея Литовца «Дёшево и сердито. „Мордашка“ и другие…» ( ВГТРК , 2011) .
« Золотой Дюк -90»:
В ролях
В фильме также принимают участие шоу-группы «Женсовет» и « Комбинация » . |
Съёмочная группа
|