Interested Article - Стиляги
- 2020-05-10
- 2
Стиля́ги — молодёжная субкультура в СССР , получившая распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов , имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни . Термин «стиляги» для обозначения советских подражателей тедди-боям ввёл сатирический журнал « Крокодил » ( , статья «Стиляги» в 1949 году); одно из направлений, которое одевалось только в американские марки одежды , называло себя «штат», « штатники » .
Стиляг отличала нарочитая аполитичность , определённый цинизм в суждениях, отрицательное или безразличное отношение к некоторым нормам советской морали . Стиляги выделялись яркой одеждой, определённой манерой разговора (особый сленг ). Им был присущ повышенный интерес к музыке и танцам из-за рубежа.
Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, музыке и стиле жизни. Долгое время (до середины 1960-х гг.) стилягами в советской прессе (а также в моралистической риторике должностных лиц и «сознательных граждан») именовали вообще всех молодых людей, следовавших модам и уличаемых в « аморальном » образе жизни.
Причины возникновения субкультуры стиляг
Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны , так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. Те, в свою очередь, способствовали их распространению среди широких слоёв городской молодёжи.
Если для детей советской элиты пристрастие к зарубежной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие реальности и красочности киномира, запечатлённого в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Кроме того, вернувшиеся из Западной Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений. Эти вышедшие из моды за рубежом предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец линди хоп был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.
Писатель и политик Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:
На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.
Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: « Серенада Солнечной долины », « Джордж из Динки-джаза », « », « Девушка моей мечты », « Судьба солдата в Америке », киноленты с участием Дины Дурбин .
Появление термина
Возникновение термина относится к концу 1940-х годов .
Слово «стиляга» как обозначение молодёжной субкультуры было термином советской пропаганды . В 1949 году 10 марта в журнале « Крокодил » (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов
Мода стиляг
В первые годы существования данного феномена облик стиляги был карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях» ( ). Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д. Г. Беляева:
В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша ; ботинки на нём представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…
В фельетоне также была выведена подруга стиляги по прозвищу Мумочка:
В это время в зале показалась девушка, по виду спорхнувшая с обложки журнала мод.
Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на крошечный узел, зонтик-тросточка.
В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле »
Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). «Особым шиком» считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.
В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары , американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль pin-up ), редкие в то время авторучки . В 1960-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный ( рокабильный ) образ.
Имидж стиляг высмеивался в детской книге Н. Носова « Незнайка в Солнечном городе ».
Музыка и танцы
В начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера , в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме « Серенада солнечной долины ». Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием « Поезд на Чаттанугу » стала своеобразным гимном стиляг:
Pardon me, boy
Is that the Chattanooga Choo-Choo
Track twenty nine,
Boy, you can give me a shine
С психологической точки зрения образ поезда, уезжающего в неведомую и недоступную Чаттанугу, стал для стиляг основным эскапистским символом, позволявшим хотя бы мысленно «уехать» в обожествляемую ими Америку.
Также были популярны композиции Бенни Гудмена и Дюка Эллингтона , немецкие фокстроты и танго (в том числе в исполнении Марики Рёкк и Лале Андерсон ), произведения из репертуара Эдди Рознера .
В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 40-х был актуален буги-вуги . Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим на слоу-фокс.
С возникновением моды на рок-н-ролл , стиляги восприняли и этот танец. Популярными были композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock Аround the Сlock»), Элвиса Пресли , Чака Берри , Литтл Ричарда , Бадди Холли , Карла Перкинса и др.
Однако грампластинки с записями модных исполнителей в СССР были редкостью. В связи с образовавшимся дефицитом стал популярен так называемый «рок на костях» — запись музыки производилась на рентгеновских снимках (у стиляг существовало ещё одно название таких «пластинок» — «скелет моей бабушки»). С появлением на рынке магнитофонов «рок на костях» утратил свою актуальность.
Один из самых значительных российских джазменов (в прошлом — стиляга) Алексей Козлов в своей автобиографической книге «Козёл на саксе» следующим образом описывает ситуацию:
Контролировалось всё: одежда и причёски, манеры и то, как танцуют. Это была странная смесь концлагеря с первым балом Наташи Ростовой. Танцы, утверждённые РОНО , да и манеры, были из прошлого века — , , падеграс , полька , вальс . Фокстрот или танго были не то, чтобы запрещены, но не рекомендованы. Их разрешали иногда заводить один раз за вечер, и то не всегда, всё зависело от мнения и настроения присутствующего директора школы или старшего пионервожатого. При этом смотрели, чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот «стилем» не было. Как только кто-либо из учеников делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего, кроме бальных танцев, не ставили.
В упомянутом фельетоне Беляева танцы, которые исполняли стиляга и Мумочка, описывались так:
Я и сам давно заметил, что стиляга с Мумочкой под музыку обычных танцев — вальса , краковяка — делают какие-то ужасно сложные и нелепые движения, одинаково похожие и на канкан , и на пляску дикарей с Огненной Земли. Кривляются они с упоительным старанием прямо в центре круга.
Взаимоотношения с обществом
Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие советской эстраде джазовую музыку, существовали ещё до войны .
Однако стиляги, появившиеся во второй половине 1940-х, уже попадали под определение «безродных космополитов», так как в стране шла борьба с космополитизмом . Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. В прессе публиковались фельетоны, карикатуры, критические статьи, а также «присланные сверху» идеологические поговорки и стихи. Все эти публикации имели цель высмеять стиляг, выявить их низменную сущность и показать их в качестве потенциальных врагов Советской власти:
-
- «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» ;
- «Стиляга — в потенции враг // С моралью чужой и куцей // На комсомольскую мушку стиляг; // Пусть переделываются и сдаются!»
Советский писатель Л. Пантелеев писал:
Вот эта приблизительность и относительность этических требований — зло, которого мы в повседневности не замечаем, но которое тем не менее живёт, растёт и даёт плоды. И плоды весьма горькие.
Не здесь ли мы должны искать корни тех явлений, которые так волнуют последнее время наше общество? Я говорю о недостойном поведении некоторой части нашей молодёжи. В этих случаях принято оговариваться: незначительной части. Незначительной, да, но не такой уж ничтожной, чтобы можно было не бить тревогу. И тревогу мы бьём. Редко бывает, что развернёшь газету и не наткнёшься там на материал, обличающий молодых бездельников, стиляг, тунеядцев, фарцовщиков , бездушных сыновей и т. д. и т. п. Законны и справедливы требования тех, кто считает, что бездельников этих нужно учить и наказывать.
— Статья «Без компаса» (1960) из цикла «Разговор с читателем»
Желание общества «переделать» выливалось в обсуждения стиляг на комсомольских и студенческих собраниях, к выговорам по комсомольской линии. Если же и это не помогало, то непокорных отчисляли из вузов , исключали из рядов ВЛКСМ . Работу со стилягами вели также "сотрудники" так называемых ДНД - добровольных народных дружин (это были добровольно-принудительные дежурства после учёбы по вечерам студентов вузов и техникумов с целью выявления стиляг и прочих "нарушителей") . Подобное отношение вызывало ответную реакцию — стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения зарубежной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности.
Музыкант Алексей Козлов говорил:
У стиляг было такое отработанное бессмысленное выражение глаз. Не потому, что мы придурки. Просто если бы мы обнажили свой взгляд, если бы смотрели, как мы чувствуем, — все бы увидели, как мы их ненавидим. За этот взгляд можно было поплатиться. Вот мы и придуривались.
В официальной прессе пропагандировалось брезгливо-презрительное отношение к стилягам. В начале 1960-х, однако, давление в отношении стиляг прекратилось по нескольким причинам — во-первых, в связи с тем, что эта субкультура сошла на нет из-за взросления своих представителей и «легализации» многих ранее запретных зарубежных атрибутов вроде джаза , а во-вторых, из-за появления новых, гораздо более массовых молодёжных течений: « битломании » и хиппи . При этом в Москве, Ленинграде, крупных портовых городах «классическая» мода стиляг стала сходить на нет после московского Международного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года, когда началось более активное проникновение в молодёжную среду представлений о настоящих бытующих за рубежом модах (например, об узких мужских пиджаках сдержанных цветов и узких галстуках), а в обывательском просторечии «стилягами» и в середине 1960-х называли любых модников, а также и просто заслуживающих морального осуждения молодых людей. Несмотря на угасание «стиляг» как субкультуры, их мировоззрение оказало большое влияние на умонастроения последующих молодёжных неформальных объединений.
Сленг стиляг
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Стилягам было важно не только выделить себя из толпы, из «серой массы», при помощи одежды или образа жизни, но и при помощи особого языка, точнее — жаргона. Частично этот сленг был воспринят стилягами от джазистов.
Вот некоторые слова и выражения, принятые в языке стиляг и затем частично распространившиеся за его пределы:
- Бродвей (или Брод ) — как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч. В Москве «Бродвеем» была улица Горького (ныне: Тверская ). В Ленинграде (сейчас: Санкт-Петербург) — Невский проспект , в Киеве — Крещатик , в Казани — улица Баумана , в Горьком (сейчас: Нижний Новгород) — улица Я. М. Свердлова («Свердловка», сейчас: Большая Покровская ), в Перми — Комсомольский проспект , в Ростове-на-Дону — улица Фридриха Энгельса , ныне: Большая Садовая , в Баку — Торговая улица, в Ташкенте — улица Карла Маркса (сейчас: Сайёлгох), в Одессе — Дерибасовская улица , в Алма-Ате — улица Калинина (сейчас: Кабанбай батыра) , в Воронеже — проспект Революции , в Куйбышеве (сейчас: Самара ) — ул. Куйбышева, в Хабаровске — ул. Карла Маркса (сейчас: Муравьёва-Амурского ). «Бродвей» был у стиляг в каждом городе.
- Чувак — проверенный, в теме, «свой» человек.
- Чувиха ( чува, чувырла ) — девушка-стиляга.
- Хилять , прошвырнуться — ходить, прогуливаться.
- Кинуть брэк — пройтись с целью «людей посмотреть — себя показать». Например, «кинуть брэк по Броду».
- Чуча — песня «Chattanooga Choo Choo» (« Поезд на Чаттанугу »). Звучит в «стильном» американском кинофильме « Серенада солнечной долины ».
- Совпаршив (искажённое от «СовПошив») — отечественные изделия лёгкой промышленности .
- Динамо ( динамо-машина ) — такси.
- Шузы ( шузня ) ( англ. shoes — обувь) — ботинки стиляг, зачастую на высокой подошве. Приобретались у фарцовщиков либо заказывались у обувных мастеров, которые наращивали на подошву толстый слой резины. Другое название ботинок на высокой подошве — «манная каша».
- Хата — квартира.
- Бараться (от идиш באַרען барэн — совершать половой акт) — вступать в сексуальный контакт .
- Баруха ( боруха ) — девушка, придерживающаяся свободных взглядов относительно общения с парнями.
- Фазер (от англ. father ) — отец.
- Лукать (от англ. look ) — смотреть.
- Жлоб — представитель «серой массы».
- Дринкать (от англ. drink — пить) — выпивать.
- Джакеток (от англ. jacket ) — куртка, пиджак.
- Манюшки (от англ. money ) — деньги.
- Олдовый ( англ. old ) — старый.
- Батон — обычная девушка, участвующая в вечеринке. Например, " румяный батон" .
- Соксы (от англ. socks ) — чулки, носки. Зачастую носки были ярких расцветок.
- Стилять (от англ. style — стиль) — танцевать «стилем», имитируя «импортные» или придумывая свои фигуры.
- Таёк (от англ. tie ) — галстук.
- Трузера ( траузера , траузерса ) (от англ. trousers ) — брюки.
- Тренчкот (от англ. trenchcoat — шинель ) — плащ.
- Хэток (от англ. hat — шляпа) — головной убор.
- Штатники (от «Соединённые Штаты») — одно из самоназваний стиляг; с конца 1950-х — молодые люди, стремившиеся копировать реальные западные моды, резко отличавшиеся от прежних «стиляжных» представлений.
- На большой — отличный, отличная и т. д., от словосочетания «на большой палец [вверх]», то есть «во!» — например, «квартирка на большой» (употребляется в фильме Черёмушки ).
Образ стиляги в литературе и искусстве
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
|
Стиль этого раздела
неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка
.
|
В кино
Образ стиляги в советском кинематографе 1950-60-х годов был сугубо карикатурен и жалок. Это — недалёкий, надменный франт, презирающий «серую массу», и от этого становящийся ещё более смешным.
Таков герой Эдик ( Олег Анофриев ) из фильма « Секрет красоты » (1955): в городской школе парикмахеров идут экзамены. Неспособная ученица Кукушкина ( Тамара Носова ) просит своего приятеля, стилягу Эдика, сесть в её кресло. Влюблённый Эдик соглашается — и надолго прощается со своим стильным «коком».
В фильме « Медовый месяц » (1956) главная героиня Людмила на балу в институте танцует со студентом-стилягой; танец удостаивается следующей реплики пожилого врача, сидящего рядом с отцом Людмилы и её тётей: «Вы знаете, в 1911 году я видел нечто подобное в Африке — в ритуальных танцах племени Ням-Ням.» Танцы со стилягами до добра не доводят — и Людмила фиктивно выходит замуж, чтобы после распределения остаться в Ленинграде. Однако, вынужденная всё-таки уехать с мужем в Сибирь на строительство моста, в конце-концов она «становится человеком», а фиктивный брак — настоящим.
В подростковой драме « Повесть о первой любви » (1957) двое школьников на вечеринке принимаются танцевать «стилем», после чего, осмеянные своими же товарищами, спешат уйти прочь.
В детективе « Дело пёстрых » (1958), снятом по роману Аркадия Адамова , показана преступная и подлая сущность стиляги Арнольда и его приятелей. От высокомерного чванства и любви к «красивой жизни» — к преступлению: такова мораль произведения.
В кинофильме « Идиот » (1958) в числе участников компании, собравшейся на дне рождении Настасьи Филипповны, присутствует молодой франт XIX века, внешний вид которого явно перекликается с карикатурным образом стиляги 1950-х годов.
В кинофильме « Сверстницы » (1959) (мелодрама о трёх подругах, окончивших школу) одна из героинь проводит время с двумя бездельниками-стилягами (то, что стиляга — тунеядец, не должно было вызывать никаких сомнений).
Короткометражная комедия «Иностранцы» (одна из частей киноальманаха « Совершенно серьёзно » (1961) высмеивает тех, кто преклоняется перед всем заграничным, дежурит в вестибюлях гостиниц, занимаясь скупкой иностранного «ширпотреба». Молодой журналист решает разоблачить и высмеять двоих стиляг и их подружку : он представляется им богатым американцем и заставляет совершать разные нелепости, внушая им, что так модно вести себя в Америке.
В комедии « Семь нянек » (1962) главный герой — «трудный подросток» Афанасий, чтобы оправдаться перед работницей комиссионного магазина, выставляет своих опекунов-соседей по комнате «стилягами и тунеядцами».
В фильме « Ход конём » (1962) незадачливый герой Савелия Крамарова становится жертвой грубого розыгрыша со стороны компании стиляг.
Замечателен ретроспективный танец красавицы-балерины Ольги Заботкиной — правильной девушки-экскурсовода и не совсем правильного парня — Владимира Васильева в фильме Черёмушки (1962): предваряющая песня и танец Руси XVII века сменяется сленгом стиляг, затем танец продолжается — от модников царского режима конца XIX века, затем пары периода Советской республики 1920-х годов: приблатнённого хулигана-матросика в кепке, тельняшке, брюках-клёш и небрежно накинутом бушлате и «машки» в красной косынке и ботиках на каблуках, и, наконец, до буйной скачки «отвязанных» стиляг 1960-х годов, как будто сошедших с карикатур журнала «Крокодил» — в аляповатой рубашке навыпуск, подвёрнутыми узкими джинсами и чёрными чулками с туфельками на шпильках.
В картине « Первый троллейбус » (1963) двое самодовольных стиляг (один из них, в исполнении Евгения Стеблова , кривляется особо карикатурно) пытаются сбить с толку молодого рабочего, однако после отповеди главной героини, водителя троллейбуса ( «Если ты не хочешь быть похожим вот на этих» ), он решительно уходит, оставляя стиляг одних за столиком кафе на улице.
В сказке « Королевство кривых зеркал » (1963) есть пародия на стиляг — когда показывают танцоров короля, заходящих во дворец, они танцуют буги-вуги и одеты в духе карикатурных стиляг. Зеркальное отображение советской пионерки Оли, Яло, спросила: «Они что, больные?». Та ответила: «А мой папа говорит, что все они бездельники и лодыри!».
В новелле « Напарник » (1965) фильма «Операция Ы» среди задержанных на 15 суток также виден и стиляга в коротких чёрных брюках-дудочках. Такие же носит и сам Шурик, и их, после нападения собаки, он зашивает в новелле «Наваждение».
В фильме « На завтрашней улице » (1965) двух молодых персонажей — шофёра и работницу — отличают некоторые элементы стиляжничества, однако по ходу фильма, не без влияния парторга , они перевоспитываются.
Пародийный мультфильм « Шпионские страсти » (1966): «стиляга и тунеядец» Вольдемар проводит время в ресторанах. Родительских денег на это не хватает, и он готов выполнить задание иностранной шпионки за деньги. Но угрызения совести заставляют его прийти с повинной в милицию. Исправившийся Вольдемар идёт в школу рабочей молодёжи . Этот эпизод мультфильма высмеивал не образ стиляги (в середине 60-х уже неактуальный — Вольдемар выглядит типичным битломаном), а пропагандистские штампы минувшего десятилетия.
В кинофильме « Покровские ворота » (1982) с ироничной ностальгией показан маленький эпизод: главный герой Костик ( Олег Меньшиков ) «на хате» танцует рок-н-ролл со своей приятельницей Светочкой ( Татьяна Догилева ). В этом же фильме есть и другой эпизод — готовящийся сбежать из больницы Хоботов ( Анатолий Равикович ) переоделся в костюм Велюрова ( Леонида Броневого ). Оглядев себя, он произносит: «Я похож на какого-то стилягу! На прощелыгу!»
В многосерийном фильме « Гостья из будущего » (1985) космические пираты в образах сотрудников космопорта попадают в наше время. Между увидевшими их — в необычной для нашего времени одежде: жёлтых комбинезонах и кепках с надписью «Космопорт» — старушками происходит такой диалог: «А одеты-то как! — Стиляги!»
Фильм 1990 г. "Взрослая дочь молодого человека" .
В 1996 году режиссёром Алексеем Габриловичем был снят документальный фильм « », посвящённый стилягам, а также моде, танцам и фильмам 1950-х годов. Фильм снят в форме интервью с известными людьми — Галиной Волчек , Натальей Фатеевой , Олегом Анофриевым , Аркадием Аркановым и другими.
В декабре 2008 года вышел музыкальный фильм режиссёра Валерия Тодоровского « Стиляги » (рабочее название «Буги на костях»). В ролях: Антон Шагин , Оксана Акиньшина , Максим Матвеев .
Стиляги также фигурируют в нескольких эпизодах многосерийной российско-украинской остросюжетной мелодрамы 2015 года « Красная королева ». Сюжет фильма основан на некоторых фактах из биографии известной советской манекенщицы Регины Збарской.
В прозе и воспоминаниях
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
|
В этой статье имеется
избыток цитат либо слишком длинные цитаты
.
|
- Стиляги (там они названы " ветрогоны" ; ослы, превратившиеся в людей) выведены в произведении для детей Н. Носова « Незнайка в Солнечном городе » (1958). Джаз фигурировал под названием «какофония» («это самая модная теперь музыка и называется она какофония»; самым популярным среди ветрогонов считался «какофонический оркестр „Ветрофон“»).
- Сергей Георгиевич Кара-Мурза в своей книге Советская цивилизация упоминает, что стиляги появились когда он заканчивал школу ( 1956 год ). Они собирались в больших «генеральских» квартирах и устраивали вечеринки с вином. Стиляги презрительно относились к «плебеям» и восхищались поэзией А. Блока, А. Ахматовой и Н. Гумилева. Их отличали особые причёски, походка, особый язык («чувихи»), любовь к западной музыке и танцам. Они были детьми обеспеченных родителей, но потом превратились в изгоев.
- Главный герой повести братьев Стругацких « Понедельник начинается в субботу » Александр Привалов говорит:
«Каждый человек — маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова. И наверное, их рабочая гипотеза была недалека от истины, потому что, так же как труд превратил обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже, чем в обезьяну. В жизни мы не всегда замечаем это. Бездельник и тунеядец, развратник и карьерист продолжают ходить на задних конечностях, разговаривать вполне членораздельно (хотя круг тем у них сужается до предела), а что касается узких брюк и увлечения джазом , по которым одно время пытались определять степень обезьяноподобия, то довольно быстро выяснилось, что они свойственны даже лучшим из магов».
- Кроме пьесы «Взрослая дочь молодого человека» (см. раздел «В драматургии»), драматург Виктор Славкин написал также книгу «Памятник неизвестному стиляге», презентация которого состоялась в Центральном доме работников искусств на Кузнецком мосту в Москве. Среди участников презентации были джазовый музыкант Алексей Козлов , актёр Александр Филиппенко и участник группы « Мистер Твистер » Валерий Лысенко, которого Филиппенко представил так: «Вот у нас тут есть человек, который поддерживает всю эту культуру».
- В главе «Король Брода» своего автобиографического анализа жизни простого советского человека в СССР « Страх, или жизнь в Стране Советов » бывший стиляга Виктор Петров приводит описание движения стиляг в Ленинграде. По мнению В. Петрова , это движение было
…единственно возможной в те годы формой социального протеста против затхлого и тупого существования в безликой толпе советских людей.
При этом В. Петров считает, что попытки советской пропаганды сравнивать стиляг с различными антисоциальными слоями общества лживы, так как
…на самом деле, это были прямо противоположные явления: пьяницы и хулиганы — это низы общества, а стиляги — люди, поднявшиеся над серой толпой и обывательскими вкусами
- В интервью газете «Комсомольская Правда» актёр Олег Янковский признался, что был стилягой:
Я эту моду мальчишкой застал в Минске , 9-й и 10-й классы. Стилягами модных молодых людей называли только в СССР. Для Запада этот стиль был естественной жизнью. А у нас это выросло в движение протеста против серости... Наваривали подошвы на башмаки, я уже не помню как. Ушивали брюки, пиджаки клетчатые покупали на несколько размеров больше, чтобы широкие плечи были. И коки на голове. У некоторых даже какая-то философия была. Разумеется, музыка, рок-н-ролл , буги , записи на рентгеновской пленке. И самое главное — шатание по Бродвею, так в каждом городе, в том числе и в Минске, центральную улицу называли. Курили небрежно, чтобы взрослыми казаться и буржуазными... Компания жила одним духом. Знакомились на этом Бродвее. По одной стороне только стиляги и ходили. А люди как-то шарахались от них, переходили на другую сторону. <Девочки-стиляги были>, но все у нас было очень целомудренно и чинно. Тапочки какие-то, лёгкие платьица. Все самодельное, нелепое. Ничего импортного у нас не могло быть. Не на что было купить .
В изобразительном искусстве
Стилягам было «посвящено» немало карикатур, одна из них — карикатура Бориса Пророкова «Папина „Победа“» (опубликована в 1954 году в журнале «Крокодил» ). Реминисценция на эту карикатуру есть в повести братьев Стругацких « Понедельник начинается в субботу »: (когда Александр Привалов шёл по улице, вслед ему крикнули: «Стиля-ага! Тонконогий! Папина „Победа“!»). .
В поэзии
- Стихотворение Николая Рубцова «Сакс фокс рубал, дрожал пол…» (1957).
- Стихотворение Агнии Барто «До чего он их довёл» о двух школьницах, которые вначале при общем попустительстве родни танцевали рок-н-ролл, затем стали грезить Голливудом («Голливуд, Голливуд! Как красиво там живут!») и даже внешне изменились («…походка стала словно напоказ», «вместо кос повисли космы — это нынче модно, мол!»).
В музыке
- В 1954 году вышла новая версия песни на музыку Эдди Рознера «Ай да парень», в которой стиляги противопоставлялись комсомольцам, работавшим на ударных стройках. Герой этого варианта песни, некий Костя, не захотел ехать «на Дальстрой» якобы по состоянию здоровья ( «нашли, что в сердце у него порок, хотя плясать он может и поднять три пуда тоже» ). Костя остался в Ленинграде и «был пристроен медсестрой», а по вечерам фланировал по улицам в заграничной одежде:
По проспекту, словно манекен,
Вечером эффектный бродит джентльмен.
Всё отдаст вам лодырь и барчук
За цветастый стильный галстук и за каучук…
Ай да парень-паренёк!
Накрутил он датский кок.
И разобраться я, друзья, не смог —
Дама он иль паренёк.
Изначально, в 1945 году, у этой песни был совершенно иной текст (автор текста — Наум Лабковский ) — о боевых подвигах паренька и о его верной подруге . Новый текст написали В. Певзнер и М. Гуревич .
- В репертуаре певицы Нины Дорды была песня «Стиляга», которую она исполняла с оркестром Эдди Рознера:
Сам Рознер изображал стилягу, а я пела:
Ты его, подружка, не ругай:
Может, он залетный попугай,
Может, когда маленьким он был,
Кто-то его на пол уронил,
Может, болен он, бедняга?
Нет, он попросту стиляга!Последнюю фразу выкрикивал весь оркестр, показывая пальцем на «стилягу» — Эдди Рознера . Успех был грандиозный.
«Человек и кошка» — Сергей Гармаш.
«Буги-вуги каждый день» — Игорь Вячеславович Войнаровский.
В драматургии и театре
В 1954 году в спектакле «Его день рождения» артист Геннадий Дудник показал пародию на стилягу.
В 1958 году Николаем Погодиным была написана пьеса «Маленькая студентка», посвящённая молодёжи. Одним из отрицательных действующих лиц пьесы является стиляга по фамилии Ларисов. Вообще, стиляги в произведениях часто носили «иноземные» имена (Эдуард, Арнольд) и нелепые фамилии.
По поводу образов стиляг в советской драматургии Николай Носов писал:
Точно так же попадают иногда из драмы в комедию и новомодные персонажи, известные под общим названием «плесени». Один из этих персонажей — стиляга — очень хорошо всем известен по юмористической литературе и по своим выступлениям на эстраде, где он очень смешит публику, состроив идиотскую физиономию и танцуя «буги-вуги».
— «Трактат о комедии». Из цикла «Иронические юморески»
В 1975 году драматург Виктор Славкин написал пьесу « » (по первоначальному замыслу — «Дочь стиляги»). В основе пьесы — вечный конфликт отцов и детей. На первом плане — сложные взаимоотношения бывшего стиляги Бэмса (Бориса Куприянова) и его дочери — хиппи Эллы (Елены Куприяновой). Однако этим конфликтом поколений тема не исчерпывается — Бэмс живёт прошлым, он ничего не забыл и ничего не простил. Противостояние с бывшим комсомольским лидером Александром Ивченко (Пеньком) продолжается и теперь, когда Бэмс «влачит существование» простого инженера, тогда как Пенек (Ивченко) «выбился в люди», став первым проректором в институте, который они все когда-то закончили.
Самая известная постановка « Взрослой дочери… » принадлежит режиссёру Анатолию Васильеву , осуществившему спектакль на сцене Московского драматического театра имени К. С. Станиславского в 1979 году. По словам участника группы « Мистер Твистер » Валерия Лысенко, в 1994 году он познакомился с «настоящим Бэмсом»:
"Мы с ним познакомились 8 января 1994 году в «Пилоте», где отмечался день рождения Элвиса Пресли. Там была большая тусовка. Вдруг смотрю: сквозь толпу пробирается стильный мужик в белой ковбойской шляпе. Думаю: «Это ж кто-то из „старых“, наверное?» А я видел фотографию Бэмса в «Юности», где он был в той же белой шляпе и в белом костюме. Я подошел к нему: «Здрасте!» — «Здрасте!» — «Вы — Бэмс?» — «Откуда знаешь?» — «Да я в „Юности“ про Вас читал…» — «Да вот пришёл посмотреть, как у вас тут дела…» Вот так мы с ним и познакомились. Потом мы несколько раз перезванивались, но встретиться больше не довелось: то он болел, то мы были на гастролях. Судя по номеру телефона, он жил где-то в районе Беговой или Полежаевской. А прожил он недолго и умер вскоре после нашей встречи. Актёр Саша Филиппенко мне потом рассказал, что его зарезали. Все это очень странно, потому что жил он бедно и взять у него, кроме плакатов Элвиса Пресли, было нечего…"
—
Музыкальные группы 80-х: в поисках стиля
В 1980-е годы в СССР возник интерес молодёжи к ретро-стилю, в частности к субкультуре стиляг. На волне этого увлечения возник стиль группы « Браво », возглавляемой Евгением Хавтаном . В песнях группы — нежная ностальгия по давно ушедшим «старым добрым временам». Образ романтичного стиляги гармонирует с идеалистическими представлениями молодых людей о 1950—1960-х годах (композиции «Ленинградский рок-н-ролл», «Вася», «Стильный оранжевый галстук», «Московский бит» и другие).
В имидже и творчестве ленинградской группы « Секрет » во многих композициях прослеживается тема «стиляжного» прошлого — «Я люблю буги-вуги», «Мажорный рок-н-ролл» (кавер версии одноимённых песен Майка Науменко), «Она не понимает», «Отправляйся за ней», «Кеды», «Тысяча пластинок» и др.
Упоминание этой субкультуры есть в текстах группы «Кино» (песня «Битник»):
- Где твои туфли на «манной каше»?
- И куда ты засунул свой двубортный пиджак?
- Спрячь подальше домашние тапки, папаша!
- Ты ведь раньше не дал бы за них и пятак!
В альбоме «Первый Всесоюзный панк-съезд, или Берегите цинк!» группы « Водопад имени Вахтанга Кикабидзе » стиляга присутствует как гость съезда неформалов. От его лица в альбоме исполняется песня «Берегите цинк!» (солирует Сергей Лукашин) .
См. также
- Борьба с «низкопоклонством перед Западом»
- Трамвай ЛМ-57 , по прозвищу «стиляга».
- Модификация дальнего бомбардировщика 3М конструкции Мясищева 3МД , за красоту форм имевшая прозвище «Стиляга».
- Тедди-бои — субкультура Британии 1950-х годов.
- Свингюгенды — субкультура Германии конца 1930-х годов.
Примечания
- Перемышлев Е. от 18 декабря 2007 на Wayback Machine // Техническая эстетика и промышленный дизайн, 2006, № 3.
- ↑ Кравченко А. И. от 1 августа 2016 на Wayback Machine
- ↑ Анна Демшина. — СПб.: Астерион, 2009. — С. 30. — ISBN 978-5-94856-654-2
- Беляева Д. Г. Стиляга // Крокодил , № 7, март 1949
- . Дата обращения: 5 мая 2020. 26 августа 2018 года.
- Слово более раннего происхождения и употреблялось в т. н. «одесском жаргоне» и фене, ср. с англ. baren от того же идишского корня «бар» ( от 18 января 2010 на Wayback Machine , (недоступная ссылка) )
- Не тунеядца, но предпочитающего ходить «кривыми дорожками».
- [www.livelib.ru/book/1000400251/quotes/~3 Цитаты] из книги Понедельник начинается в субботу — стр. 3
- ↑ . Дата обращения: 5 декабря 2013. 23 февраля 2016 года.
- Дата обращения: 2 ноября 2011. Архивировано из 11 января 2012 года.
- от 14 декабря 2013 на Wayback Machine kp.ua
- . Дата обращения: 19 июня 2013. Архивировано из 28 сентября 2013 года.
- . Дата обращения: 19 июня 2013. Архивировано из 11 декабря 2013 года.
- . Дата обращения: 5 мая 2020. 25 сентября 2019 года.
- . Дата обращения: 5 мая 2020. 31 марта 2020 года.
- . Дата обращения: 4 января 2011. 8 ноября 2011 года.
- [Агния Барто. Весне наперекор. Библиотека « Крокодила ]», Москва, издательство «Правда», 1962]
- ↑ . Дата обращения: 19 апреля 2013. 17 апреля 2013 года.
- от 9 августа 2014 на Wayback Machine [Звукозапись на грампластинке] / Музыка Э. Рознера ; Слова В. Певзнера и М. Гуревича ; Исп. Иван Санин и Яков Фельдцер ; Оркестр п/у А. Батхена. — Тбилиси: Промкомбмнат ОМП Тбилгорсовета, 1955.
- . Дата обращения: 19 апреля 2013. 7 апреля 2013 года.
- . Дата обращения: 5 декабря 2013. 18 октября 2019 года.
Литература
- Славкин В.И. Памятник неизвестному стиляге: История поколения в анекдотах, легендах, байках, песнях (в кн. включ. также пьеса « »). — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 1996. — С. 311. — ISBN 5-87334-078-1 .
- Литвинов Г. . — М. : Амфора, 2009. — С. 304. — ISBN 978-5-367-00884-5 .
- Алексей Козлов. [www.lib.ru/CULTURE/MUSIC/KOZLOV/kozel_na_saxe.txt Козёл на саксе]. — 1998.
- Эдуард Лимонов. У нас была великая эпоха. — СПб. , 2002.
- Александр Васильев. Русская мода. — М. , 2004.
- к.и.н. С. Рафикова .
Ссылки
- Кристин Рот-Ай.
- Саульский Ю.
- Перемышлев Е. // Техническая эстетика и промышленный дизайн, № 3, 2006
- Семёнов А.
- Михаил Козаков : // КоммерсантЪ № 134 (1316), 16 августа 1997
- 12-серийный д/ф (реж. Алексей Габрилович , ВГТРК )
- д/ф из цикла « Следствие вели…с Леонидом Каневским » ( НТВ , 2011)
- — «Стильный» танец 50-х годов
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2020-05-10
- 2