Interested Article - Огуз-Наме

Изображение Огуз-хана на памятной туркменской монете в 20 манатов

«Огу́з-Наме́» ( «Книга Огуза» ) эпические памятники о легендарной родословной тюрков - огузов и их мифическом прародителе Огуз-кагане (Огуз-хане).

Сохранились рукописи отдельных произведений, написанных в средние века . Помимо этого сохранились фрагменты в средневековых исторических сочинениях, в частности работе Фазлуллаха Рашид ад-Дина « Джами ат-Таварих » («Сборник летописей»), а также карлукско-уйгурская версия XIII XIV вв. Рукопись XV века этой версии хранится в Париже . В XVII веке мусульманскую версию эпоса под названием « Родословная туркмен » создал хивинский хан Абулгази .

Кроме того, каждое из 12 сказаний другого тюркского эпического памятника « Китаби деде Коркуд » также названо словом «Огуз-Наме» .

В 1309 году историк тюркского происхождения Абубекр ибн Абдуллах ибн Айбек-ад-Давадари написал в Египте на арабском небольшую хронику («Жемчуг из истории восславленных»), где писал о некой переведённой из тюркского на персидский язык книге, принадлежащей в VI веке визирю сасанидского правителя Ануширавана , Бузург-Мехрую. Эта книга, которая называлась «Дастан Улухан Ата Битикчи», в VIII веке , во время правления Харун-ар-Рашида была переведена на арабский. Абубекр, используя эту рукопись, рассказывал о тюркских дастанах, Огуз-хане и вошедшим позднее в эпос « Китаби Деде Коркуд » Тепегёзе . Произведение было известно также как «Огузнаме», оригинал которого не дошёл до наших дней. Рассказы о Тепегёзе из этого произведения отличаются от «Огузнаме», написанного на уйгурском и хранящегося в Париже .

В 2007 году по мотивам эпоса азербайджанским композитором Джаванширом Гулиевым был создан одноимённый балет « » .

«Огуз-наме» Рашид ад-Дина

Среди письменных источников, которые достаточно полно отображают раннюю историю тюрков, «Джами ат-таварих» Фазлаллаха Рашид ад-Дина занимает очень важное место, так как является фундаментальным и классическим историческим трудом. В нем впервые об истории тюрков-огузов рассказывается в контексте мировой истории, что является показателем того, что в XIII-XIV вв. на Среднем Востоке придавалось исключительное значеним огузам, как предкам тюрков-мусульман. Огузы, которые начиная примерно с XI в. именуются туркменами , являются предками западных тюркских народов, живущих в настоящее время в Туркменистане , Азербайджане , Иране , Турции и Ираке . Одним из фрагментов «Джами ат-таварих» является «История Огуза и его потомков, а также упоминание о султанах и владыках тюрок», которое в современной исторической науке называют в сокращённом виде — «Огуз-наме».

Список 24-х внуков Огуз-хана, от которых ведут свое происхождение одноимённые древние племен огузов (туркмен), согласно «Огуз-наме» :

Племена бозок

Дети Кюн-хана, старшего сына Огуз-хана:

  1. Кайи , т. е. могущественный
  2. Байат , т. е. богатый, полный благодати.
  3. Алкаравли , т. е. в каком бы месте он ни был, всегда удачливый и достигающий благоденствия.
  4. Кара-Ивли , т. е. по чернотропу прекрасно ездил.

Дети второго сына Ай-хана:

  1. Йазыр , т. е. люди многих стран будут на твоей стороне.
  2. Догер (Дока) , т. е. ради общения.
  3. Додурга , т. е. завоеватель страны и устанавливающий порядок.
  4. Япарлы (настоящее имя Ягма ), т. е. великий.

Дети третьего сына, Юлдуз-хана:

  1. Авшар , т. е. проворный в деле и страстный охотник.
  2. Кызык , т. е. сильный, знаток законов и битв.
  3. Бегдили , т. е. всегда дорог, как слово старших.
  4. Каркын , т. е. имеющий много пищи и утоляющий голод народа.

Племена учок

Сыновья четвертого сына, Гёк-хана:

  1. Байандур , т. е. всегда живущий в полном довольствии.
  2. Беджене , т. е. проявляющий ревностное старание.
  3. Чавулдур , т. е. помогающий всякому в его деле, борющийся, беспокойный.
  4. Чепни , т. е. везде, где есть враг, немедленно вступающий в сраженье.

Сыновья пятого сына, Так-хана:

  1. Салур , т. е. куда бы ни пришел, везде сражаешься мечом и палицей.
  2. Эймур , т. е. имеет много воинов и богатый.
  3. Алаюнтлу , т. е. всегда имеющий много прекрасных животных (коней).
  4. Урегюр , т. е. его дела всегда на высоте.

Сыновья шестого сына, Тенгиз-хана:

  1. Йигдыр , т. е. прекрасный и великий.
  2. Бюгдюз , т. е. по отношению к другим кроткий и услужливый.
  3. Йива , т. е. его названия (степени) всегда прекрасны и высоки.
  4. Кынык , т. е. уважаемый везде, где бы не находился.

Примечания

  1. Kemal H. Karpat, University of Wisconsin (Madison). A Language in Search of a Nation. Turkish in the Nation-state // The Emergence of National Languages / Edited by Aldo Scaglione. — Longo Editore, 1984. — С. 186 .

    F. E. Summer, A. E. Uysal, and W. S. Waler, trans., The Book of Dede Korkut, A Turkish Epic (Austin and London, 1972); see also extensive commentaries in the Turkish versions published by Muharrem Ergin, Dede Korkut Kitahi (Istanbul, 1955-69). There are also other versions published in Baku, Azerbaijan (USSR). This work should not be confused with several other epics known as the Oguzname (The Book of the Oguz) .

  2. Огуз-Наме // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. Фархад Зейналов, Самет Ализаде. Введение // = Китаби Дəдə Горгуд. — Баку: Язычы, 1988. — ISBN 5560002518 . (азерб.)
  4. . Дата обращения: 30 ноября 2013. 3 декабря 2013 года.
  5. Р.М.Шукюрова. . Баку: Элм (1987). Дата обращения: 22 сентября 2019. 7 октября 2019 года.
  6. Фазлаллах Рашид ад-Дин. . Баку: Элм (Институт Востоковедния АН Азербайджанской ССР) (1987). Дата обращения: 7 ноября 2021. 7 ноября 2021 года.

Литература и тексты

  • Riza Nour, Oghouz-namé, épopée turque, (… notes, trad. française, texte en turc de Turquie, fac-si-milé), Alexandrie, 1928.
  • Кононов А. Н., Родословная туркмен, М.—Л., 1958 (лит., с. 181—90)
  • Щербак А. М., Огуз-наме, Мухаббат-наме, М., 1959
  • Перевод с персидского , предисловие, комментарии, примечания и указатели Р. М. Шукюровой. / редактор академик 3. М. Буниятов . — Б. : Элм, 1987. — 231 с. от 9 декабря 2012 на Wayback Machine
Источник —

Same as Огуз-Наме