Interested Article - Филипп Филиппович Преображенский
- 2021-08-06
- 1
Фили́пп Фили́ппович Преображе́нский — герой фантастической повести Михаила Булгакова « Собачье сердце » — учёный-медик, профессор, хирург-экспериментатор. В рамках произведения он противопоставляется люмпену и хаму Шарикову .
Образ героя
Филипп Филиппович Преображенский, сын кафедрального протоиерея , в юности выбрал стезю врача. После окончания медицинского факультета Московского университета занялся наукой, стал большим учёным, профессором медицины. О себе он гордо говорит своему помощнику Борменталю: «Я — московский студент!»
Профессор Преображенский в 1924 году живёт и работает в Москве в так называемом « Калабуховском доме » по адресу улица Пречистенка , 24, в семикомнатной квартире. Вместе с ним проживают его домработница Зина и кухарка Дарья Петровна, а также временно его ассистент доктор Иван Арнольдович Борменталь. Часть квартиры используется профессором в качестве личной хирургической клиники.
Преображенский достиг отличных результатов в практическом омоложении . Он полностью предан своему делу, но, в отличие от другого героя Булгакова профессора Персикова (повесть « Роковые яйца »), много думает и рассуждает об окружающей его советской действительности, к которой Преображенский относится очень критически . Немолодой интеллигентный человек, знающий цену труду и опыту, возмущён манерами советских выдвиженцев без образования и культуры. «Да, я не люблю пролетариата », — отвечает он на упрёк в нежелании поддерживать начинания большевиков . он считает следствием некомпетентности советских управленцев, которые занимаются мировой революцией вместо поддержания порядка в стране. От имени уличного пса Шарика Булгаков даёт такую характеристику своему герою:
|
В результате проведённого профессором совместно с доктором Борменталем смелого эксперимента по пересадке человеческого гипофиза и семенных желез собаке последняя превращается в человека. Председатель домового комитета Швондер выдаёт бывшему псу документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова . Шариков, живущий вместе с профессором в его квартире, представляет собой полный антипод Преображенского ( люмпен , хам и тунеядец), что приводит к неразрешимому конфликту.
Диалогам, в которых участвует профессор Преображенский, присущи парадоксальность и комизм. Профессор остроумен и язвителен в застольных разговорах с доктором Борменталем, язвителен, грубоват и ироничен в общении с пациентами и неожиданными посетителями. Для диалогов Преображенского и Шарикова характерны яркие карнавализированные элементы, эти словесные перепалки хотя и носят экстравагантный характер, но имеют глубокий философский смысл и обличительную направленность :88—89 .
Реплики профессора Преображенского содержат осуждение советского общественного строя, его основ; устами Преображенского Булгаков развенчивает систему коммунистической пропаганды. Преображенский откровенно издевается над используемыми этой пропагандой понятиями «товарищ», « пролетариат », заявляет о негативном влиянии газеты « Правда » :69 .
Оценки
Существуют различные взгляды на личность Преображенского. Так, булгаковед Евгений Яблоков , давая высокую оценку моральным качествам профессора, пишет, что «стержень личности Преображенского — чувство собственного достоинства на грани аристократизма, проистекающее не из пошлого самолюбия, а из сверхличного ощущения важности собственной миссии». Он пишет, что в 2000-е годы в литературной критике появилось множество искажений, в результате которых повести Булгакова приписывается смысл, противоположный авторскому. В своей статье Яблоков опровергает следующие тезисы, ставшие лейтмотивом критики Преображенского:
- Преображенский ставит эксперимент, стремясь «очеловечить» собаку, — на самом деле это был эксперимент по омоложению, давший неожиданный эффект.
- Поскольку инициатором происходящего является профессор, ответственность за происходящее возложена в первую очередь на него.
- Эксперимент Преображенского противоестествен, направлен «против природы», подспудно тоталитарен и потому осуждается Булгаковым.
- Шариков — недочеловек «с собачьим нравом».
По мнению Яблокова, появление этих искажений связано с недооценкой в российском обществе фундаментальных для Булгакова принципов — защиты прав личности , императива чести и достоинства. Он пишет, что ложные трактовки образа Преображенского укореняются даже в школьном преподавании литературы и в научной среде .
Прототипы
В качестве прототипов литературного персонажа профессора Преображенского называются несколько реальных медиков. Это, в частности, дядя Булгакова — врач- гинеколог Николай Покровский , хирург Сергей Воронов , врач Алексей Замков , биолог Илья Иванов , невролог Преображенский, хирург Розанов. Но наиболее вероятно, что основным прототипом героя, несмотря на то, что эта фигура, конечно, плод фантазии автора, был Шервинский Василий Дмитриевич . Он не только похож на описание, данное автором, но и является основателем новой науки — эндокринологии . Он же участвовал в изучении гипофиза и был основателем питомника в Сухуми . Кроме того, в качестве прототипов называют ряд известных современников автора — учёного Бехтерева , физиолога Павлова и даже основателя Советского государства Ленина . Мнение о Бехтереве, Павлове и Ленине как прототипах главного героя оспаривает булгаковед Алексей Варламов , возводя типологию профессора Преображенского к литературному типу доктора Дмитрия Старцева — чеховского Ионыча, персонажа одноимённого рассказа .
Литературовед Сергей Боровиков считает, что Булгаков вложил в уста Преображенскому собственные идеи :
Филиппики проф. Преображенского — это кредо самого Булгакова, с семью комнатами, с « Аидой », горячими закусками под водку, французским вином после обеда и проч.
С ним соглашается Алексей Варламов в том смысле, что Булгаков сам страдал от отсутствия нормального жилья и это выразил в претензиях Преображенского жить и работать в соответствующих условиях, хотя заявляемая Преображенским невозможность трудиться без семи комнат изображена автором в завистливо- ироническом ключе .
Экранизации
В экранизациях повести роль профессора Преображенского играли Макс фон Сюдов ( фильм Альберто Латтуада , 1976) и Евгений Евстигнеев ( фильм Владимира Бортко , 1988).
Памятники
- 26 ноября 2018 года в Петербурге открыли памятник профессору Преображенскому и Шарику. Памятник установлен на Моховой улице , 27. Именно там проходили съёмки многих сцен фильма .
- В сентябре 2021 года бронзовую скульптуру профессора Преображенского и Шарика установили в Нижнем Новгороде на Верхне-Волжской набережной напротив университетской клиники Приволжского исследовательского медицинского университета .
Примечания
- Вестник Санкт-Петербургского университета : История, языкознание, литературоведение. — 1994. — С. 67.
- Москва . — 2008. — Выпуски 5—8. — С. 82—83.
- ↑ Степанов Н. Сатира Михаила Булгакова в контексте русской сатиры XIX — второй половины XX веков. — Винница: УНІВЕРСУМ-Вінниця, 1999. — 281 с.
- Яблоков Е. . «Октябрь» — 2010, № 3. Дата обращения: 14 мая 2012. 5 марта 2016 года.
- Соколов Б. В. . — М. : Эллис Лак, 1997. — 428 с.
- Батенева Т. (1999-11-19). . Известия . Архивировано из 2 января 2006 . Дата обращения: 4 ноября 2011 .
- Боброва Е. . Российская газета (23 ноября 2009). Дата обращения: 3 сентября 2010. 5 марта 2016 года.
- Зарубина Н. . Провинция.ру (8 ноября 2011). Дата обращения: 27 мая 2012. Архивировано из 24 ноября 2016 года.
- Болотовский М. . «Наш Техас» (11 августа 2011). Дата обращения: 27 мая 2012.
- Чубенко А. . Коммерческая биотехнология (22 мая 2006). — Опубликовано в журнале «Что нового в науке и технике» — 2006, № 5 . Дата обращения: 27 мая 2012. 7 октября 2007 года.
- Выгин М. . Люди-обезьяны . — Газета « Вера-Эскӧм » . Дата обращения: 27 мая 2012. 8 мая 2012 года.
- Портнов Г. (1 ноября 2013). — РИА Новости . Дата обращения: 4 января 2020. 4 января 2020 года.
- Казарин В. (12 сентября 2015). — Самарская газета . Дата обращения: 4 января 2020. 4 января 2020 года.
- Евгений ЧЕРНЫХ. . kp.ru (1 апреля 2021). Дата обращения: 2 апреля 2021. 31 марта 2021 года.
- Савина Е. А. (2005). — автореферат диссертации . Дата обращения: 25 мая 2012.
- Галинская И. Л. Михаил Булгаков и его время глазами нового поколения // . — М. : ИНИОН РАН, 2003. — (Теория и история культуры). — ISBN 5-248-00142-0 . 5 сентября 2019 года.
- Иоффе С. Х. Тайнопись в «Собачьем сердце» // Слово : журнал. — М. : Книжная палата, 1991. — Вып. 1 . — С. 21 .
- ↑ Варламов А. Н. . — Молодая гвардия , 2008. — 838 с. — ( ЖЗЛ ). — ISBN 9785235031326 .
- . Дата обращения: 26 ноября 2018. 26 ноября 2018 года.
- . ТАСС (6 сентября 2021). Дата обращения: 7 сентября 2021. 16 июня 2019 года.
Ссылки
- 2021-08-06
- 1