Interested Article - Гюльчатай
- 2021-04-28
- 2
Гюльчата́й — персонаж художественного фильма « Белое солнце пустыни ».
Изначально роль предлагалась Ирине Печерниковой (её кандидатура была предложена ассистенткой режиссёра), но, прочитав сценарий, она отказалась, о чём впоследствии сожалела . В дальнейшем роль Гюльчатай играли две юные актрисы: сначала это была Татьяна Денисова из Московского циркового училища , затем её сменила Татьяна Федотова из Ленинградского балетного училища . Федотова не была профессиональной актрисой и в поле зрения ассистента режиссёра попала совершенно случайно, прогуливая уроки. Как отмечает Е. Андреева: «Если бы Танечка не сбежала с уроков, у Гюльчатай было бы совсем другое личико» .
Озвучивала роль Надежда Румянцева . В театральных постановках «Белого солнца пустыни» роль Гюльчатай исполняли , и другие артистки оперы и балета. Несмотря на свою эпизодичность, персонаж запомнился зрителям и стал весьма популярен: так, например, именем Гюльчатай был назван один из кратеров Венеры .
Описание персонажа
Гюльчатай — четырнадцатилетняя девушка-подросток; как отмечает Л. М. Будяк, фактически полуребёнок; она имеет статус младшей жены в гареме Абдуллы — кочующего лидера местного отряда басмачей , матёрого, законченного злодея (каким он предстаёт в прокатной, существенно урезанной цензурой версии фильма) . Абдулла, спасаясь от преследующей его красной кавалерии, бросает гарем. Красный командир Рахимов временно оставляет женщин на попечении красноармейца Сухова и молодого бойца Петрухи .
Как отмечает культуролог А. Гоконаева, стереотипный образ русской женщины представлен в фильме ролью Екатерины Матвеевны. Если она символизирует русский дом, семейный очаг, то Гюльчатай выступает символом восточного гарема, который в культурном сознании нередко рассматривался как признак недостаточной цивилизованности в исламских обществах .
Петруха, который, судя по всему, ненамного старше Гюльчатай, настойчиво добивается её руки. Он испытывает страстное желание увидеть лицо девушки — бывшей жены басмача, облик которой скрыт под паранджой . Как отмечают С. Н. и О. С. Якушенковы, эта безликость восточной женщины манит русского парня, заставляет его полюбить обезличенный образ восточной красавицы . Но диалога между ними нет, и счастливому браку так и не суждено случиться: Абдулла, захваченный в плен Суховым, воспользовавшись наивностью юной Гюльчатай, обманом освобождается из плена и душит её, а затем, переодевшись в её одежды, штыком закалывает Петруху, в очередной раз подошедшего свататься .
Воплощение образа на экране
В начале июля 1968 г. были найдены актёры на роли Верещагина , Катерины Матвеевны и Гюльчатай . Актрису на роль Гюльчатай — Татьяну Денисову — нашёл в Московском цирковом училище ассистент режиссёра Николай Конюшев . В дни съёмок между Татьяной Денисовой и её ровесником Николаем Годовиковым (исполнявшим роль Петрухи ) завязался трогательный роман, поэтому их в те дни можно было часто видеть вместе . Киновед И. А. Мусский характеризует их роман как отнюдь «не киношный» .
Татьяна Денисова была в то время студенткой циркового училища, и после четырех месяцев съёмок, получив выгодный контракт с собственным цирковым номером, не смогла отказаться: в кино она играла эпизодическую роль в фильме, который вот уже больше года подвергался всяческим поправкам (сценарий, роли, актёрский состав и т. д.), а в цирке перед ней открывались более привлекательные и реальные перспективы. Это и определило её уход, который, в свою очередь, привёл к тому, что ассистенты режиссёра искали в школах и институтах Ленинграда девушку, которая вписывалась бы в уже созданный образ. Поскольку на поиски замены времени уже не оставалось, ассистенты режиссёра решили одеть в паранджу Гюльчатай Татьяну Федотову. 18 мая 1969 г. съёмочная группа вылетела на место съёмок. Федотова впервые появилась на съёмочной площадке фильма в конце декабря 1968 г., заменив актрису, исполнявшую до этого роль Зарины. Федотова побывала на съёмочной площадке пару раз, после чего про неё попросту забыли. Вновь вспомнили тогда, когда из фильма внезапно ушла исполнительница роли младшей из «жён Абдуллы» — Татьяна Денисова. Обнаружил Федотову в Ленинграде Н. С. Конюшев при случайных обстоятельствах, встречая знакомую девушку из балетного училища имени Вагановой ). Федотова согласилась прийти в студию « Ленфильм », где сразу была утверждена на роль Зарины. Эти съемки, проводимые безвыездно, в павильоне киностудии, не потребовали от студентки больших усилий — она не прерывала учёбу. В роли Гюльчатай Федотовой предстояла длительная отлучка из города, как раз накануне экзаменационной сессии . Директор училища оказался большим любителем кинематографа и распорядился засчитать успешно пройденными экзамены .
О съёмках фильма
В связи с этой перестановкой не обошлось без курьёзов, которые прошли незамеченными для режиссёров монтажа. В фильме эпизод с гибелью Гюльчатай выглядит так: девушка с открытым лицом наливает в кувшин воду из ведра, затем, накинув на лицо паранджу, бежит в подвал на зов своего мужа — «эксплуататора». В действительности же воду наливала одна Гюльчатай (Федотова), а погибала в руках Абдуллы другая — предыдущая — исполнительница роли Гюльчатай (Денисова) .
Жаркая погода под Махачкалой , где снимали около половины натурных сцен, приводила к тому, что актрисы буквально падали в обморок. По этой причине режиссёр картины Владимир Мотыль иногда разрешал заменять в кадре женщин, играющих роли жён Абдуллы, похожими по комплекции солдатами-кавалеристами 11-го отдельного кавалерийского полка «Мосфильма» , переодетыми в восточные женские одежды .
28—31 мая и 1 июня съёмки не проводились из-за плохой погоды. Часть группы отправилась в город развлечься: Николай Годовиков и Татьяна Федотова зашли в парк отдыха, где устраивались танцы. Местные жители стали предлагать Годовикову деньги, чтобы тот продал Федотову. Годовиков и его знакомый, когда-то занимавшийся боксом, вступили в драку и отбили Федотову .
Эпизоды с неуверенными попытками Петрухи познакомиться с Гюльчатай были продиктованы кинематографическим и театральным приёмом, когда маска непременно прячет под собой некое зло и в решающий момент под ней оказывается отрицательный персонаж — в кульминационный момент фильма чадрой как маской воспользовался злодей Абдулла .
По словам Татьяны Федотовой, роль Гюльчатай в фильме «Белое солнце пустыни», ставшая единственной её ролью в кино , имела для её дальнейшей жизни не только положительные, но и отрицательные последствия , хотя особого актёрского таланта, по её мнению, для этой роли не потребовалось :
Честно говоря, в том, что и как я сыграла, ничего особенного нет. Мне даже странно слышать, когда говорят: «Ах, как вы хорошо сыграли Гюльчатай!».
Да, определённое актёрское мастерство у меня уже было, а остальное я себе представила, вообразила…
Примечания
-
Прямая речь:
Знакомая ассистентка режиссёра, тоже Ирина, дала мне сценарий:
— Почитай, роль небольшая, но очаровательная, в десятку. Конфетку сделаешь.
Я почитала. Эта Гюльчатай всё время за занавеской, в парандже. Я говорю:
— Ир, ты сказала, что на съёмках всё лето надо быть, а лицо-то она показывает от силы три раза. Ты чего? Весь отпуск на это? Нет, не буду я.
А когда увидела фильм, то позвонила ей:
— Что ж ты не сказала, что там Луспекаев , я бы вообще всё время в занавеске снималась, только бы рядом с ним.
Вот об этом жалею. Конечно, меня не держали бы три месяца, отпускали как актрису.— Печерникова И. В. . — М. : Время , 2008. — С. . — 384 с. — (Диалог). — 5000 экз. — ISBN 978-5-9691-0368-9 .
Ссылки на источники
- , с. 352.
- ↑ , с. 11.
- , с. 261.
- ↑ , с. 116.
- , с. 460.
- , с. 52.
- , с. 114.
- , с. 217.
- , с. 219.
- , с. 228.
- , с. 11.
- , с. 254.
- , с. 246.
- ↑ , с. 280.
- , с. 288.
- , с. 902.
- Желтов В. «Товарищ Сухов! Восток — дело тонкое…» («Смена», 04.02.2005)
Литература
- Андреева Л. // Смена : Петербургская еженедельная газета. — СПб. : ЗАО «Смена», 2013. — Вып. 22 июля, № 28 (24803). — С. 10—11. — 10 000 экз.
- Будяк Л. М. Российский иллюзион / Научно-исследовательский институт киноискусства Министерства культуры Российской Федерации. — М. : Изд-во «Материк», 2003. — 730 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85646-100-2 .
- Гоконаева А. Свои и чужие в фильме «Белое солнце пустыни»: опыт исследования этнических стереотипов в кинематографе // . — Иваново: Изд-во « Ивановский государственный университет », 2013. — Т. Ч. 5: Научная конференция «Социокультурные и социально-психологические процессы в современной России». — С. 52. — 148 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-7807-1002-8 . от 27 декабря 2013 на Wayback Machine
- Мусский И. А. // Граница России — Северный Кавказ : Еженедельная газета ФСБ России. — Ростов н/Д. : ФГУ КЖИ «Граница», 2013. — Вып. 18—23 мая, № 18 (5626). — С. 11. — 20 442 экз.
- Мусский И. А. 100 великих отечественных кинофильмов. — М. : Изд-во «Вече», 2005. — 480 с. — (100 великих). — 10 тыс. экз. — ISBN 5-9533-0863-9 .
- Раззаков Ф. И. Жизнь замечательных времён, 1970-1974 гг. Время, события, люди. — М. : ЭКСМО , 2004. — 1104 с. — 4 тыс. экз. — ISBN 5-699-05394-8 .
- Раззаков Ф. И. . — М. : Изд-во « Алгоритм », 2005. — 480 с. — 4 тыс. экз. — ISBN 5-699-12882-4 .
- Сергеева Т. В. Маска в советской кинокомедии // Маска и маскарад в русской культуре XVIII—XX веков / Под общ. ред. Е. И. Струтинской. — Сборник статей. — М. : Государственный институт искусствознания , 2000. — 338 с. — 300 экз.
- Якушенков С. Н., Якушенкова О. С. // Каспийский регион: политика, экономика, культура : Ежеквартальный научный журнал. — Астрахань: Астраханский государственный университет , 2010. — № 4(25) . — С. 111—116 . 26 декабря 2013 года.
- 2021-04-28
- 2