Архиепархия Праги
- 1 year ago
- 0
- 0
«Освобождение Праги» ( чеш. Osvobození Prahy ) — чехословацкий фильм 1976 года режиссёра Отакара Вавры , третий и заключительный фильм его трилогии, составляющий вместе с фильмами « Дни предательства » и « Соколово » эпическую реконструкцию событий истории Чехословакии от принятия Мюнхенского соглашения до освобождения в 1945 году Красной армией . За создание фильма режиссер и сценарист удостоены (1977).
Фильм рассказывает о трагическом и героическом моменте в мае 1945 года, когда советские воины успели спасти город Прагу от неминуемого уничтожения фашистами.
Уже само название фильма — «Освобождение Праги» — говорит о содержании картины. Ее авторы возвращаются к победным дням 1945 года, когда весенняя Прага с ликованием встречала советских солдат. Воссоздать события той исторической весны помогли документальные кадры, снятые молодым режиссером О. Ваврой в мае 1945-го.
Фильм дублирован на русский язык, режиссёр дубляжа — Иосиф Гиндин .
В фильме режиссёр обратился к методу документальной реконструкции событий освобождения Праги , в фильм включены запечатлённые на плёнку документальные кадры освобождение Праги советскими войсками, в том числе кадры самого режиссёра фильма Оттакара Вавры, снятые им в мае 1945-го. Отмечается, что фильм «органично заключает историческую кинотрилогию» режиссёра, при этом Вавра сюжетно повторил свой же фильм 1948 года — события фильма напоминают фабулу его же фильма « Немая баррикада », «но рассказ о них ведется тем же языком эпической хроники, с которым мы встречаемся в двух предыдущих частях трилогии», и тем самым режиссёр смог через 30 лет перевоплотить свой замысел более масштабными средствами.
Фильм «Освобождение Праги», как и вся трилогия, очень близок к советской киноэпопее « Освобождение ». Мастерское совмещение в нём документальных и игровых кадров дополняет познавательное значение фильма глубоким эмоциональным воздействием на зрителя. Высоко оценивая историческую и художественную ценность фильма, газета « Руде право » пишет о нем как о «величественном памятнике всем тем. кто сражался и отдал свою жизнь за свободу чехословацкого народа». Газета подчеркивает огромное значение фильма для молодежи, которая получила возможность не просто узнать, но и понять и прочувствовать один из самых трагических и самых героических отрезков истории своей страны.
— Иностранная литература , № 1, январь 1978
Известный чехословацкий режиссер О. Вавра поставил трилогию « Дни предательства », « Соколово » и «Освобождение Праги», внесшую свой значительный вклад в развитие антифашистской темы и представляющую принципиальное явление в истории национального искусства.
— киновед Н. М. Суменов