Потапов, Леонид Павлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Леонид Павлович Макарычев ( 26 ноября 1927 — 25 марта 1988 , Ленинград ) — советский кинорежиссёр и кинооператор.
Л. П. Макарычев родился 26 ноября 1927 года в Ленинграде.
В 1949 году окончил актёрский факультет Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского .
Работал актёром Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской .
С 1958 года — оператор, а с 1961 — режиссёр Ленинградского ТВ.
В дипломной работе Леонида Макарычева короткометражном фильме «Спички детям не игрушка» (1959) снялись Миша Боярский, его отец Сергей и дядя Николай Боярские. Критиками был отмечен талант, театральный опыт, а также возможности начинающего режиссёра привлекать к съёмкам своих коллег-артистов.
С 1965 года — режиссёр-постановщик киностудии « Ленфильм ». Второй режиссёр фильмов " Попутного ветра, «Синяя птица» , « Степень риска ».
Член Союза кинематографистов СССР (Ленинградское отделение).
Отец — Павел Александрович Макарычев (?- 17 декабря 1945). Был начальником восстановительного поезда во время войны и блокады, награждён медалями и орденами.
Мать — Юлия Ивановна Макарычева (Каллаш) (?- 1976). Врач, руководила противотуберкулезным диспансером под Ленинградом. Источник: сообщение Александры Макарычевой
Был женат на актрисе Галине Ивановне Супруновой(1932—1994). Источник: сообщение Александры Макарычевой
Дочь — Александра Леонидовна Макарычева (родилась 26 февраля 1971 года в Ленинграде ), снималась у отца в фильме «Ребячий патруль» (роль — Катя).
Как сообщила дочь Леонида Макарычева Александра Макарычева, Леонид Павлович Макарычев умер 25 марта 1988 года. Похоронен на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге .
Вероятно, о ленте «Спички детям не игрушка» идет речь в книге С. И. Ильичева и Б. Н. Нащекина «Кинолюбительство: истоки и перспективы» (1986). Первый Всесоюзный смотр любительских фильмов, завершившийся в марте 1959 года, подвел первые итоги любительскому кино: « …На смотре были представлены и игровые ленты любителей, и две из них даже получили премии — „Мой день рождения“ К.Томариньша и „Это могло случиться“ Л.Макарычева. … Профессионалом стал и Леонид Макарычев, получивший на смотре приз за смешную и остроумную пародию на противопожарные фильмы-плакаты. В общем-то, лента „Это могло случиться“ была тем, что называют „капустником“, шуткой, ни на что особенно не претендующей. Однако, жюри прозорливо выделило ленту Макарычева из массы, почувствовав в нём человека с большим кинематографическим будущим. Добавим ради справедливости, что Макарычев был человеком театра, то есть человеком, лучше подготовленным, чем большинство его коллег. »
«Из всех фильмов, созданных одиночными кинолюбителями, которые нам удалось видеть за последний год, наибольший интерес представляют картины ленинградца Макарычева. Год назад он впервые взял в руки съемочную камеру и за короткий срок создал три небольших фильма: „Нюся“ — киноновеллу о молодых супругах, попавших „под каблук“ властной и не очень воспитанной домработницы, „Новая Шехеразада“ — шутку, сымпровизированную во время летнего отдыха, и „Это могло случиться“ — остроумную пародию на „противопожарные“ фильмы. Каждая новая картина Макарычева свидетельствует о росте его мастерства.
Все фильмы Макарычева — немые, снятые 16 -мм подержанным аппаратом и обработаны при помощи пресловутой кастрюли. Единственным преимуществом Макарычева перед массой кинолюбителей является его ‘профессия актёра, дающая ему возможность снимать в своих фильмах товарищей-актёров. Преимущество серьёзное, но не решающее — ведь студии кинолюбителей при дворцах культуры іи .клубах имеют широкие возможности привлекать к работе над своими фильмами участников художественной самодеятельности. Таким образом фильмы Макарычева можно считать типическими для современного этапа развития кинолюбительства, а технические возможности Макарычева ведь куда более скромные, чем у подавляющего большинства коллективов.
Лучшая картина Макарычева — „Это могло случиться“ — идет всего четыре минуты, но как удивительно ёмки оказались эти четыре минуты. Они вместили целый рассказ о том, как некий дядя Петя, очень любящий детей, развлекал племянника тем, что вместе с ним старательно и серьёзно разбивал молотком… ёлочные игрушки. Случайно мальчик ударил себя молотком по пальцу, взвыл от боли, а дядя Петя, чтобы успокоить его, стал чиркать спички. Научив племянника извлекать огонь, дядя Петя вручил ему коробку спичек и вышел из комнаты. Мальчик зажег валявшуюся на полу газету. Запылал огонь, запахло гарью. Дядя Петя, почуяв неладное, влетел в комнату, сорвал с вешалки какуюто тряпку и самоотверженно загасил пылающую газету. Его „героический“ подвиг не остался без награды: настоящий, в брезентовой спецовке и блестящей каске пожарник вручил ему грамоту и часы, потому что „пожар мог бы случиться, если бы не дядя Петя“.
Фильм кончается стихотворной моралью:
„Спички — вред! // Спички — яд! // Это от них дома горят!“
За четыре минуты Макарычев смог и показать правдоподобную жанровую сценку, и создать четкий образ доброго и недалекого дяди Пети, вдруг ставшего „героем“, и зло высмеять действительно на редкость примитивные фильмы о борьбе с пожарами, и, наконец, блеснуть прекрасным „чувством кинематографа“… Про Макарычева, конечно, пока нельзя сказать, что сложным искусством кино он овладел полностью — это приходит после длительной и трудной учёбы. Но все, что Макарычев перенял из профессионального кино в области композиции, ракурсов и использования различных планов, он применяет умело и тактично, в тесной связи с развитием действия и замыслом своего произведения. Так, например, в разбираемом нами фильме крупный план, выделяющий одну нужную деталь, использован, в сущности, всего два раза: в первом случае это коробка спичек, которую дядя Петя вручает мальчику, — кульминация фильма; во втором случае крупно снят огонь, охвативший газету, — здесь он служит и цели пародийного преувеличения опасности и средством перехода от сцен спокойного времяпрепровождения дяди и племянника к кадрам „героизма“ и награждения дяди Пети. Владеет Макарычев и искусством монтажа.
И ещё об одном достоинстве фильмов Макарычева. Помимо того что он умело пользуется выразительными средствами кино, ему удалось даже в первой, совсем ученической работе — „Нюся“ — показать собственный творческий почерк.»
— журнал "Советское фото". 1958, № 8, стр. 61-62.
О работе Леонида Макарычева в качестве второго режиссёра фильма «Попутного ветра, „Синяя птица“!» рассказал в статье «Попутного ветра, „Синяя птица“!» журналист Александр Кузьмин (газета «Невское время», 15.02.2014). « - Именно благодаря внешности я, сын первого выпускника ленинградской Корабелки, корейца по национальности, был утверждён на роль мальчика из Японии по имени Киото Таемура, — подтверждает Владимир Пак, ставший инженером-энергетиком. — Это был мой счастливый билет. Совпали многие обстоятельства. И в первую очередь то, что вторым режиссёром фильма стал Леонид Макарычев. Именно он незадолго до картины подбирал мальчишек для съёмок телепередачи „Красный галстук“. В передачу я не попал, но фото моё в базе данных „Ленфильма“ сохранилось. И пригодилось. А старшекласснику ленинградской английской спецшколы Валерию Комлеву превратиться в британского очкарика-всезнайку Алека Мильпатрика помогли именно… очки. И всё тот же Макарычев. — Леонид Павлович пришёл в нашу школу, — рассказывает Комлев. — Но интересовал его вовсе не я — меня он тогда знать не знал, — а учившийся на пару классов младше темнокожий паренёк по имени Рамальо, который успел сняться в эпизоде фильма „Человек-амфибия“ и был в школе очень известной личностью. Но Рамальо в школе Макарычев так и не застал, зато в коридоре ему на глаза попался я. Чем-то мои очки его „зацепили“ .» Источник: статья «Попутного ветра, „Синяя птица“!» Александра Кузьмина (газета «Невское время», 15.02.2014)