Interested Article - Туглук Тимур

Туглук-Тимур (Тоглук-Тимур, уйг. ﺗﯘﻏﻠﯘﻕ ﺗﯚﻣﯜﺭ ﺧﺎﻥ ‎; ок. 1329—1362/1363) — первый хан Моголистана (1347—1362/1363), хан Мавераннахра (1360—1362/1363). Его Происхождение не вполне ясно. Согласно одним источникам ( Муизз ал-аснаб , Зафар-наме Йазди , Шаджарат ал-атрак ), Туглук-Тимур был сыном Эмил-Ходжи, сына Дувы , сына Барака , сына Йисун-Дувы, сына Мутугэна, сына Чагатая , однако, согласно другим источникам ( Бабур-наме , Тарих-и Рашиди ) — был сыном Эсен-Буки , другого сына Дува-хана.

История

Мазар Туглук-Тимур-хана , село Мазар, близ Кульджы

В 1346 году амир племени дуглат привёз его из Кульджинского края в г. Аксу и в 1347/1348 г. провозгласил правителем независимого ханства Моголистан, выделившегося из Чагатайского улуса . Согласно «Шаджара-йи тюрк» («Родословная турок» Абульгази ), в 1353 году в возрасте 24 лет Тоглук-Тимур принял ислам , который стал затем господствующей религией Моголистана. При этом, согласно « Тарих-и-Рашиди », хан сам над собой совершил обряд обрезания. Стал зятем амира Казагана , правителя западной части Чагатайского улуса, и в 1358 году убил его во время охоты. В результате походов весной 1360 и весной 1361 гг. завоевал Мавераннахр .

Туглук был обращён в ислам мусульманским проповедником Мауланой Аршад-ад-Дином , который невольно вторгся в охотничьи угодья Туглука. Туглук приказал Аршад-ад-Дину встать перед ним и потребовал объяснить причину, по которой тот вмешался в его охоту. Проповедник ответил, что он не знал, что вторгся на чужую территорию. В этот момент Туглук заметил, что Аршад-ад-Дин — перс, и сказал, что «собака стоит больше, чем перс». Аршад-ад-Дин ответил: «Да, если бы у нас не было истинной веры, мы действительно были бы хуже собак». Озадаченный Туглук приказал ему объяснить «истинную веру», после чего Туглук принял ислам . Этот акт привёл к тому, что эмиры Могулистана сделали то же самое, хотя, в целом, обращение населения региона было медленным. По легенде, после его обрезания в тот же день 160 000 человек побрили головы и приняли ислам .

В отличие от хана , убившего францисканских миссионеров, Туглук-Тимур, вероятно, был терпимее к другим религиям и интеллектуалам и разделял интерес своих предшественников Чагатаидов и Юань к буддизму . Примерно в 1363 году он пригласил тибетского ламу Ролпе Дордже , который возвращался из двора династии Юань со штаб-квартирой в Даду (современный Пекин ) . Однако последний вежливо отклонил приглашение из-за расстояния и обращения хана в ислам.

Туглук-Тимур-хан умер своей смертью зимой 1362/1363 гг. и был похоронен в сооружённом для него мавзолее ( мазаре ) в Илийской долине , близ г. Алмалык . Ханский мазар, несмотря на повреждения, нанесённые во время Дунганско-уйгурского восстания в XIX веке сохранился до наших дней, и был в 2001 г внесен в список Охраняемых памятников КНР .

Дети

Сыновья:

Дочери:

  • Йадгар
  • Тоган

Примечания

  1. Kim Hodong. Eastern Turki Royal Decrees of the 17th Century // The Toyo Bunko. — 2010. — С. 67 .
  2. Kim Hodong. The Early History of The Moghul Nomads: The Legasy of The Chaghatai Khanate // Brill.
  3. В.В.Бартольд. Очерк Истории Семиречья. — Фрунзе: Киргизгосиздат, 1943.
  4. Mirza Haider, Tarikh e Rashidi, p 14
  5. The preaching of Islam: a history of the propagation of the Muslim faith By Sir Thomas Walker Arnold , pg. 198
  6. René Grousset. (англ.) . — Rutgers University Press , 1970. — P. 344. — ISBN 978-0-8135-0627-2 . 8 августа 2020 года.
  7. C.P.Atwood — Encyclopedia of Mongolia and the Mongol Empire, p.129
  8. H.E.Richardson — The Karma-Pa Sect. A Historical Note, p.147
  9. Н. Пантусов , от 1 февраля 2014 на Wayback Machine // «Кауфманский сборник», стр. 161—188.
  10. 1 марта 2012 года. , c современными фотографиями (Daniel C. Waugh), в том числе фото официальной мемориальной доски у мавзолея

Литература

Источник —

Same as Туглук Тимур