Interested Article - Портрет Уильяма Эрла Уэлби с женой

Портрет Уильяма Эрла Уэлби, из Дентона, в Линкольншире, и его первой жены, Пенелопы, играющих в шахматы на фоне занавеса (или Портрет Уильяма Эрла Уэлби и его первой жены, Пенелопы, играющих в шахматы на фоне занавеса , англ. Portrait of William Earle Welby, of Denton, Lincolnshire and his first wife, Penelope, playing chess, before a draped curtain ) — наиболее известная картина английского художника Фрэнсиса Котса ( англ. Francis Cotes, R. A. , 1726—1770), необычная своей оригинальной трактовкой сюжета.

История создания картины и её судьба

Картина была написана в 1769 году, когда Котс находился на пике своей славы. Размер: 135,2 x 152,5 сантиметров. Техника — холст, масло (художник прославился своими работами в технике пастели , но часть крупных заказов выполнял в масле). Этот двойной портрет иногда считают [ кто? ] одним из самых ранних изображений шахмат в британской портретной живописи (на самом деле наиболее раннее изображение — « Портрет Эдварда Виндзора, 3-го барона Виндзора, его жены, Кэтрин де Вер, и их семьи », атрибутируемое Мастеру графини Уорик ).

Основатель в 1768 году и член Королевской Академии Великобритании Фрэнсис Котс представил эту картину в числе семи работ (пять — масляными красками и две пастели) на инаугурационной выставке Королевской Академии художеств в 1769 году ( no. 26 ) под названием A portrait of a lady and gentleman at chess . Она была также представлена на выставке Exhibition of Works by the Old Masters and by Deceased Masters of the British School в Лондоне в 1881 году (no. 49). Долгое время картина находилась в частной коллекции. Картина была приобретена за 457 250 фунтов стерлингов 3 июля 2012 года на аукционе Christie’s в Лондоне. После покупки в 2012 году полотно находится в коллекции The Mattheisen Gallery в Лондоне.

Котс постоянно пытался конкурировать с масштабом и величием портретов Джошуа Рейнольдса (современниками он воспринимался как его главный соперник), сохраняя при этом свой собственный индивидуальный стиль, основанный на декоративности рококо и непосредственности взгляда. В этом портрете проявляется его склонность к основным принципам стиля рококо в праздничности декоративных деталей костюмов и в сентиментальной трактовке темы любви . Композиция портрета сбалансирована и динамична; энергична фигура Уильяма Уэлби, который только что вскочил на ноги, её дополняет спокойная фигура его супруги.

Сюжет и персонажи, изображённые на картине

На картине изображены двое супругов, закончивших играть в шахматы. Несмотря на то, что действие картины разворачивается в домашней обстановке, персонажи облачены в парадные костюмы. Супруг уже встал из-за стола и указывает зрителю на позицию, стоящую на доске, левой рукой, а правой демонстрирует жест удивления. Его супруга продолжает сидеть за шахматным столиком, пристально глядя на зрителя. Правую часть заднего плана заполняет искусно выписанный занавес.

В 2013 году появилась небольшая монография, посвящённая этой картине . Её автор пишет об этом портрете :

«Один из самых очаровательных портретов XVIII века . Более того, это первый известный шахматный портрет в британском искусстве, уникальный среди картин этого времени»

Matthiesen, Patrick. Francis Cotes, William Earle Welby and his Wife Penelope.

На портрете изображены:

  • (англ.) , 1-й баронет . Представитель древнего дворянского рода из Линкольншира , владелец поместья в Дентоне, недалеко от Грантема . Он был сыном Уильяма Уэлби (умер в 1792, был шерифом Линкольншира в 1746 году) и его супруги Кэтрин. Долгое время довольствовался управлением своим поместьем, впервые приступил к выполнению государственных обязанностей в 1796—1797, когда он служил в качестве шерифа Линкольншира. В 1801 году стал баронетом. Достаточно долгое время заседал в парламенте (1802—1806), но не отличался глубоким пониманием политики и экономических процессов. Современники отмечали его пассивность на заседаниях палаты общин , хотя он поддерживал политику премьер-министров Генри Аддингтона и Уильяма Питта Младшего .
  • Его супруга Пенелопа (1737—1771), третья дочь крупного землевладельца сэра (англ.) . Родила мужу сына и дочь, ещё двое других детей умерли во младенчестве. Пенелопа умерла в 1771 году, всего через год после того, как умер художник Фрэнсис Котс и через два года после создания им этой картины.

Шахматная позиция на картине

a b c d e f g h
8
c3 чёрный король
a2 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h
Шахматная позиция на картине

Важным элементом этого портрета является изображённая на нём партия в шахматы . Шахматы достигли своего пика популярности в светском лондонском обществе в 1770 и 1780-х годах. В 1770 году был основан шахматный клуб в Salopian Coffee House , Charing Cross , в 1774 году появился ещё один клуб — Parsloe’s Subscription Room . Шахматы превратились в модную настольную игру и серьёзный интеллектуальный вид спорта.

Искусствовед Э. М. Джонсон предположил, что жест Уильяма Уэлби на этом портрете символизирует изумление и ужас, вызванный тем, что его единственная оставшаяся чёрная фигура (король) должна получить мат . Его ошибка объяснялась тем, что он сделал своё заключение только на основании фотографии не лучшего качества, а не самого оригинала, который в 1976 году находился в частной коллекции. [ источник не указан 826 дней ]

В процессе подготовки аукциона искусствоведы Christie’s убедились, что на доске только две фигуры, а то, что Джонсон принял за третью, на самом деле является тенью, которую отбрасывает чёрный король на руку Пенелопы Уэлби. [ источник не указан 826 дней ] Обе фигуры — короли , которые могут двигаться только на одну клетку в любом направлении и никогда не могут непосредственно стоять рядом друг с другом. После консультации с представителем Английской шахматной федерации, искусствоведы аукциона Christie’s пришли к заключению, что игра на картине закончилась вничью, а жест Уэлби может быть прочитан как приятное изумление или даже радость, что две фигуры обречены вечно двигаться вокруг друг друга, что в свою очередь может быть интерпретировано как знак долгого и счастливого брака .

На картине изображены так называемые «лунные» шахматы или «Селенус» , популярные в то время в Великобритании, но мало известные в континентальной Европе.

Шахматная доска оформлена в форме книги и может стоять среди фолиантов на книжной полке.

Примечания

  1. Дата обращения: 24 июня 2016. 4 августа 2016 года.
  2. Matthiesen, Patrick. A Winning End-Game: Francis Cotes, William Earle Welby and his Wife Penelope. London. Matthiesen Ltd, 2013. 48 P.
  3. Дата обращения: 24 июня 2016. 17 августа 2016 года.
  4. .
  5. . Portrait of William Earle Welby (c. 1734-1815), of Denton, Lincolnshire and his first wife, Penelope (1737-1771), playing chess, before a draped curtain (англ.) . Christie's (2012). Дата обращения: 11 октября 2021. 11 октября 2021 года.
  6. . Дата обращения: 24 июня 2016. 19 июня 2016 года.

Литература

  • E. M. Johnson. (англ.) . — Oxford, 1976. — P. —100. — 178 p.
  • Patrick Matthiesen. A Winning End-Game: Francis Cotes, William Earle Welby and his Wife Penelope (англ.) . — London: Matthiesen Ltd, 2013. — 48 p. — 600 экз.
Источник —

Same as Портрет Уильяма Эрла Уэлби с женой