Апанович, Елена Михайловна
- 1 year ago
- 0
- 0
Елена Михайловна Ширман ( 21 января [ 3 февраля ] 1908 — август 1942 ) — русская советская поэтесса, журналистка.
Елена Михайловна Ширман родилась в Ростове-на-Дону в семье штурмана торгового флота Михаила Вульфовича Ширмана (1879—1942) . Её мать Любовь Абрамовна Ширман (урождённая Фрумсон, 1890—1942) работала учительницей, впоследствии окончила Археологический институт и работала библиотекарем в музее , была членом-учредителем и членом правления Северо-Кавказского краевого общества археологии, истории и этнографии в Ростове-на-Дону . Особняк семьи Ширман располагался на улице Пушкинской , дом № 154 . Доходный дом М. В. Ширмана располагался на Большом проспекте , № 16; доходный дом деда — Абрама Нохимовича (Николаевича) Фрумсона — находился на Казанской улице , № 76 (впоследствии здание телеграфа) .
С детства увлекалась сочинением стихов, публиковалась в ростовских изданиях. Позднее её стихи стали публиковаться в московских журналах « Октябрь » и « Смена »
В 1933 году после окончания литературного факультета Ростовского пединститута она начала работать в библиотеке, занималась сбором фольклора и продолжала литературную деятельность. В 1937 году она поступила в Литературный институт им. А. М. Горького на семинар Ильи Сельвинского . Одновременно она сотрудничала с рядом ростовских изданий, руководила детской литературной группой, была литературным консультантом газеты « Пионерская правда ».
С началом Великой Отечественной войны она возглавила выходившую в Ростове-на Дону агитгазету «Прямой наводкой», в которой публиковались её сатирические стихи.
Елену Ширман расстреляли вместе с родителями в акции уничтожения еврейского населения Ростова-на-Дону в августе 1942 года .
«Елена Ширман делала большое боевое дело. Я преклоняюсь перед героизмом Елены, она погибла, не унизив страхом ни себя, ни Родины…»
«… Она широка и отважна… Перед нами замечательный поэт, сочетающий в себе философский ум с огромным темпераментом и обладающий при этом почерком, имя которого — эпоха»
«За то десятилетие, что знал я Елену Ширман, было много встреч, мимолетных и продолжительных, чаще всего на литературных вечерах, в редакции краевой газеты "Ленинские внучата". Она была старше нас, деткоров "Ленвнучат", но мы этого не чувствовали. Она разговаривала с нами, и спорила на равных. Мы знали, что она пишет стихи, но в печати они появлялись редко. Ну а журналистская её работа была у всех на виду. Она любила командировки, вернувшись—делилась своими впечатлениями о виденном, услышанном, и нетрудно было заметить, что во время этих рассказов уже складывалась её будущая корреспонденция. Писала она быстро, не замечая обычной редакционной сутолоки. Только изредка кто-то промолвит из старожилов: —Тихо! Лена выдает...»