Российские немцы
- 1 year ago
- 0
- 0
Намибийские немцы ( нем. Deutschnamibier ), исторически немцы Юго-Запада , нем. Südwesterdeutsche — потомки этнических немецких колонистов , обосновавшихся на территории современной Намибии .
Их появление восходит к 1883 году, когда немецкий торговец Адольф Людериц приобрёл у местного вождя участок южного побережья Намибии и основал город Людериц . Немецкое правительство, озабоченное приобретением заморских колоний, вскоре аннексировало территорию и дало ей название Германская Юго-Западная Африка ( нем. Deutsch-Südwestafrika ). Число переселившихся туда впоследствии немцев было невелико: это были солдаты, торговцы, добытчики алмазов и колониальные чиновники.
В 1915 году, в ходе Первой мировой войны , Германия потеряла Юго-Западную Африку (см. история Намибии ); по окончании войны страна стала подмандатной территорией ЮАС . Немецким поселенцам было разрешено остаться, и вплоть до обретения независимости в 1990 году немецкий сохранял свой официальный статус.
В настоящее время единственным официальным языком Намибии является английский . Несмотря на это, около 35 000 намибийцев немецкого происхождения (около 2 % населения страны) и примерно 15 000 чёрных намибийцев (многие из которых, будучи сторонниками СВАПО , провели часть жизни в ГДР и вернулись на родину после получения независимости) всё ещё говорят либо на немецком языке , либо на креольском «намибийском чёрном немецком» ( кюхендойч ). В отличие от числа носителей немецкого языка в Намибии, число намибийцев немецкого происхождения трудно поддаётся оценке (отчасти из-за того, что часть их в годы апартеида предпочла отнести себя к африканерам ).
Немецкие намибийцы сохраняют немецкую культуру на территории страны, что включает немецкие средние школы, церкви и средства массовой информации. В общине пользуются популярностью телевидение, музыка и книги из Германии. Нередко немецкие намибийцы учатся в университетах или технических школах Германии. Немецкий язык сохраняется, несмотря на тот факт, что гораздо более распространённым местным языком является африкаанс , а английский доминирует во всех сферах, от правительственных учреждений до надписей на товарах. В отличие от ЮАР , немецкие намибийцы не растворились в местных английской и африканерской общинах. Несмотря на это, все намибийские немцы бегло говорят на африкаанс и, как правило, хорошо владеют английским.
Большая часть говорящих по-немецки живёт в столице страны, городе Виндхук , а также в небольших городках, таких как Свакопмунд , Людериц и Очиваронго , где бросаются в глаза памятники характерной немецкой архитектуры. Многие намибийские немцы занимают видное положение в бизнесе, сельском хозяйстве и туризме, а также в органах власти: так, первым мэром Виндхука после обретения независимости был немец.
Интересы общины озвучивает единственная африканская ежедневная газета на немецком языке, . Крупнейшей религиозной деноминацией страны является лютеранская церковь , где также поддерживается немецкий язык.
Несмотря на важную роль в истории и культуре страны, число намибийских немцев год от года снижается, в основном ввиду низкой рождаемости среди них. В то же время, в отличие от других групп африканского белого населения, местные немцы редко эмигрируют в Европу или Америку; гораздо чаще они предпочитают переселяться в ЮАР.
Согласно переписи 2001 г., только в 1,1 % семей Намибии разговорным языком был немецкий (3654 семьи), что гораздо меньше, чем для языка африкаанс (39481 или 11,4 %) или английского (6522 или 1,9 %) .
Согласно переписи 2011 г., 0,9 % семей Намибии использовали немецкий дома (4359 семей), в то время как 10,4 % говорили на африкаанс (48238), а 3,4 % на английском (15,912). На немецком говорят лишь 0,3 % сельского населения Намибии и 1,7 % в городах. Максимальная концентрация — в центральной части страны, то есть в административных регионах Эронго (2,8 %), Кхомас (2,6 %) и Очосондьюпа (1,4 %) .
Среди намибийских немцев были свои оригинальные поэты, художники ( ), спортсмены ( , , , Оливер Риссер , , Манфред Штарке , ), получившие известность за её пределами, а также видные местные политики ( ) и правозащитники ( ). Неофициальным символом общины считается «Песня людей Юго-Запада» ( нем. Südwesterlied ), которую сочинил в 1937 г. Хайнц Антон Кляйн-Вернер для местной организации скаутов ; мелодия припева взята из немецкой «Песни танкистов» 1933 г. ( ).