Журналистская терминология
- 1 year ago
- 0
- 0
Дедяков (также: Дедеяков , Тетяков , Тютяков ) — средневековый аланский (в летописях — « яский » ) город на Северном Кавказе , упоминаемый в русских летописных источниках . Местонахождение Дедякова неизвестно и предполагается в ряде пунктов Северного Кавказа.
Под 1277—1278 годами (6785—6786 год от сотворения мира ) в Симеоновской летописи , об участии русских князей в походе на Северный Кавказ совместно с татарами, сказано: « Князь же Ростовский Глеб Василькович с братаничем своим с князем Константином , князь Фёдор Ростиславич , князь Андрей Александрович и иные князи мнози с бояры и слугами поехаша на войну с царем Менгутемером , и поможе бог князем русскым, взяша славный град Яськый Дедеяков, зиме месяца февраля в 8, на память святого пророка Захарии, и полон и корысть велику взяша, а супротивных без числа оружием избиша, а град их огнём пожгоша ».
Для решения проблемы локализации города важно, что он назван « славный град Яськый Дедеяков ». Ясами в русских летописях XIII века называли алан Северного Кавказа, а эпитет « славный » говорит о том, что город был достаточно крупным и известным. К сожалению, это сообщение не сопровождается более точными географическими указаниями .
Под 1319 годом в Никоновской летописи , в рассказе о гибели Михаила Тверского , указаны следующие географические ориентиры места его смерти: «❬…❭ за рекою за Теркою, под великими горами под Ясскими и Черкасскими, у града Титякова, на реце Сивинце, близ Врат Железных , у болвана медного златыя главы, у Темиревы богатыревой могилы ».
Большинство современных исследователей считает, что « Терка » — это река Терек , « Сивинец » — река Сунжа (исходя из её местного тюрко-персидского наименования «Севендж» или «Сундж» ), а « Врата Железные » — Дарьяльский проход через Кавказский хребет . Впрочем, существуют и другие версии. Так В. А. Штро отождествляет « Сивинец » с рекой Сулак , а Железные Ворота — с Дербентским проходом вдоль Каспия .
При попытках локализации города также часто используется летописное описание пути по которому было перевезено тело Михаила Тверского из Дедякова в Москву: « Князь Юрий повеле взяти тело его и положища на телегу перевезоша за реку Адьжь. После же оттуда тело Можча-рык, оттуда перевезоша его ко граду Бездежу… и довезеша его до Москвы ». Река Аджь — на тюркских языках означает «горечь», «печаль» (по летописи « еще зовется Горесть, горесть бо и бе братие ») — довольно распространённый топоним на Кавказе и Прикаспии. По мнению Е. Г. Пчелиной, речь здесь может идти Горькой протоке в дельте Терека недалеко от современного Кизляра . Город Бездежь стоял на Волге у современной Енотаевки .
В различных списках русских летописей приводятся отличающиеся названия города .
В современной научно-исторической литературе в основном используется название «Дедяков» .
Считалось, что исходное название города искажено русским окончанием «-ов», которое отсутствует в кавказских языках . В. Ф. Миллер высказал пpедположение, что окончание «-ков» представляет собой осетинское «-хьау» (в русском написании «-кау»), присущее названиям многих осетинских сёл и означающее «селение» . Следовательно Дедяков-Титяков русских летописей следует понимать как осетинское «Дедя-хъоеу» или «Тетя-хъоеу». Е. Г. Пчелина приводит и другое возможное толкование исходного названия, как производное от чечено-ингушского «Дяттахо» — названия местности, которое фигурирует в фольклорном сказании «О канаве Тимира Хромого » .
Ирак-и Дадиан — в работе путешественника XVII века Эвлия Челеби «Книга путешествий». Эвлия Челеби называет Татартуп « Ирак-и Дадианом » , это название, возможно, состоит в связи с именем « Дедяков ».
Первая (неудачная) попытка установить местонахождение города Дедякова была сделана М. М. Щербатовым . В своей работе «История Российская от древнейших времён», рассказывая о походе русских князей 1277—1278 годов, он, перепутав кавказских ясов с жившими на Днестре язами , решил, что Дедяков находится в Молдавии . Эта же ошибка, без упоминания названия города, была сделана В. Н. Татищевым в его работе « История Российская от древнейших времён » .
Не соотнося Дедяков русского похода 1277—1278 годов с Титяковым как местом гибели Михаила Тверского, М. М. Шербатов указывал месторасположение последнего в Южном Дагестане у Дербента . По-видимому, основанием для этого ему послужило упоминание в летописи «Врат Железных», которые в тогдашней исторической науке считались только Дербентским проходом вдоль Каспия . Не соглашаясь со Щербатовым по поводу того, что Дедяков расположен на Днестре, Н. М. Карамзин всё же отнесил его к Южному Дагестану, от себя добавляя, что это мог быть тогдашний аул Дедух или Дивен . С Карамзиным не согласился Ю. Клапрот , указав что это место не единственное на Кавказе, где стояли Железные ворота . В конце XX века В. А. Штро высказал предположение о нахождении Дедякова в бассейне реки Сулак , в районе Андрейаула (аул Эндирей ) .
П. Г. Бутков высказал предположение, что Дедяков мог быть расположен в местности Хуыск-адаг (Сухой овраг) в Куртатинском ущелье на реке Фиагдон . В. Б. Пфафф, посетив ущелья реки Фиагдон и поразившись количеству расположенных там средневековых памятников, также высказался за возможность расположения летописного Дедякова в Куртатинском ущелье . Ф. С. Гребенец (Панкратов) считал, что селение Даллагкау на Фиагдоне, является этим легендарным городом . По мнению современных исследователей, Гребенец принял остатки родового посёлка легендарных прародителей осетин Тага и Курта, с многочисленными оборонительными башнями и укреплёнными усадьбами, за остатки древнего города . М. А. Караулов утверждал, что летописным Тетяковым является осетинское село Теттикау на Фиагдоне . По мнению некоторых историков, село с таким названием ни в этой местности, ни где-нибудь ещё в Осетии, никогда не существовало .
В XIX веке возникло предположение о связи Дедякова с городищем хазаро-аланского времени, лежавшего к югу от Владикавказа (в южной части современного города) на холмах правого берега Терека . Об этом писали Ю. Клапрот , Х. Д. Френ , Й. Хаммер-Пургшталь , В. Ф. Миллер , И. И. Толстой и Н. П. Кондаков . В XX веке эту точку зрения поддерживали А. А. Миллер , Б. В. Скитский , Л. П. Семёнов , В. Ф. Минорский . Эта же версия попала в «Очерки истории СССР» . По мнению современных исследователей, данная гипотеза не учитывает указание всех списков летописей на близость реки Сивинец ( Сунжи ) . Стоит отметить, что первые населённые пункты у истоков реки Сунжи — одноимённое осетинское селение Сунжа и селение Комгарон — находятся в 15—20 км от Владикавказа. Таким образом, крепость Владикавказ находилась на местности, расположенной между Тереком и Сунжой, правда непосредственно на правом берегу Терека и в 15—20 км от реки Сунжа.
Разочаровавшись в поисках Дедякова в Куртатинском ущелье, П. Г. Бутков стал первым, кто высказал предположение о его нахождении в Татартупе . В середине XX века эта версия была поддержана Л. И. Лавровым . В своей работе Лавров опирается на сведения из утраченной старинной рукописи, находившейся в архиве командира Моздокского полка А. А. Султан Казы-Гирея , в которой говорилось о том, что Узбек-хан в 1319 году занимался исправлением укрепления Жулат . В другой своей работе он приводит данные Плано Карпини о многолетней осаде монголами «какой-то горы у алан» , считая, что этой горой является Татартуп-Дедяков . Это предположение было подвергнуто критике Е. Г. Пчелиной, ввиду слабой обоснованности и аргументации . Вслед за Лавровым отождествление Дедякова с Верхнеджулатским городищем (Татартупом) было поддержано М. Г. Сафаргалиевым , Б. В. Скитским , В. А. Кучкиным , а также проводившими здесь раскопки Е. И. Крупновым и В. А. Кузнецовым . Эта же версия, за подписью Е. И. Крупнова, фигурирует в « Большой советской энциклопедии » . Главным недостатком данной гипотезы является то, что Дедяков, согласно летописным источникам, стоял за Тереком, на реке Сивинец, а Татартуп находится непосредственно на Тереке .
Изучая летописные источники, В. О. Ключевский пришёл к выводу о том, что Дедяков стоял на реке Сунже . В начале XX века об этом же упоминал Н. Ф. Яковлев .
Бассейн реки Сунжа (« Сивинец » русских летописей), Гамурзиевское городище в Назрановском районе Ингушетии.
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Часть Сунжи протекает в Северной Осетии, и первые населённые пункты Комгарон и Сунжа находятся в Осетии, в 15—20 км от Владикавказа.