Вода (картина Арчимбольдо)
- 1 year ago
- 0
- 0
Картина в живописи ( итал. cartina — тонкая, красивая бумага, от итал. carta — бумага) — произведение изобразительного искусства «относительно ограниченное от окружающей среды и предполагающее сосредоточенное, длительное восприятие с одной фиксированной точки зрения» . Отсюда вторичные значения слова в эстетическом аспекте: «картинка, картинный» в смысле «прекрасный вид природы», красивый пейзаж; «картиниться — рисоваться, хорошиться, выставлять себя напоказ» .
Поэтому под картиной подразумевают произведение станкóвого искусства , обычно живописи. Для других разновидностей изобразительного творчества, например графики , используют иные названия: рисунок, графический лист, эстамп . Произведения декоративного искусства также в строгом смысле слова не следует называть картинами, поскольку декоративные росписи обретают художественный смысл только во взаимосвязи с окружающей средой (архитектурой, плоскостью декорирования, формой изделия). Книжная миниатюра , иллюстрация связаны с форматом страницы и книгой как «целостным организмом» (определение В. А. Фаворского ). Подготовительные эскизы , этюды ) в отличие от законченного произведения также не являются картинами (допускается лишь разговорное: «картинка»). Распространённое мнение о том, что картина должна представлять собой наглядное, убедительное и даже иллюзорное, изображение, также неверно. Картина может быть и абстрактной , и даже незавершённой, но обязательно замкнутой «самой в себе».
В истории искусства выработано понятие «изображение картинного типа», предполагающее замкнутую композицию , в прямоугольной раме, обеспечивающей функцию отграничения изображения от окружающего пространства. Именно поэтому наилучшие условия восприятия картины обеспечивает гладкая и ровная, нейтральная по цвету стена музея или выставочного зала. Отсюда также возникает проблема обособления понятий «картина» (станковое изображение) и «икона». Понятия «изображение» и «икона» имеют общую этимологию и корневую основу (слово «образ»). Они относятся к одному виду изобразительного искусства, но имеют разные функции, которые исторически стали причиной иконографических , композиционных и стилевых особенностей. Эта проблема соприкасается с проблемой специфики жанров изобразительного искусства.
Изображения картинного типа характерны для западноевропейского классического искусства, поскольку живописная картина как произведение относительно самостоятельного станкового творчества отделилась от архитектуры и художественных ремёсел только в эпоху итальянского Возрождения, хотя история живописной картины на досках (пинаках) начиналась ещё в Античности. На Востоке морфологические процессы в искусстве протекали иначе. Так, например, в Китае живописцы работали на свитках, в Японии расписывали ширмы и веера. Картина — европейское понятие.
Живописная картина как материальный объект (деревянная доска, холст, картон), ограниченный профилированной рамой, на поверхности которого создаётся особое — концептуальное — изобразительное пространство (независимо от того, имеет оно иллюзорные свойства или нет), представляет собой, по справедливому определению С. М. Даниэля , «невозможный, парадоксальный объект», определяемый дуализмом категорий «быть» и «казаться» . С физической точки зрения картина является двумерной поверхностью с нанесёнными на неё красками, а с художественной — особым миром, вмещающим в себя пространство и предметы, истинные физические размеры которых много больше изображённых на картине. В изобразительном пространстве «картинного типа» могут соединяться предметы, не сочетаемые в действительности; время может быть остановлено или пущено в обратном направлении .
Британский исследователь психологии зрительного восприятия формулировал эту мысль следующим образом: «Всякий предмет является самим собой, и только картины имеют двойную природу, и поэтому они — единственный в своём роде класс парадоксальных объектов… Картины парадоксальны. Никакой объект не может находиться в двух местах одновременно; никакой объект не может быть одновременно двумерным и трёхмерным. А картины мы видим именно так. Картина имеет совершенно определённый размер, и в то же время она показывает истинную величину человеческого лица, здания или корабля. Картины — невозможные объекты» .
В искусстве авангарда , модернизма и постмодернизма XX века, в противопоставление традиционному картинному восприятию формировались приёмы «клипового мышления», основанного не на композиционном, а на комбинаторном принципе формосложения, чередования цитат, обрывков фраз и осколков форм. В этом смысле история искусства показывает, что изображение картинного типа присуще классическим эпохам, когда сознание человека обладает свойствами целостности и гармоничности отношений с окружающим миром .
Картина в драме , опере , балете , в киноискусстве — законченная часть акта или произведения, ограниченная неизменным пространством действия. При постановке на сцене , как правило, показывается без смены декораций . На сленге кинематографистов картиной называется кинофильм.
Репродукция или копия оригинала может также называться картиной, если в соответствующем контексте неважно, копия это или оригинальное произведение. Например, «в коридоре висело несколько картин».
Способность человека реагировать на отсутствующие, воображаемые ситуации, представленные в картинах, является важным этапом в развитии абстрактного мышления . Иоганн-Вольфганг Гёте писал: «Картины не просто раскрашенный холст, они воздействуют на чувства и мысли, оставляют след в душе, пробуждают предчувствия».
Популярность тех или иных картин зависит от многих факторов. В первую очередь это профессионализм художника. Также зачастую популярность холста определяют стиль и эпоха, в которую было создано данное произведение искусства. Но бывает, что широкую известность полотну обеспечивает история, случившаяся с ним. Так, самая известная картина в мире — « Мона Лиза » — стала таковой не только благодаря высочайшему мастерству её создателя Леонардо да Винчи , но и благодаря истории её кражи в 1911 году . Через пару лет «Джоконда» нашлась, после этого став чрезвычайно ценным произведением искусства, которое в данный момент хранится в Лувре за пуленепробиваемым стеклом.