Волков, Александр Владимирович (геолог)
- 1 year ago
- 0
- 0
Роман Максимович Волков (1773 — 22 марта ( 3 апреля ) 1831 или 1836 ) — русский художник-портретист.
Биографические данные о художнике крайне скудны. Обучался в Императорской академии художеств , в 1808 году получил звание академика за создание картины «Крещение Христа» (ныне находится в Государственном Русском музее ) .
При жизни Волков был более всего известен портретом императора Александра Первого , который представлял собой переделку портрета, выполненного работавшим в России английским художником и гравером Джоном Аткинсоном . Взглянув на работу Волкова, император Александр изволил заметить, что портрет является лучшим из всех, и приказал чиновникам на местах, для украшения государственных учреждений императорскими портретами, обращаться к Волкову за авторскими копиями, платя ему цену, которую он назначит (Сам Александр оценил первый экземпляр портрета в 7 000 рублей, которые и пожаловал живописцу). Так возник тип портрета, получивший у историков и антикваров название «тип Аткинсона-Волкова». Помимо самого Волкова, этот портрет, судя по всему, неоднократно повторяли и неизвестные провинциальные живописцы. Кроме того, с него была исполнена гравюра, известная как в черно-белом, так и в цветном, раскрашенном варианте .
По другой версии, встречающейся в дореволюционных изданиях, не Волков переделал, изменив в лучшую сторону, портрет работы Аткинсона, но Аткинсон скопировал с изменениями портрет Волкова .
Несмотря на первоначальный шумный успех у современников и одобрение самого царя, потомками портрет типа Аткинсона-Волкова был достаточно быстро забыт, уступив место другим иконографиям, в частности, восходящим к оригиналам Джорджа Доу .
Зато невероятный успех у потомков сопутствовал исполненному Волковым портрету фельдмаршала Кутузова . Этот портрет, действительно выразительный и удачный с художественной точки зрения, затем бесчисленное количество раз воспроизводился и воспроизводится до сих пор в изданиях, посвящённых Кутузову и Отечественной войне 1812 года , породив обширный поток подражаний, и повлияв даже на такие сферы, как иллюстрация и кинематограф.
Портрет Кутузова имеет, по всей видимости, две авторских версии — поясной портрет с георгиевской лентой , и более камерный портрет в таком же ракурсе, с андреевской лентой поверх георгиевской ( ГМЗ Гатчина ).
Кроме этого, известен исполненный Волковым портрет купца-благотворителя Ларина . Ларин, выходец из крестьян, видный негоциант Екатерининского времени, завещал своё состояние на благотворительность в сфере просвещения, однако, из-за имущественных споров, оно было пущено в оборот только 50 лет спустя. Именно тогда на деньги Ларина были, в частности, оформлены несколько залов Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге , в том числе зал, получивший по приказу Николая Первого название Ларинского (ныне это зал эстампов, при недавней реставрации библиотеки был восстановлен его исторический вид). Именно в связи с этим Волков исполнил посмертный портрет Ларина по заказу его внучки, а та преподнесла его в дар библиотеке для украшения Ларинского зала, где он висел достаточно долгое время.
Известен также выполненный Волковым портрет молодого Ивана Андреевича Крылова , сотрудника Императорской публичной библиотеки, который сильно отличается от привычного нам образа, и картина « Диана , окружённая нимфами , и Актеон ».
В источниках Волкову также приписывается создание картины « Ганимед » (1804), образа «Снятие Спасителя с Креста» (1830), и по меньшей мере двух копий с работ Рубенса из собрания графа А. С. Строганова (1807) . Судьба этих картин неизвестна.
Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге .