Гурий, Самон и Авив
- 1 year ago
- 0
- 0
Авив Некресский , или Абиб Кахетинский ( груз. აბიბოს ნეკრესელი ; 510 — ок. 570 ) — восточно-христианский монах , ученик , пришедший с ним из Антиохии в Иверию с проповедью христианства ; один из 13 сирийских отцов . Священномученик , епископ Некресский (в Кахетии ).
Пришёл по просьбе царя и Католикоса-Архиепископа Евлавия с учителем и его учениками в Картли в середине VI века и поселился на горе , служил диаконом в основанном учителем Зедазенском монастыре .
Занимался активной миссионерской деятельностью, ходил по городам и сёлам, истребляя суеверия, обратил в христианство кахетинцев Арагвиспири (ныне Душетский муниципалитет Мцхета-Мтианети ), призывал народ крепко держаться христианстианской веры. Боролся против влияния официальной религии Ирана ( Зороастризма ). Недалеко от Некресской церкви святитель потушил водой свящённой огненное капище , которому поклонялись зороастрийцы .
Основал монастырь. Стал епископом Некресским . Персидский правитель, обеспокоенный успешной проповедью святителя, приказал доставить епископа к себе. Вооружённые палицами воины, связав преподобного, повели его к правителю. В пути Авив Некресский выдержал многие оскорбления и побои со стороны воинов. Добравшись до цели, он был посажен в темницу и обвинён в том, что погасив огонь , он «убил Бога». При огромном стечении народа сатрап предложил святителю отказаться от христианской веры, на что получил отказ. Авив Некресский убедительно доказал несостоятельность зороастризма , приведя в качестве доказательства пример бессилия огня перед другими стихиями природы и обвинил правителя в идолопоклонстве, за что был подвергнут бичеванию и страшным пыткам, но это не поколебало святого. Тогда правитель приказал казнить святителя. Он был забит камнями, его тело протащили через весь город и бросили на растерзание зверям и хищным птицам. Тело блаженного долго лежало за городом, но ни звери, ни птицы, ни тление не коснулись святых мощей. Позже монахи тайно унесли мощи святого и с честью погребли на территории монастыря Самтавро .
Ссылки на Авива Некресского включены в тексты жизней других сирийских отцов . Отдельная работа по Авива Некресского, составленная в VI—VII веках, до нас не дошла. Сохранился текст «Жизни» святого, основанный на работах католикоса Картли Арсена I Великого.
Память в Православной церкви — 7 (20) мая (по юлианскому календарю ) и 29 ноября (12 декабря), в Католической церкви — 12 и 29 ноября.
Почитается одним из основателей грузинского монашества .