Ансельм Кентерберийский
- 1 year ago
- 0
- 0
Ансельм | |
---|---|
итал. Anselmo | |
середина VIII века | |
Предшественник | Айстульф |
Преемник | Пётр |
|
|
Рождение |
первая половина
VIII века
Чивидале-дель-Фриули (ныне — в регионе Фриули — Венеция-Джулия ), Италия |
Смерть |
3 марта
803
Нонантола |
Отец | Вехтари |
Отношение к религии | католическая церковь |
Ансельм Нонантолский ( святой Ансельм ; итал. Anselmo di Nonantola ; первая половина VIII века — 3 марта 803 , Нонантола ) — сначала герцог Фриуля (середина VIII века), затем первый аббат (752/753—803). Святой , преподобный Моденский , почитаемый в Римско-католической церкви (день памяти — 3 марта). Один из наиболее выдающихся представителей раннесредневекового итальянского монашества .
Об обстоятельствах жизни Ансельма Нонантолского сообщают несколько нарративных источников . «Житие Ансельма» (« Vita Anselmi ») было создано в XI веке , а сведения об этом святом в двух изводах «Каталога аббатов Нонантолы» (« Catalogus abbatum Nonantulanorum ») датируются X и XI веками. Об основании Ансельмом монастырей упоминается в « Салернской хронике » . О его деятельности как настоятеля сообщается в нескольких папских буллах и хартиях лангобардских правителей, однако часть этих документов являются подложными .
Ансельм Нонантолский — единственный из святых лангобардского периода истории Италии, упоминающийся в заслуживающих доверия средневековых источниках , так как часть сведений о нём основана на свидетельствах, записанных вскоре после происходивших событий .
Предположительно, Ансельм родился в первой половине VIII века . О его происхождении достоверных сведений в средневековых источниках не сохранилось. В хартиях, датированных 797 и 820 годами, некий Адоин, владевший имуществом в Вероне и Виченце , назван братом Ансельма и сыном Вехтари. Вероятно, этот Вехтари мог быть потомком одноимённого фриульского герцога. Не исключается возможность, что по материнской линии Ансельм был связан родственными узами с семьёй лангобардского короля Лиутпранда . Достоверно известно, что сестра Ансельма Гизельтруда была супругой короля Айстульфа . Все эти факты позволяют отнести семью Ансельма к высшим слоям лангобардской знати .
В житиях Ансельма упоминается, что он долгое время воевал под начальством своего зятя Айстульфа . Вероятно, эти военные действия происходили тогда, когда Айстульф ещё не овладел лангобардским престолом. При короле Ратхисе Ансельм мог управлять герцогством Ченеда , а после того как его зять в 749 году стал королём лангобардов, унаследовать от него власть над Фриульским герцогством . Преемником же Ансельма в Ченеде мог быть герцог .
Ансельм лишь непродолжительное время был правителем Фриульского герцогства . Будучи очень верующим человеком, он уже в 749 или в 750 году отрёкся от власти, передав правление герцогством Петру .
Отказавшись от светской жизни, Ансельм принял духовный сан и присоединился к бенедиктинцам . В 749 или 750 году он основал монастырь в Фанано , а в 751 или в 752 году — монастырь в Нонантоле . По свидетельству житий святого, и в первом, и во втором случае земельные участки под обители Ансельму были предоставлены королём Айстульфом , однако в отношении монастыря в Фанано в этом имеются серьёзные сомнения .
В составленном в Нонантолском аббатстве сборнике пожертвований обители (« Libellus defundatione monasterii ») приведены документы, подтверждавшие права Ансельма на владение двумя церквями, расположенными на ранее заброшенных землях, только недавно отвоёванных Айстульфом у византийцев . Первый из документов, датированный 8 октября 751 или 752 года, подписан , второй (от 753 года) — королём Айстульфом и архиепископом Равенны . Вероятно, оба документа — позднейшие фальсификации, так как в них игнорируется подчинённость настоятеля Нонантолы , на территории епархии которой находилось аббатство .
Согласно агиографическим источникам, в 752 или 753 году Ансельм в сопровождении короля Айстульфа прибыл в Рим . Здесь он передал папе Стефану II (III) в дар монастырь в Нонантоле, взамен получив от понтифика должность первого настоятеля обители, а также разрешение ввести в аббатстве бенедиктинский устав . В 756 году он также получил от папы римского в дар мощи святого Сильвестра I , о чём упоминалось в датированной 776 годом булле папы римского Адриана I . Средневековые источники также свидетельствуют, что занимая пост настоятеля Нонантолы, Ансельм основал много приютов, в которых бедные и больные находились на попечении монастырской братии .
Однако по сообщениям источников светского характера, Ансельм получил мощи святого Сильвестра не от папы римского, а от короля Айстульфа, когда тот в декабре 755 года — январе 756 года во время осады Рима разграбил раннехристианские катакомбные погребения вдоль Соляной дороги .
Хотя папская булла 776 года считается подделкой , о получении мощей святого Сильвестра аббатством в Нонантоле в 756 году упоминается в одном не вызывающем сомнения документе. Согласно этому источнику, в октябре или ноябре этого года и епископ Реджио принимали участие в торжественной церемонии освящения церковного алтаря , в связи с чем обитель в Нонантоле получила название в честь этого святого — аббатство Святого Сильвестра . Вероятно, руководимое Ансельмом аббатство было не единственным итальянским монастырём, обладавшим реликвиями святого папы Сильвестра I, так как в 761 году Стефан II (III) передал часть мощей этого святого одной из римских обителей .
В первой редакции «Каталога аббатов Нонантолы» сообщается, что король Дезидерий , сменивший в 756 году на престоле Лангобардского королевства Айстульфа, удалил Ансельма из аббатства. На основании сохранившейся копии с оригинала хартии этого короля, изгнание произошло не ранее 758 года (возможно, в 760 или 761 годах). Возможно, оно было связано с анти-византийскими настроениями Ансельма. Вместо изгнанного настоятеля Дезидерий поставил аббатом Нонантолы своего протеже, некоего Сильвестра. О нём сообщается в хартии наследного принца Адельхиза от 771/772 года, но его имя отсутствует в «Каталоге аббатов Нонантолы», в котором в это время настоятелем назван некий пресвитер Вигиланций (или Валентин), якобы, местоблюститель должности главы обители во время отсутствия Ансельма .
Согласно более позднему варианту жития Ансельма, святой семь лет провёл в монастыре Монтекассино . Только после поражения Дезидерия в войне с королём франков Карлом Великим в 774 году святой смог возвратиться в Нонантолу . Вероятно, автор жития ошибся в исчислении лет, проведённых святым в Монтекассино: согласно историческим источникам, этот период не мог быть менее четырнадцати лет .
По свидетельству одной средневековой хроники, приписываемой жившему в XI веке нотарию , вернувшись в Нонантолу, Ансельм быстро наладил сотрудничество с новым правителем Италии . Согласно этому источнику, после взятия Павии Карл Великий направил на подчинение всё ещё сопротивлявшегося города Брешиа своего приближённого Исмонда . Тот же обратился за помощью к Ансельму Нонатолскому, прося того убедить Потона , герцога Брешии и племянника короля Дезидерия, и брешианского епископа Ансоальда подчиниться воле короля франков и прекратить сопротивление. Однако миссия Ансельма, посетившего лидеров мятежников, не увенчалась успехом .
Несмотря на эту неудачу, во время правления Карла Великого Нонантолское аббатство получило от этого правителя Франкского государства ряд привилегий и пожалований . Одна из дарственный хартий была дана королём Ансельму вскоре после пленения Дезидерия, другая — в 776 году .
После возвращения в Нонантолу Ансельм снова стал настоятелем этого аббатства. При нём число монахов, проживавших в обители, достигло тысячи ста сорока , что, вероятно, является преувеличением автора жития святого . В каталоге архива Нонантолского аббатства, составленном около 1000 года, сообщалось о приобретении Ансельмом нескольких рукописей .
Будучи аббатом в течение пятидесяти лет, Ансельм скончался в Нонантоле 3 марта 803 года . Его тело было похоронено в монастырской церкви . В Нонантоле и Чивидале-дель-Фриули он до сих пор почитается как святой покровитель этих городов .
Согласно « Римскому мартирологу », день памяти святого Ансельма Нонантолского отмечается католиками 3 марта .